Сборник - Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)"
Описание и краткое содержание "Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена памяти одного из самых значимых иерархов в истории Русской Церкви XX века, последнего перед закрытием настоятеля Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского). Владыка был яркой незаурядной личностью: аскет, ученый монах, ревнитель святоотеческого Православия и в то же время активный борец с революцией, монархист, печальник о судьбе русского народа. Он оказал огромное влияние на церковную политику по отношению к богоборческой власти, был образцом непреклонного стояния в вере. Но о жизненном пути Владыки, особенно в послереволюционное время, до сих пор известно очень мало. Подробное повествование о последнем, «расстрельном», деле Владыки не только поможет гораздо больше узнать о его голгофском пути, но еще и поставит перед читателем вопрос, который каждый должен решить для себя сам: насколько можно верить тому, что написано в протоколах допросов следственных дел 30-х годов?
Вопрос: Вы продолжаете настаивать на своих предыдущих показаниях о том, что Вами в гг. Владимире и Киржаче были созданы ряд контрреволюционных групп церковников «Истинно-православной веры», которые якобы связи между собой и руководящего центра не имели.
Ответ: Нет. По этому вопросу я свои предыдущие показания дополняю следующими: Я признаюсь в том, что мною при активном участии некоторых лиц, в пределах Ивановской и Московской областей были созданы нелегальные антисоветские группы церковников «Истинно-православной веры», которые имели между собою тесную связь и единое руководство.
Вопрос: Кем возглавлялось руководство группами?
Ответ: Руководство группами возглавлялось мной и ссыльным архиепископом Федором Поздеевским. Каждая в отдельности группа (за исключением моего, так называемого «скита» и Поздеевского) имела своего руководителя из числа старших монахов-архимандритов.
Вопрос: Кем возглавлялись эти группы?
Ответ: Вторая группа в г. Киржаче возглавлялась архимандритом Серафимом Климковым, в г. Зарайске – архимандритом Соловьевым Поликарпом.
Вопрос: На допросе 9/1-с.г. Вы, не желая выдавать других участников организации, отказались называть их. Вы продолжаете настаивать на этом?
Ответ: Нет, я больше на этом не настаиваю. Я согласен назвать всех участников организации.
Вопрос: Назовите.
Ответ: Кроме меня и архиепископа Поздеевского, активными участниками упомянутой организации являлись… (Л. 208.)
И дальше идет список имен, полностью повторяющий список из допроса Голубцова 2 февраля, даже в том же порядке. Все, кто жили в Киржаче и были арестованы одновременно – архимандрит Симеон, его послушники и помощницы-монахини. Архимандрит Серафим (Климков) чудом избежал ареста, по воспоминаниям П.Е. Мачкиной (будущей схимонахини Даниилы, t 1999), он в эти дни уезжал в Москву к зубному врачу и его успели предупредить, что пошли аресты и возвращаться нельзя. Отца Павла (Троицкого) в 37-м не смогли арестовать, его искали до 39-го.
На втором допросе 9 января у о. Симеона в протоколе возникли только фамилии тех, кто вместе с ним был арестован. Остальные фамилии появились в протоколе допроса Голубцова 17 января, и затем этот список был значительно дополнен в протоколе допроса того же Голубцова 20 января. Даже по «контрреволюционным группам» все были распределены в протоколе его же допроса 2 февраля. Названы были практически все даниловцы, кроме двоих: Хотяинцевой Ольги и Каретниковой Александры Ипатьевны – монахини Ермогены, келейницы владыки Феодора, которую Голубцов знать не мог, а в письмах, изъятых у отца Симеона она, конечно же, упоминается, поэтому и появляется она в протоколе допроса отца Симеона б февраля, правда, с неправильным отчеством Игнатьевна, что еще раз свидетельствует о том, что отец Симеон, скорее всего, никого не называл, а все взято из плохо читаемых бумаг.
В деле № 8151-П есть протокол допроса Холмогорова от 9 февраля. В деле № 7014-П копии этого протокола, почему-то, нет. В нем речь идет о том, что «Сов. власть организованно уничтожает религию и насаждает безбожие среди верующих» и это «вызывает враждебное отношение духовенства к Сов. власти», а затем идет перечисление «практических задач» контрреволюционной организации – полный повтор, слово в слово, «задач» из допроса Голубцова 2 февраля: «сохранить старые церковные кадры», «создать подпольную церковь», «вовлечь в антисоветскую деятельность наибольшее число верующих». (Л. 65.)
Дальше идет протокол допроса обвиняемого Холмогорова, уже совершенно очевидно целиком построенный на переписке с архиепископом Феодором, изъятой при аресте отца Симеона. Это, в общем-то, даже и не скрывается. Просто берутся данные и цитаты из писем, даже со ссылками на эти письма:
Каретникова Александра Ипатьевна (монахиня Ермогена).
