Елена Матвеева - Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет"
Описание и краткое содержание "Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет" читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание представляет собой практическое отраслевое пособие, адресованное бухгалтерам, как начинающим, так и уже имеющим профессиональный опыт в сфере деятельности по оказанию услуг сотовой связи. В пособии рассматриваются вопросы организации и оптимизации бухгалтерского и налогового учета в салонах сотовой связи в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, положениями по бухгалтерскому учету и Налоговым кодексом РФ. В издании показаны специфика учета товарно-материальных ценностей, суммовых разниц, доходов и расходов, особенности формирования учетной политики, а также правовые основы существования организаций, оказывающих услуги операторов сотовой связи. Отдельно рассмотрены вопросы построения раздельного учета в салоне сотовой связи при одновременном осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности и применении разных налоговых режимов. Данное пособие может быть полезно руководителям, финансовым директорам, экономистам, работающим на рынке оказания услуг сотовой связи, а также всем, кто интересуется обозначенным кругом проблем.
Елена Викторовна Матвеева
Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет
1. Современная инфраструктура рынка услуг сотовой связи в России
На сегодняшний день инфраструктуру рынка услуг мобильной связи стандарта GSM в России можно охарактеризовать в виде двухуровневой системы. Первый уровень этой системы занимают немногочисленные федеральные операторы, такие как МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», представляющие собой по существу крупные компании-олигополии, обеспечивающие подавляющую долю отраслевого производства и сбыта услуг мобильной связи на территории России. Второй уровень составляют многочисленные более мелкие операторы, такие как СМАРТС («Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелефонных сетей»), «Нижегородская сотовая связь», «Уралсвязьинформ», «Саратов-Мобайл» и другие, чья деятельность территориально ограничена одной или несколькими областями России. 2004 г. стал годом окончательного передела российского рынка услуг сотовой связи стандарта GSM между федеральными операторами. Но называть абсолютного лидера пока еще рано, ибо доли участников передела постоянно меняются. Однако тройка победителей уже определилась: это «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и «МегаФон».
Максимальных темпов внедрение федеральных операторов в регионы достигло в 2002 г., именно тогда выяснилось, что количество региональных клиентов сотовой связи впервые превысило число столичных, и, чтобы выжить дальше, федеральным операторам требовалось охватить зоной абонентского покрытия уже всю страну. Способы их проникновения в регионы не отличаются разнообразием: это или покупка действующих региональных компаний, когда федеральный оператор получает местный бренд, уже сформированную здесь абонентскую базу, развитую систему точек продажи и налаженные связи с дилерами, или создание собственных сетей путем строительства. Второй путь более трудоемок, но надежен, ибо оператор может использовать единую систему биллинга, самостоятельно выбирать техническую платформу и оборудование. Покупка же уже действующих компаний чревата сложной организацией управления таким приобретением, потому что скупленные фирмы зачастую отличаются по типологии сети и используемому оборудованию, имеют разную организационную структуру, которую долго приходится приводить к общему знаменателю.
Скупка уже существующих региональных компаний – тактика МТС. В ноябре 1993 г. специалисты «Мобильных ТелеСистем» получили первую в России лицензию на оказание услуг GSM-связи в столичном регионе. В 2001 г. произошел закуп сети в Петербурге, затем на Дальнем Востоке, в Поволжье и Сибири. Интенсивный рост абонентской базы в 2003–2004 гг. укрепил положение МТС как лидера сотовой связи не только в России, но и в странах СНГ, поставив его в один ряд с крупнейшими операторами Восточной и Центральной Европы. К январю 2005 г. «Мобильным ТелеСистемам» удалось подчинить более 15 млн абонентов на территории России, Украины, Белоруссии.
«ВымпелКом» со своим брендом «Билайн GSM» тоже продолжает активно осваивать регионы, но путем строительства собственных сетей. Основным поставщиком оборудования для этой компании является торговая марка «Ericsson». Несмотря на то что полноценный доступ к технологии GSM «ВымпелКом» получил на пять лет позже своего основного конкурента – «Мобильных ТелеСистем», эта стратегия активного роста и развертывания единой сети во всех регионах России принесла свои плоды. Сегодня «Билайн» – лидер по количеству охваченных регионов и темпам роста абонентской базы. В 2004 г. на полуострове Камчатка, недалеко от реки Паратунки, была установлена десятитысячная базовая станция сети «Билайн GSM», получившая название «Лесная». Место для ее установки выбиралось тщательно, с учетом сейсмичности района и его климатических особенностей.
Только лишь в крайних случаях, когда нет свободных частот, «Билайн» приобретает местных лидеров, например, как это было с компанией «Экстел-Телеком» в Калининграде. Наиболее успешные шаги ОАО «ВымпелКом» были сделаны в 2003 г., когда осуществился запуск сети в Санкт-Петербурге. В этом же году стал очевидным выход в лидеры в Сибири, произошло полное подключение всех субъектов Центрального региона России. На сегодняшний день эта сеть присутствует уже в 73 регионах России. Семьдесят третьим регионом единой сети «Билайн GSM» стала республика Тува. В 2004 г. «Билайн» получил статус международного бренда после выхода ОАО «ВымпелКом» на рынок Казахстана. Сегодня «Билайн» активно противостоит «Мобильным ТелеСистемам» на территории Украины. Освоение оставшихся регионов России и выход на рынки СНГ – вот основная задача, поставленная перед компанией «Билайн» в 2005 г.
