Елена Матвеева - Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет"
Описание и краткое содержание "Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет" читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание представляет собой практическое отраслевое пособие, адресованное бухгалтерам, как начинающим, так и уже имеющим профессиональный опыт в сфере деятельности по оказанию услуг сотовой связи. В пособии рассматриваются вопросы организации и оптимизации бухгалтерского и налогового учета в салонах сотовой связи в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, положениями по бухгалтерскому учету и Налоговым кодексом РФ. В издании показаны специфика учета товарно-материальных ценностей, суммовых разниц, доходов и расходов, особенности формирования учетной политики, а также правовые основы существования организаций, оказывающих услуги операторов сотовой связи. Отдельно рассмотрены вопросы построения раздельного учета в салоне сотовой связи при одновременном осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности и применении разных налоговых режимов. Данное пособие может быть полезно руководителям, финансовым директорам, экономистам, работающим на рынке оказания услуг сотовой связи, а также всем, кто интересуется обозначенным кругом проблем.
В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, предусмотренные договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты предоставляются агентом по мере исполнения им договора или окончания срока действия этого документа. Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым принципалом (ст. 1008 ГК РФ). При этом оператор вправе самостоятельно разрабатывать формы отчетных документов (реестров, таблиц, актов сверки и т. п.), на основе которых потом формируются первичные бухгалтерские документы (акты оказания услуг). В сфере оказания услуг сотовой связи отчетным периодом обычно считается календарный месяц. В течение месяца агент производит реализацию SIM-карт, телефонных карт, а также собирает наличные платежи с пользователей. По истечении месяца поводятся итоги, и информация заносится в формы отчетных документов, предлагаемых операторами, к которым прилагаются и вторые экземпляры заключенных агентом абонентских договоров. Эти экземпляры остаются на хранении у оператора.
Аналогичным образом, но уже на основе заключенных субагентских договоров регулируются отношения агента и субагента в сфере оказания услуг сотовой связи. Согласно ст. 1009 ГК РФ, если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения данного договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. Российское законодательство разрешает предусматривать в агентском договоре обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора. На практике в сфере оказания услуг сотовой связи обычно так и происходит. Каждый оператор в каком-либо регионе нашей страны может иметь в среднем от одного до десяти агентов, торгующих его услугами «по-крупному», можно сказать «оптом». Для дальнейшего сбыта услуг агенты заключают субагентские договоры с многочисленными салонами сотовой связи или сетями салонов, являющимися уже конечными перепродавцами услуг потребителю. По своему юридическому статусу эти салоны и являются субагентами. Но следует помнить, что в соответствии с российским законодательством субагенты уже не вправе заключать с третьими лицами (абонентами) сделки от имени лица, являющегося принципалом по агентскому договору. Поэтому, заключая абонентский договор, субагент ссылается в нем на имя агента как представителя определенного оператора сотовой связи и не указывает своего наименования, хотя взимает денежные средства за услуги связи через кассу своей организации и выдает кассовый чек (а при необходимости и товарный чек) со своими собственными реквизитами. Под определение обязательств, вытекающих из агентского (субагентского) договора, попадает деятельность по принятию наличных платежей от населения за услуги связи. Агентами (субагентами) в этом случае выступают отдельные салоны сотовой связи или сети салонов, действующие обычно от имени и за счет принципала со всеми вытекающими отсюда последствиями, ибо принимаемые от населения деньги не являются собственностью агента (субагента), они лишь собираются и перечисляются (авансом или последующей оплатой) на счета принципала (субагент перечисляет деньги на счета агента). Агент (субагент), а не принципал в этом случае несет перед абонентом полную ответственность за своевременность проведения платежа и пополнение его счета, за исключением случаев, когда платеж не проводится по причине технических сбоев в биллинговой системе у самого оператора. Принципалом (агентом) в данной ситуации может выступать сам оператор (его региональный дилер). За оказанную услугу принципал (агент) выплачивает агенту (субагенту) вознаграждение в размере, установленном в договоре.
Агентскими договорами регламентируются и посреднические услуги, связанные с реализацией SIM-карт (подключений) и карт электронного платежа, когда SIM-карты и карты оплаты остаются собственностью принципала. Агент лишь реализует их по оговоренной с принципалом стоимости, получая за это свой процент. Стоимость же реализованных карт перечисляется принципалу в сроки, установленные договором. Возможен вариант, когда агент перечисляет принципалу стоимость реализованных им карт уже за вычетом своего вознаграждения.
