Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Феномен зависти. Homo invidens?"
Описание и краткое содержание "Феномен зависти. Homo invidens?" читать бесплатно онлайн.
Что такое зависть? Если кратко и просто: глубоко укоренившаяся естественная реакция человека на чье-либо превосходство… С древнейших времен людям была свойственна печаль о благополучии ближних. Зависть не только терзает душу и тело завистника, истощает его, но и доставляет мучения окружающим, следовательно, является порочной. Чему чаще всего завидуют? Деньгам, славе, красоте, здоровью? В чем секрет живучести зависти? Ведь люди не перестают и не устают завидовать! Может, находят удовольствие в этом страдании? Или мы созданы разноуспешными и завистливыми, дабы не почивать на лаврах, а стремиться к большему? Эта лишь малая толика вопросов, которые поднимает автор. Ответы на них и на многие другие можно найти в этой книге, которая, надеемся, заинтересует читателя.
Многие волнуются перед важной встречей или публичным выступлением. Проигрывая заранее возможные сценарии, мы надеемся произвести хорошее впечатление, не допустить оплошность, не быть отвергнуты окружающими. Большинство такое волнение бодрит и мобилизует, рождает нужные слова и эмоции, дарит вдохновение. Некоторых – приводит в полное замешательство и повергает в панику: дрожат руки, краснеют лицо и шея, выступает пот, накатывают приступы тошноты, пересыхает горло, цепенеют руки и ноги. Если подобные симптомы возникают редко, человек в конце концов справляется с переживаниями и не избегает провоцирующих их ситуаций, нет оснований для постановки диагноза. Если же такого рода стресс приобретает устойчивый и разрушительный характер, основания – увы – появляются, и диагноз этот именуется «социофобия» или в развернутом варианте – «социальная фобия» (от греч. «страх»).
DSM – IV (четвертое издание принятого в США Диагностического и статистического руководства психических расстройств) критериями диагноза социофобии называет[168]: 1) выраженное и постоянное чрезмерное или необоснованное чувство страха перед определенной ситуацией, которая может возникнуть на работе или в социальном окружении, включая встречу с незнакомыми людьми и возможность критики со стороны других. Озабоченность собственным самоунижением или смущением; 2) беспокойство, вызываемое возникновением подобных ситуаций; 3) признание факта неадекватности или необоснованности опасений; 4) избегание пугающей ситуации; 5) выраженный дистресс или ухудшение. Согласно сегодняшним представлениям, различают два подвида социальной фобии: специфическую и генерализованную[169]. В первом случае люди испытывают чрезмерный стойкий страх перед одной или несколькими социальными ситуациями, например, при выступлении на людях, в общественном туалете или в процессе еды и письма на виду у всех. Они либо избегают эти ситуации, либо с трудом терпят их, испытывая сильнейший дистресс. Многие авторы отмечают: самая распространенная среди специфических социофобий – страх публичных выступлений, свойственный не только «простым» людям, но и профессиональным музыкантам, актерам, певцам. Генерализованная социофобия предполагает необоснованную боязнь любых ситуаций контакта, «широкий страх неадекватных действий, когда на человека смотрят другие люди»[170]. Генерализованной социофобии часто сопутствует избегающее личностное расстройство[171] – неспособность спокойно общаться с другими людьми, вызывающая острую тревогу и сопровождающаяся низким самоуважением и чрезмерной застенчивостью. Такие люди во что бы то ни стало стремятся избежать малейших признаков отвержения и пренебрежения и готовы видеть насмешки и оскорбления в самой, казалось бы, благоприятной обстановке. Каждому, конечно, хочется гарантированного успеха в общении – патологические нелюдимы не в счет, – но далеко не каждый гипертрофированно чувствителен к критике, унижению, просто неловкости, как люди с таким расстройством.
Российская статистика мне не известна, по американским данным, «на каком-то этапе жизни диагнозу социальной фобии удовлетворяют около 11 % мужчин и 15 % женщин»[172]. Р. Комер, один из известных патопсихологов США, говорит о 8 % населения, испытывающих эти проблемы, отмечая, что на трех женщин с социофобией приходится двое мужчин[173]. Дж. У. Биик, много лет проработавший в Клинике тревожных расстройств Психиатрического центра Амстердама и предложивший широкой публике самоучитель по преодолению социофобии, говорит, что страх перед обществом в определенный период жизни испытывают от 3 до 13 % людей, на протяжении всей жизни социофобией страдают от 1 до 2,5 %[174]. Не думаю, читатель, что здесь важны и возможны точные подсчеты. Душевные расстройства – материя тонкая, не все готовы и могут поделиться ею даже со специалистами. Однако ясно, речь не о редкостном психологическом недуге, а о весьма массовом, причем поражает он главным образом молодых. Голландский профессор указывает: «страх общения обычно возникает между пятнадцатью и двадцатью годами»[175], а его американские коллеги свидетельствуют о «повышении распространенности социальных фобий у молодых людей»[176]. Понятно, что многим из нынешних молодых те же проблемы будут сопутствовать и в зрелые годы, ведь все мы, как известно, родом из детства. Хорошо еще, если страдающим социофобией удастся оградить от нее собственных детей, а это получается не всегда. Так, Р. Комер сообщает об исследовании, в ходе которого выяснилось, что 78 % матерей застенчивых малышей в прошлом или в настоящем страдали тревожными расстройствами, в половине случаев – социофобией[177].
