Владислав Уруков - Общее учение о векселе

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Общее учение о векселе"
Описание и краткое содержание "Общее учение о векселе" читать бесплатно онлайн.
В издании обосновано учение о векселе исходя из дуалистического понимания векселя, теоретические положения и выводы подкреплены материалами правоприменительной, судебной и судебно-арбитражной практики по векселям.
Рассчитано на аспирантов, юристов-практиков, преподавателей и студентов юридических и экономических ВУЗов.
Кроме того, как нами указывалось, текст Положения о переводном и простом векселе 1937 г. не учитывает особенностей и тенденций развития грамматики русского языка за прошедшие более чем 60 лет. Перевод текста Единообразного вексельного закона с немецкого на русский язык также не выдерживает критики, на что неоднократно обращалось внимание в специальной литературе.
Женевскими вексельными Конвенциями предусматривается регулирование отдельных вексельных отношений на основе национального закона, а в других случаях – право на использование норм Единообразного Закона о переводном и простом векселе или на создание на их основе своих норм вексельного права. Так, согласно ст.3 Приложения 2 Конвенции о Единообразном Законе о переводном и простом векселе, каждая из сторон сохраняет право не включать статью 10 Единообразного Закона в свой национальный Закон. Ст. 5, 6 Приложения № 2 Конвенции разрешает включить в ст. 38 Положения о переводном и простом векселе на территории России норму, допускающую предъявление переводного векселя в расчетную палату как равносильное предъявлению к платежу. Используя это положение, можно было решить ряд практических вопросов, возникающих в связи с предъявлением векселя к оплате, тем более, учитывая актуальность темы для России, где зачастую невозможно отыскать местонахождение обязанных по векселю лиц, и возникают большие трудности с установлением местонахождения векселедателя, акцептанта и других обязанных лиц. Конечно, создание расчетных палат для регистрации сделок с векселями связано с дополнительным финансированием со стороны государства, но этот вопрос можно решить по-другому. Например, возложение функций расчетной палаты в данной местности в законодательном порядке возможно на одного из нотариусов. При этом векселедатель, векселедержатель, акцептант, индоссанты и другие участники вексельных отношений всегда имеют наводить любые справки в отношении оплаты своих векселей, и в случае необходимости оплатить их. Тем самым, они, например, могут освободить себя от вексельных санкций, предусмотренных за просрочку оплаты векселей. А векселедержатель будет иметь уверенность в том, что предъявление векселя будет осуществлено в надлежащем порядке. Кроме того, принятие отдельного вексельного Устава сняло бы противоречия или неясности в вексельном законодательстве. Так, в соответствии со ст. 18 Приложения № 2 Конвенции, устанавливающей Единообразный Закон о переводном и простом векселе, каждая сторона национальным законом имеет право предусмотреть, что некоторые рабочие дни будут в отношении предъявления к акцепту или платежу или всяких иных действий по переводному векселю приравнены к нерабочим дням. Определение нерабочего дня имеет важное практическое значение, так как от правильного определения нерабочего дня, прежде всего, зависит реализация своих прав против индоссантов векселедержателем, или же, например, могут наступать неблагоприятные последствия для него вследствие упущения протеста. Во-вторых, протест векселя может быть признан судом недействительным ввиду нарушения норм закона о нерабочих днях. И, наконец, правильное определение нерабочего дня дает возможность для своевременного предъявления векселя к оплате. Актуальность этого вопроса, которую заметил еще С. М. Барац[251], имеет существенное значение для России, где ее субъектами устанавливаются дополнительные нерабочие дни. Например, в Чувашской Республике 26 июня объявлено Днем чувашской государственности и нерабочим днем на территории Республики. Или же в отдельных субъектах, где преобладает мусульманское население, также установлены нерабочими днями Высшие мусульманские праздники. Поэтому векселедержатель, который находится или проживает в другом регионе России, может не знать и не должен знать, что на территории субъектов Российской Федерации введены дополнительно нерабочие дни. Действующее законодательство о выходных днях не всегда позволяет провести различие между выходными и рабочими днями для вексельного обращения. Если использовать трудовое законодательство, то оно допускает такие ситуации, когда второй выходной день у организации будет разным, тем более, оно не учитывает выходные дни, установленные в субъектах Российской Федерации. По мнению некоторых ученых, проблема может быть решена следующим образом: «При определении выходных дней, которые не должны включаться в срок совершения протеста, необходимо исходить, прежде всего, из обусловленного выходного дня – воскресенья… Если же у векселедержателя выходной день – суббота, а у векселедателя простого векселя – понедельник, то данное противоречие должно быть решено в пользу вексельного должника»[252]. Несомненно, и такое толкование «нерабочего дня» не может в полной мере разрешить эту проблему, так как у суда может быть иное мнение. Все это порождает и будет порождать споры, связанные как и с предъявлением векселя к оплате, так и с протестом векселя. Указанные противоречия, как представляется, могут быть решены только на законодательном уровне. Необходимо включить в вексельный закон нормы, регулирующие понятие «нерабочего дня». Целесообразно в нем в качестве нерабочего дня определить только субботу и воскресенье, а также праздничные дни.
