Теодор Моммзен - История римских императоров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История римских императоров"
Описание и краткое содержание "История римских императоров" читать бесплатно онлайн.
Правда, новая магистратура имеет такую широкую компетенцию, что она приближается к самодержавию. Узы временного ограничения (die Annuitat), коллегиальности и специальности, самые крепкие узы республиканской конституции, при Августе были разорваны.
О временном ограничении власти. Постоянные изменения в магистратуре делали невозможным длительное влияние правителя. Теперь с этим было покончено. Август первоначально обладал imperium extraordinarium не пожизненно, но приказал продлить ее срок с 5 лет до 10 и продлил ее для себя. Только Тиберий упразднил временное ограничение. Это был серьезный шаг, поскольку из-за ограниченного периода времени власть называлась чрезвычайной. Условие Тиберия, что он может отказаться от власти, было все-таки просто отговоркой. [MH. I38] Imperator при Августе стал частью собственного имени, вместо Gaius Julius Caesar он называл себя Imperator Caesar,145 тем самым титул стал пожизненным.
О коллегиальности. Она была одним из главных опорных пунктов республиканской конституции. Всегда существовало две власти, которые могли объединиться, но по-отдельности представляли угрозу друг для друга. Это заключается и в положении princeps’a (civium Romanorum). Он был первый между равных (primus inter pares). Это означает признание равенства с другими, но одновременно и упразднение коллегиальности. Странной непоследовательностью является обозначение обоих кронпринцев как первых в списке всадников (principes (iuventutis)).146 Принцип коллегиальности существовал, но не был последовательно проведен в жизнь. Август часто наравне с собой ставил коллегу, ранее им был Антоний, затем исключительно послушный Агриппа. Точно так же он, возможно, хотел поступить с обоими своими приемными сыновьями и поступил так с Тиберием. Тиберию это в голову не приходило; формально он постоянно держал власть в своих руках.
О специализации. Все компетенции в Республике были строго разграничены. Каждый, даже подчиненный, служащий в сфере своих полномочий автономен; он может и должен отказать в своем содействии распоряжениям вышестоящих служащих, если таковые являются противозаконными. Правда, принципат тоже состоит из определенной совокупности отдельных компетенций, каковая, однако, является почти что самодержавием.147 Император олицетворяет государственную власть. Однако он не имеет права переносить священную городскую стену (pomerium). То же самое относится к расширению границы Италии. Только император Клавдий получает это право.148 Такие цензорские права находятся вне границ императорской власти, а переданы ему, так например в случае Домициана.149 Но за исключением этих случаев, он имеет многие полномочия. Они состоят из двух факторов: из проконсульской imperium и трибунской власти. [MH. I39] Обе друг от друга не зависят. Сенат не провозглашал императора, иначе он был бы более высоким органом власти, а этого быть не могло. Приобретением imperium трибунская власть не достигалась; этот вопрос решал народ. Закон базируется на согласии. Он является личным законом для уже существующего императора; он передает ему трибунскую власть и некоторые другие полномочия. Изначально это решение принималось в народном собрании, и это право остается за ним дольше всего; даже когда избрание должностных лиц при Тиберии было перенесено в сенат, то этот легислативный акт остался за народным собранием. Эта двойная должность является основой августовской системы, но воспринята она уже Цезарем. Это демократическая миссия, которую хотел выполнить новый народный глава. Это соединение тоже является специфически цезарским.
Теперь об imperium, технически — проконсульской власти.150 Высшее военное командование все больше и больше переходило от консулов к проконсулам. Это коснулось провинций, потому что в Италии не было войск. Август оставил это так: он не уменьшил военную власть проконсулов, но у них больше не было отрядов. Все они присягали имени imperator. Сенат хоть и располагал в Africa легионами, но все же они могли быть откомандированы императором. Он располагал imperium и в проконсульских (сенаторских) провинциях. Проконсулы могли командовать только предоставленными им на время войсками, и такое происходило часто.
Должность проконсула ограничивалась областью его земель. От этого император был освобожден.151 Даже если отряды стояли в Италии, командовал ими он. Регулярная армия стала правовой институцией. Император назначал также и офицеров. Это является самой весомой частью его полномочий. Государством правила армия. Однако, чем больше он это осознавал, тем больше стремился утвердиться в своей гражданской должности.