Социальные страхи и фобии, по определению, предполагают боязнь представителей собственного вида, причем боязнь стойкую и гипертрофированную, не связанную с наличием реальной угрозы. Главным и единственным угрожающим фактором для человека, подверженного социофобии, является взгляд другого – чаще незнакомого – человека. Авторы «Анормальной психологии» в разделе о данном расстройстве описывают его течение у конкретного пациента, одинокого мужчины 35 лет, хирурга по специальности, обратившегося в клинику с жалобой на давно возникшую нервозность и постоянную тревогу в контактах с окружающими[178]. Во время операций, когда лицо его прикрыто маской, он без труда общался с другими хирургами и сестрами, находившимися в помещении. Беда начиналась, когда он выходил из операционной и вынужден был перекинуться несколькими словами с родственниками больного или медицинским персоналом. Необходимость активного разговора и контакта глаз вызывала панические атаки, сопровождавшиеся сильным сердцебиением, страхом сойти с ума и чувством, что его сознание «отключается». Причем пусковым механизмом этих страхов и приступов паники служило именно установление контакта глаз, проще говоря, встреча взглядов.
Итак, читатель, страшно и опасно бывает не только смотреть, как мы с вами уже выяснили, обратившись к мифологии и Ветхому Завету, но и быть увиденным, особенно пересечься взглядами с себе подобными, как свидетельствует вполне научная дисциплина патопсихология. Более того, страх такой «встречи» может приобрести фобический характер. У него даже есть собственное имя, как вы, возможно, слышали – омматофобия, боязнь глаз. Не слышали? Не тушуйтесь: специалисты, с которыми я консультировался, тоже не сразу вспоминали это редкое словцо, образованное от греческого omma (ommatos), т. е. «глаз», и phobos – «страх». Зато каждому из нас хорошо знакома прародительница и родная сестра омматофобии – боязнь сглаза и тесно связанная с ней вера в «дурной глаз». Признайтесь, читатель, хотя бы раз в жизни вы стучали по дереву, чтобы «не сглазить» или трижды сплевывали через левое плечо по той же причине? Эти ритуальные действия стали настолько привычно-автоматическими, что мы чаще всего не отдаем себе отчет о природе вызвавшего их суеверия.
Сглазить, согласно Толковому словарю Д.Н. Ушакова, – «повредить кому-нибудь, испортить кого или что-нибудь дурным глазом», в переносном значении «повредить успеху, благополучному завершению чего-нибудь, наперед говоря, предсказывая что-нибудь»[179]. Словарь Н.Ю. Шведовой дает аналогичную трактовку: «навредить кому-нибудь дурным глазом (взглядом, приносящим неблгополучие, несчастье)» либо «похвалами, предсказанием чего-нибудь хорошего накликать плохое»[180]. По В.И. Далю, синонимами сглаза являются «порча, призор или уроки, озев»[181]. По логике этих дефиниций, сглаз – результат действия разрушающей все хорошее злобной мистической силы, содержащейся во взгляде наблюдателя либо вызываемой к жизни похвалами собеседника. Таким образом, у сглаза две ипостаси: зрительная и речевая. Наличие второй подвигло авторов фундаментального «Нового объяснительного словаря синонимов русского языка» включить глагол сглазить в одну синонимическую группу с глаголами напророчить, накаркать и накликать, поскольку они «относятся к какому-то неосторожному высказыванию, притом обозначают не только само речевое действие, но и ка-кие-то нежелательные изменения в реальности»[182]. «Напророчить» мы говорим, когда сбываются наихудшие опасения, «сглазить» же предполагает утрату чего-то приносящего радость. Различие несомненно: в первом случае высказанные страхи «материализовались» и навлекли несчастье, во втором – неосторожные похвалы спугнули счастье. Несомненно и сходство: в обоих случаях речь идет о негативной динамике событий, порожденной магией произнесенных слов.
Мистика взора, магия языка, определяющие ход человеческой жизни… Вспомнили древнеегипетские ритуалы, читатель? А теперь наберите слово «сглаз» в любой поисковой системе Интернета. Сотни тысяч ссылок, среди которых множество обращений за помощью в снятии сглаза и еще большее количество предложений соответствующих услуг. Что волнует «пострадавших» от сглаза? Внезапное ухудшение здоровья, не поддающееся врачебному диагнозу и таблеткам. Резкое и явно не мотивированное изменение интимно-личностных и семейных отношений. Долго не прекращающиеся капризы и плач детей младшего возраста после встречи с похвалившими их посторонними. Необоснованные апатия и депрессия. «Все хорошо, а жить не хочется», – пишет одна из обратившихся. Карьерные проблемы мужей, которые в глазах жен объяснимы лишь действием стимулированной завистью злобы. Непонятное ухудшение внешнего вида. Таковы в порядке распространенности основные причины обращения за помощью пострадавших от сглаза, примерно в трети случаев эти причины носят комбинированный характер: пришла беда – отворяй ворота. Диагноз беды – сглаз – поставили сами обратившиеся, в основном женщины. Большинство из них уверены, что знают сглазившего их или близких завистника.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Феномен зависти. Homo invidens?"
Книги похожие на "Феномен зависти. Homo invidens?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?"
Отзывы читателей о книге "Феномен зависти. Homo invidens?", комментарии и мнения людей о произведении.