В соответствии со ст. 1 Конвенции о гербовом сборе в отношении простых и переводных векселей страны-участницы Конвенции обязуются предусмотреть в своем законодательстве, что действительность обязательства сторон по векселю и осуществление ими вытекающих из них прав могут быть обусловлены с соблюдением постановлений о гербовом сборе. Они могут, однако, приостановить осуществление этих прав до уплаты гербового сбора в установленном ими порядке, а также возникшей пени. Они могут равным образом решить, что характер и последствия документа, подлежащего немедленному исполнению, которому согласно законодательству мог быть присвоен переводной и простой вексель, будут обусловлены тем, что гербовый сбор был при самом составлении документа надлежащим образом оплачен, согласно постановлениям законов. Неуплата гербового сбора по векселю в странах, где он предусмотрен законом, не лишает документ вексельной силы. Автор полагает, что это положение Конвенции необходимо включить в Российский вексельный Закон, где нужно предусмотреть под страхом утраты документом вексельной силы уплату гербового сбора хотя бы одним векселедателем, так как в этом случае резко повышается надежность векселя в связи с тем, что данные на такое лицо и индивидуальные признаки векселя остаются на месте оплаты гербового сбора. Вексельный Закон (Устав о векселях), как автор полагает, должен состоять из трех частей. В первую часть необходимо включить текст Единообразного вексельного Закона с изменениями и оговорками, допускаемыми Конвенцией. Вторая часть должна содержать нормы и институты вексельного права, не предусмотренные Женевскими Конвенциями, но не противоречащие им. Эта же часть должна содержать нормы о векселеспособности лиц, в ней должны быть уточнены и остальные институты Единообразного вексельного Закона. Кроме этого, во вторую часть может быть включен перечень дней, которые вексельным законодательством признаются рабочими и нерабочими, а также порядок предъявления векселя к оплате в учреждения, выполняющие функции расчетной палаты. Особенности уплаты гербового сбора и последствия его неуплаты также должны быть указаны во второй части. В третьей части должен быть обозначен вексель, применяемый на территории России, раскрыты термины и понятия, содержащиеся в предусмотренных двух частях и других законодательных актах.
Вышесказанное позволяет прийти к следующим выводам:
I. Основополагающими нормативными актами, составляющими современное вексельное законодательство России, являются пять нормативов:
1. «Конвенция, устанавливающая Единообразный Закон о переводном и простом векселе» от 7 июня 1930 года;
2. «Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях» от 7 июня 1930 года;
3. «Конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей» от 7 июня 1930 года;
4. «Положение о переводном и простом векселе», введенное в действие постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 года № 104/1341;
5. Федеральный Закон от 11 марта 1997 года № 48 – ФЗ «О переводном и простом векселе»;
6. Нормы гражданского законодательства применимы к вексельным отношениям постольку, поскольку они не противоречат вексельному законодательству и совместимы с юридической природой векселя.
7. Все другие подзаконные акты: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, изданные или принятые для регулирования вексельного обращения, – носят только рекомендательный характер.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Общее учение о векселе"
Книги похожие на "Общее учение о векселе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владислав Уруков - Общее учение о векселе"
Отзывы читателей о книге "Общее учение о векселе", комментарии и мнения людей о произведении.