Однако деятельность в сфере реализации услуг сотовой связи не всегда является чистым агентированием. Ведь некоторые виды обязательств, налагаемых оператором на агента (дилера) в рамках агентского договора, скорее напоминают определение купли-продажи, содержащееся в гл. 30 ГК РФ, это касается, например, приобретения в собственность агента (дилера) SIM-карт или карт экспресс-оплаты для их дальнейшей реализации потребителю. Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной собственности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. В соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота. Законом не установлены специальные правила купли-продажи SIM-карт и карты экспресс-оплаты, а значит, к их покупке у оператора (его представителя) применимы нормы ст. 454 ГК РФ, согласно которым по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Товаром по договору купли-продажи могут считаться любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 128, 129 ГК РФ.
Как видим, на практике при реализации услуг сотовой связи в рамках агентского договора смешиваются различные виды обязательств. Салоны сотовой связи, реализующие вышеназванные услуги, выступают не только как посредники (агенты (субагенты)), но и как перепродавцы (дилеры (субдилеры)). Понятие дилерской деятельности отсутствует в гражданском законодательстве России. Как экономический термин «дилер» означает продавца (перепродавца) какого-либо товара, действующего от своего имени и за свой счет. Число дилеров у каждого оператора обычно ограничено. Чаще всего таковыми являются наиболее крупные компании в регионе, имеющие широко развитую сеть сбыта. Однако этого признака не всегда достаточно, для того чтобы получить официальное дилерство у какого-либо оператора. Соискателям необходимо быть готовыми безоговорочно выполнять жесткие требования, предъявляемые оператором к посреднику, вплоть до соответствия местонахождение претендента на дилерство (субдилерство) требованиям маркетинговой политики оператора. Интерьер торговой точки посредника должен быть оформлен в соответствии с фирменным стилем оператора, ремонт торгового помещения произведен в соответствии с нормами и требованиями санэпидстанции и инспекции государственного пожарного надзора. Наличие удобных подъездных путей на общественном и личном транспорте, а также необходимых для совершения сделки по заключению абонентского договора предметов внутреннего интерьера (стола, стула, письменных принадлежностей) может являться одним из основных требований к претенденту на субдилерство. Оператор диктует, как и где должны быть размещены у будущего дилера (субдилера) рекламные материалы бренда, каков должен быть состав рекламно-информационного оформления, как лучше использовать товарный знак, фирменный логотип, какой должна быть наружная реклама, а также подсветка в ночное время суток. На точке обязательно присутствие рекламы тарифных планов, актуальных карт зоны абонентского покрытия, прайс-листов и т. д. Высокие требования предъявляются и к персоналу соискателя на дилерство (субдилерство), который не только должен пройти соответствующее обучение, но и получить сертификат, разрешающий заниматься реализацией услуг данного оператора. Часто федеральные операторы предъявляют к салонам сотовой связи требования по части квалификации персонала, необходимым условием которых является наличие навыков обслуживания VIP-клиентов. Если окажется так, что какая-то компания потеряет однажды свое дилерство у какого-либо оператора вследствие нарушения одного или нескольких пунктов договора, то вряд ли она получит его еще раз в ближайшее время. Некоторое время ей придется довольствоваться ролью субдилера.
Четкая иерархия перепродавцов услуг сотовой связи обеспечивается самим типом рыночной структуры, сложившейся в этой сфере экономики. Операторские компании-олигополии упрочили свое положение на рынке за счет отсутствия поля для широкой конкуренции и жесткого единоличного контроля над каналами сбыта. Ограниченный выбор поставщиков услуг связи на сегодняшний день ставит мелкого продавца в очень невыгодные условия: жесткий диктат по вертикали не дает посредникам в области сотовой связи достаточной свободы экономического маневрирования, а зачастую и принуждает посредника совершать действия, которые наносят прямые убытки его хозяйственной деятельности. В частности, так было с рекламными акциями, проводимыми в марте 2005 г. филиалом ОАО «ВымпелКом» в Саратове, когда при подключении абонентов к сети «Билайн GSM» последним в подарок выдавалась карта оплаты номиналом 1 долл. Предполагалось, что оплачиваться карта будет из средств, получаемых в виде вознаграждения дилерскими компаниями ОАО «ВымпелКом». Однако дилерские компании не стали брать на себя это финансовое бремя и в приказном порядке переложили это на плечи более мелких посредников – субдилеров, формально заставив подписать дополнительное соглашение к договору. Последние громко возмущаться не стали, ибо потеря субдилерства может обойтись дороже.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет"
Книги похожие на "Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Матвеева - Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет"
Отзывы читателей о книге "Услуги сотовой связи: бухгалтерский и налоговый учет", комментарии и мнения людей о произведении.