Евгений Морозов - Эволюция сознания. Современная наука и древние учения

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Эволюция сознания. Современная наука и древние учения"
Описание и краткое содержание "Эволюция сознания. Современная наука и древние учения" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена изучению сознания с холистической точки зрения. Эволюция индивидуального сознания рассматривается от хаоса (дисгармония, «ад») к порядку (гармония, «рай») через реализацию стремления персоны к целостности (Абсолюту). Исследование построено на научном анализе различных состояний сознания и рассматривает все основные виды как его развития, так и деградации.
Также подробно рассматриваются современные физические концепции сознания – от квантовой физики до путешествий во времени через «кротовые норы» и энергетические поля.
Автор книги – Евгений Вячеславович Морозов, кандидат исторических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, почетный доктор наук Международной Академии естественной истории (ФРГ), профессор Российской Академии Естествознания, заслуженный работник науки и образования.
Круг – бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства. В то же время кругу свойственна ориентация на центр (невидимый, но реальный; так, например, в некоторых мандалах центр не изображается, но «реконструируется» в ходе медитации). Круг с точкой в центре может быть рассмотрен как олицетворяющий процесс развития от одной точки и уподоблен эмбриону. Круг – это солярный символ, что обусловлено не только формой, но и круговым характером суточного и годового движения солнца. Соотносится со сферой как идеальным геометрическим телом, а также с числом десять, символом полного цикла, возвращения от множественности к единству. Связь круга и круглых форм с женским началом является хотя и не универсальной, однако широко распространенной.
Кроме симметрии, существует еще несколько признаков красоты – волнистость линий, фигурные окружности с четко обозначенными центрами. Они символизируют эллиптическое строение орбит Вселенной, а их центры – звезды, как источники света. Свет как таковой, вне зависимости от его источника, всегда притягивает к себе внимание своей яркостью и отличием от большинства других цветовых пятен, окружающих человека. Любое пятно, находящееся в центре субстанции однородного цвета привлекает к себе внимание. Возьмем феномен женской красоты. Невозможно подумать, что кто бы то ни было находил женщину привлекательной, если бы ее тело не характеризовалось волнистыми линиями и окружностями с четко обозначенными центрами. Конкретно речь идет о лице и его центре – носе, глазах и зрачках, губах и языке, груди и сосках, животе и пупке и т. д. Именно центры окружностей больше всего привлекают внимание мужчин, не будь их, женщина была бы лишь куском плоти. Эти центры являются символами звездного света, поэтому женщины пользуются косметикой, чтобы еще больше обозначить их – подкрашивают брови и ресницы, наносят тени с целью акцентировать внимание на глазах, румяна – на щеки, красят губы, открывают грудь и талию, вставляют блестящий пирсинг в пупок. Древние знали о том, что женщина является символом Космоса, поэтому косметика и космос – однокоренные слова. Все блестящее, несущее в себе значение звездного неба, манит человека, призывает его к Истокам. Отсюда же и любовь людей к яркому блеску ограненных драгоценных камней.
Одной из основных функций круга является разграничение внутреннего и внешнего пространства. Эта фигура связывается с защитой (магический круг, очерченный для защиты от нечистой силы, используется в различных традициях). Круг – одна из форм созидания пространства.
Различные архитектурные строения являются круглыми в плане, в форме окружности возводятся поселения.
В большинстве традиций космос, в качестве упорядоченного пространства жизни, предстает в виде шара, графически изображаемого посредством круга. В символике круга также нашла отражение идея цикличности времени (русское слово «время» прослеживается до корня со значением «то, что вращается»; зодиак, олицетворение года, – это «круг зверей»). Круг противопоставляется квадрату и в то же время соотносится с ним.
Например, в мандале внешний круг символизирует целостность универсума (Абсолют), вписанный в него квадрат – пространство обитаемого мира, тогда как круг внутри квадрата содержит сакральный объект почитания. В западной традиции представление о синтезе круга и квадрата воплощено в понятии квадратуры круга. В силу того, что круг традиционно соотносится с солнцем и рассматривается как самая совершенная из фигур, превосходящая прочие, господствующая над ними, то верховное божество также представляется в виде круга. В дзен-буддизме, где отсутствует понятие Бога, круг становится символом просветления как абсолюта. Китайский символ инь-ян, имеющий вид круга, разделенного пополам волнистой линией, символизирует взаимодействие, взаимопроникновение двух начал бытия.[171]
Другой интересный символ – монада. С древности она была тождественна мудрости. Единица, символом которой служит точка, ассоциируется с домашним очагом, потому что располагается в центре Вселенной. Она представляет первое движение Бездны и возникновение Универсального Ума. Число имеет только один параметр – Целостность, которая вмещает в себя все. Свое логическое продолжение эта теория получила в философии Г. Лейбница. Он полагал, что весь мир состоит из монад, под которыми он понимал живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет. Монады не имеют протяженности, фигуры, внешнего движения; их определения исключительно внутренние. Следовательно, непротяженна и вся Вселенная. Пространство не имеет собственной, независимой и отдельной реальности: оно только результат нашего смутного чувственного восприятия вещей. «Вещи представляются нашему чувственному пониманию только как внешние, как ряд совместных проявлений чуждых нам деятельностей: такое существование внешних явлений воспринимается нами, как протяженность их. Итак, пространство, поскольку мы отвлекаем его от того, что его наполняет, есть только порядок возможных сосуществующих явлений, так же как время есть порядок следования явлений. Реально в пространстве лишь внутреннее основание порядка явлений; но это основание не имеет чувственной наглядности, оно постигается только умом».