Хотяинцева Ольга Васильевна (монахиня Ольга). 1936 г.
Протокол допроса обвиняемого Холмогорова M. M. от 10 февраля 1937 г.Вопрос: Расскажите, в чем выражалось руководство антисоветской деятельностью организации со стороны ссыльного архиепископа Поздеевского?
Ответ: Руководство ссыльного архиепископа Поздеевского деятельностью нашей организации церковников за последние два года выражалось в ряде письменных указаний. Так, например, в письме ко мне в конце 1935 года (точной даты этого письма не помню) он мне писал о том, чтобы нелегальные группы церковников на местах (которые он называл «скитами», «обителями», тайными общинами и т. д.) организовывались из 4–5 человек, не более, во избежание провала организации.
В ряде других писем уже в 1936 году он неоднократно давал указания о порядке устройства церковных служб в «скитах», кого и на каких условиях принимать в организацию и допускать на тайные сборища. Менее надежных он рекомендовал принимать только для беседы, а более устойчивых и близких наших сторонников допускать и на сборища.
В конце 1935 года мы с Поздеевским переписывались по вопросу, принимать или не принимать в организацию монашествующего Серафима Голубцова. Я Поздеевскому писал, что Голубцов Серафим настроен резко против нашей антисоветской платформы ссыльных епископов и состоять в нашей организации не может. Поздеевский мне ответил, что Голубцова принимать не надо.
В ряде указаний в отношении отдельных послушников, работающих в советских учреждениях, Поздеевский высказывал явно контрреволюционные взгляды. Например, в начале 1936 года он писал, что теперь, якобы, созданы такие условия жизни для народа, при которых уничтожена личная свобода и человек неволен распорядиться сам собой.
В другом письме Поздеевский наряду с указанием по вопросу внутреннего устройства «скитов» сообщил мне свое «раскаяние» о том, что не выступил активно против передачи государству церковного имущества. (Это отметим, потом, уже в допросах еп. Феодора, это будет выдаваться за «живые» показания владыки! – Ред.) Это место из его письма нами было понято, как указание о том, что возглавляемая нами подпольная «Истинно-православная церковь» высказывается против закона о национализации церквей, монастырей и имущества церковной организации.
Вопрос: С кем из епископов-сторонников контрреволюционной платформы подпольной церкви Вы и Поздеевский имели связь?
Ответ: Лично я, бывая в г. Владимире, два раза встречался и беседовал с нелегально проживающим епископом Сахаровым Афанасием. Было это в 1935 г. С кем связан Поздеевский, я не знаю. С Поздеевским мы в нескольких письмах обменивались мнениями о занимаемой позиции ссыльным митрополитом б. Казанским Кириллом Смирновым». (Л. 209.)
2 февраля допросы Голубцова оканчиваются, постановлением от 13 апреля и 13 июля 1937 г. (№ 8151-П, л. 2) его дело выделяют из дела Холмогорова и др. и приобщают к следственному делу Поздеевского и др.
Но в деле Поздеевского есть только эти несколько допросов Голубцова декабря – февраля, и на этом все обрывается, нет этой фамилии и в обвинительном заключении по этому делу. Есть протокол очной ставки с Коренченко, на которой Коренченко продолжает отрицать свое участие в контрреволюционной организации, а Голубцов же подтверждает свои показания, что Коренченко тайный монах и активный участник контрреволюционной организации и пытался его вербовать.
Эта очная ставка проходит 4 марта – в этот день арестовывают находящегося в ссылке в Сыктывкаре архиепископа Феодора (Поздеевского). К этому времени материалы для его обвинения уже в основном готовы, причем материалы весьма обширные…
3. Арест архиепископа Феодора
Итак, настоятель Данилова монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский) в последний раз был арестован 4 марта 1937 года, когда он находился в ссылке в городе Сыктывкаре.
Сразу же, в справке на арест, было названо, в чем, в сущности, обвиняется владыка Феодор, и это обвинение практически не изменилось за время следствия:
«Является руководителем подпольной контрреволюционной организации церковников, так называемое "Всероссийское иноческое братство".
Организация ставила задачей:
а) Организованно поддерживать и сохранить старые церковные кадры и систематически пополнять их путем тайных постригов в монашество из мирян.
б) Создать свою подпольную церковь "истинно-православной веры", в которую собирать церковников и духовенство, враждебно относящихся к Советской власти, т. е. создать такую организацию, которая имела бы широкие связи среди верующих и проводила антисоветскую деятельность.
в) Под предлогом организации тайных церковных общин, т. н. "домашних скитов" и "обителей" вовлечь в антисоветскую деятельность наибольшее число верующих, обрабатывая их против мероприятий Советской власти.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)"
Книги похожие на "Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник - Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)"
Отзывы читателей о книге "Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)", комментарии и мнения людей о произведении.