Активно развивается и «МегаФон» – третий по численности абонентской базы оператор России. В ноябре 2003 г. Поволжье стало третьим «миллионным» регионом компании. Первым был Санкт-Петербург, где и сегодня, в отличие от Москвы и России в целом, «МегаФон» сохраняет доминирующее положение, опережая «Мобильные ТелеСистемы» и «ВымпелКом», вторым – Северный Кавказ. В Москве эта мобильная сеть стартовала в 2002 г., к концу 2003 г. компания присутствовала уже в 60 регионах России. В начале 2004 г. «МегаФон» активизировался на Урале и Дальнем Востоке.
Активному натиску «федералов» пока еще пытаются противостоять сильные региональные операторы. Жесткая конкуренция сохраняется на Урале. Здесь «большой тройке» успешно противостоит компания «Уралсвязьинформ». Однако с приходом ОАО «ВымпелКом» в Свердловскую, Челябинскую и Тюменскую области ситуация на Урале обострилась. Существует мнение, что «Уралсвязьинформ» сможет оставаться на лидирующих позициях не более полутора-двух лет. То же относится и к другим сильным региональным компаниям, таким как поволжский оператор СМАРТС («Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелефонных сетей») и «Нижегородская сотовая связь». Пока им удается удерживать «домашние» области (к их числу относятся Самарская, Саратовская, Нижегородская и др.), но с каждым годом это становится все более проблематично. Прогноз аналитиков неутешителен: в долгосрочной перспективе на рынке России останутся только три федеральных оператора, которые и скупят все остальные компании.
Осуществив глобальный захват рынка, федеральные операторы стараются теперь привлечь к своим региональным сетям наиболее массовую категорию – малоговорящих пользователей. И здесь ставка делается на удешевление стоимости услуг, на отказ от абонентской платы и супернизкие тарифы внутри сети. Подобные послабления абоненту далеко не всегда могут себе позволить местные операторы, и в этом-то и кроется основная причина того, что мелкие игроки постепенно уступают свои позиции на региональных рынках сотовой связи стандарта GSM. Напомним, что GSM (Global System Mobile – Глобальная система мобильной связи) является одной из современных цифровых систем, основанных на общеевропейском стандарте. Среди важнейших преимуществ данного стандарта можно отметить высокое цифровое качество передачи речи, шифрацию всей передаваемой информации, делающую невозможным несанкционированное прослушивание радиоэфира, автоматический роуминг, т. е. использование сети другого оператора, при котором вызовы абонента (пользователя услуг связи) тарифицируются в сети оператора, предоставляющего ему услуги связи. Услуга роуминга предоставляет абоненту возможность использовать его мобильный телефон даже в том случае, когда абонент находится в зоне действия других операторов стандарта связи GSM. Находясь в зоне обслуживания сети GSM, абонент может позвонить на любой стационарный или мобильный телефон в любой стране мира, а также получить вызовы с любого другого телефонного аппарата, ибо телефонный номер GSM не связан с мобильным аппаратом абонента, а введен в память персональной SIM-карты, дублирование которой невозможно. Технически SIM-карта представляет собой микрочип, содержащий сведения о конкретном телефонном номере и наборе услуг. Абонент может использовать свою SIM-карту с любым аппаратом GSM, сохраняя свой телефонный номер неизменным. На данном этапе стандарт GSM предлагает своим абонентам не только современные услуги мобильной связи, но и современные радиотелефонные аппараты таких ведущих компаний, как «Nokia», «Motorola», «Siemens», «Samsung», «Ericsson» и др.
Помимо GSM, в российских мегаполисах активно развертываются и сотовые сети перспективного стандарта цифровой связи CDMA 2000. Главный довод в их пользу – возможность обмена на высоких скоростях, недоступных для традиционных сетей GSM (GPRS). Технология CDMA предполагает «размазывание» сигнала по всему разрешенному диапазону частот. Это позволяет избавиться от помех, которые носят узкополосной характер. Единственным неудобством в использовании данного стандарта мобильной связи является одно обстоятельство. Абонент не может самостоятельно, т. е. без уведомления оператора, поменять свой мобильник, ибо его телефонный номер оказывается связанным исключительно с абонентским устройством, т. е. с самим мобильным телефоном, а не вставленным в него микрочипом, поскольку в стандарте CDMA SIM-карты не используются. Однако в отечественном CDMA-бизнесе есть еще одно слабое звено – довольно скудный ассортимент доступных моделей телефонов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет"
Книги похожие на "Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Матвеева - Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет"
Отзывы читателей о книге "Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет", комментарии и мнения людей о произведении.