Каждая монада представляет весь мир; «каждая простая субстанция», говорит философ, «имеет отношения, которыми выражаются все прочие субстанции, и, следовательно, монада является постоянным живым зеркалом вселенной». Высший ум мог бы прозреть в каждой монаде всю вселенную со всем, что в ней когда-либо произошло, происходит или произойдет. Все монады отражают мир, но одни воспроизводят его лучше, другие хуже; с другой стороны, каждая монада, воплощая в себе некоторую особую точку зрения на вселенную, одни элементы действительности воспринимает яснее, как ближайшие к ней, другие – более смутно, как отдаленные. Лейбниц считал, что «каждое тело чувствует все события Вселенной, посему тот, кто способен к видению, может прочесть в любой отдельной вещи обо всем остальном, более того – обо всем, что случилось и случится, постигая в непосредственной данности то, что удалено во времени и пространстве». Между самой низшей монадой, которая представляет мир совсем смутно, и высшей монадой – Богом, все созерцающим с абсолютною ясностью и отчетливостью, существует бесконечный ряд промежуточных звеньев, монад более или менее совершенных.
Монада представляет собой автономный и самобытный мир, маленькую вселенную, ни от кого не зависящую и действующую только от себя. Если она представляет мир, то только потому, что мир сам находится в ней. Бог изначала сотворил каждую субстанцию таким образом, «что в ней все рождается из ее собственных источников, путем полной самопроизвольности в отношении к ней самой и, однако, при полном соответствии с внешними вещами». Иначе говоря, вещи потому кажутся действующими друг на друга, что Бог при самом создании мира устроил их развивающимися и живущими как будто в неразрывной связи между собой.[172]
Альтернативой монады является холон. Термин холизм был введен южноафриканским военным и политическим деятелем Яном Смэтсом в книге «Холизм и эволюция» (1926) и означает, что целое больше суммы его частей.[173] В свою очередь термин holon происходит от греческого «holos» — «целое» и был использован английским философом Артуром Кёстлером для описания целого, которое полно само по себе, и в то же время является частью другого. Например, целый атом является частью целой молекулы, а та в свою очередь – целой клетки и т. д. Кёстлер полагал, что холоны как целостные субъективные состояния могут рассматриваться равно как целое, так и как части, которые могут объединяться в крупные конгломераты.[174]
Хотя термин «холоп» появился относительно недавно, сама эта идея не нова. Еще Плотин писал, что «все существа – не только первичные, обладающие исконным бытием, но и те, которые должны считаться существующими лишь в относительном смысле, – существуют только благодаря присущему им единству, а без него, что сталось бы с ними? Лишенные единства, они перестали бы быть тем, что есть и чем мы их называем. Войско, например, уже не войско, когда в нем отсутствует единство; точно так же и хор, стадо и прочее. Дом, корабль и тому подобное тоже существуют лишь до тех пор, пока им присуще единство, а коль скоро оно исчезает, тотчас перестают быть теми, чем были. То же самое бывает с так называемыми сплошными величинами (или массами), потому что, как только они теряют свое единство и раздробляются, вместе с тем изменяют и свою (первоначальную) природу. Далее, если взять организмы растений и животных, они тем более существуют как таковые до тех пор, пока каждый из них представляет собой единство, а когда теряют его, раздробляемые на части, тотчас перестают быть тем, чем были, и становятся вещами совсем иными, новыми, которые тоже могут существовать лишь настолько, насколько содержат в себе какое-либо единство. Наконец, то же самое надо сказать о здоровье, которое принадлежит телу только тогда, когда в нем есть объединение и взаимодействие (функций), о красоте, которая обусловливается гармоничным единство частей, и даже о добродетели, потому что и добродетелью душа обладает настолько, насколько ей удается установить гармоничное единство (своих деятельностей)».[175]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эволюция сознания. Современная наука и древние учения"
Книги похожие на "Эволюция сознания. Современная наука и древние учения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Морозов - Эволюция сознания. Современная наука и древние учения"
Отзывы читателей о книге "Эволюция сознания. Современная наука и древние учения", комментарии и мнения людей о произведении.