В правовом обосновании гражданской власти императора проявляется определенное колебание между консулатом и трибунатом. Первый не был постоянным. До 23 г. до н. э. Август все снова и снова позволял избирать себя консулом. Потом он сложил полномочия и находился в этой должности лишь временно.152 [MH. I40] Уже из-за своей коллегиальности она не соответствовала новой организации монархического принципа. Нельзя сказать, что Август заменил консулат на трибунат. Конечно, с упразднением консулата он ввел некоторые изменения в полномочия трибуна, так, скажем, счет лет. Это было важно, поскольку, если монарх не ведет счет своих лет, то он не монарх; раньше это осуществлялось через консулат. Однако относительное уважение, с которым относились друг к другу трибунат и консулат, можно легко определить по тому, как (когда Август еще ввел титул консула перед tribunicia potestas в своем поименовании) титул консула изменился уже при Тиберии, и высшая власть в Республике, каковой была tribunicia potestas, должна была с этим смириться. И это изменение очень хорошо выражает ценностные соотношения обоих полномочий для принципата.153
Трибунская власть теперь есть власть не деятельная, но препятствующая. Трибун является, говоря современным языком, официальным шефом оппозиции, которой предоставили это легальное выражение, чтобы таким образом предотвратить революционные процессы. В этом смысле эта должность стала бесполезной, поскольку о преобладающей власти должностных лиц уже не было речи. Большое значение должности для принцепса заключалось не собственно в этой должности, а в тех полномочиях, которыми она была облечена. Трибун мог призвать общину и сенат заниматься законотворчеством, спровоцировать сенатское постановление (senatus consultum), и принцепс не мог и не хотел лишиться этих прав; также полномочие, дающее право в случае необходимости вмешиваться, было очень важной компетенцией. Право вмешательства (ius intercessionis) — преобладающее положение императора над другими государственными служащими — получило в этом свое выражение.
Правда, мы исключительно редко узнаем о том, насколько законна (quo iure) была деятельность императора. Она должна была бы быть не политической. Как раз для посторонних принципат должен был быть крепко сплоченной массой, а не конгломератом [MH. I41], состоящим из отдельных полномочий. Толпа не должна была строить догадок о том, каким законом руководствуется принцепс в своих отдельных действиях. Так, с трибунатом стали связываться также те полномочия, которые никогда не входили в его компетенцию. Трибунат есть чисто городской орган власти, но в lex regia было четко объяснено, что война и мир должны находиться в ведении императора;154 и этому четко следовали на практике. Внешняя политика трибунов не касается. Самое большее, иногда сенату докладывали о делах внешней политики; в остальном она в соответствии со специальным законом целиком находится в руках императора.
Что касается его функции в сфере юрисдикции,155 вполне возможно, что опорой ей служил трибунат; в любом случае за его рамки это не выходило; но в действительности судебная реформа должна восприниматься как существенно новый шаг. Старая система знает только отмену вынесенного приговора (Kassation) при помощи народного трибуна. Апелляция,156 благодаря которой вышестоящая инстанция может заменить прежний приговор на другой, имеющий законную силу, прежней системе абсолютно не знакома. Апелляция в вышестоящую инстанцию, к консулам, сенату и, наконец, к императору является учреждением Августа, и ее можно обнаружить во всех видах судебных процессов, за исключением суда присяжных. Это было особенно важно для уголовных процессов, которые с возвращением смертной казни значительно ужесточились. Право казнить и миловать было в руках консулов, сената и императора. В титулярных полномочиях принцепса этому теперь нет никакого подтверждения. И то же самое относится ко многим практически осуществившимся полномочиям, на которых тут не стоит детально останавливаться.
[MH. I42] Передачу власти императору в lex regia теперь завершают тем, что он может делать то, что ему кажется необходимым для блага государства. Эта дискретная власть по рассмотрении является потенциально неограниченной,157 какой была власть и Суллы, и триумвиров, и мы можем привести тому отдельные примеры. Так, например, когда в 27 г. до н. э. при избрании должностных лиц слишком проявилось взяточничество, Август просто объявил выборы недействительными и собственной неограниченной властью назначил новых должностных лиц.158 Однако это было все же лишь крайней мерой, которой пользовались неохотно и редко. Этого старались избегать и прибегали к ней лишь тогда, когда голос большинства в народе был за исключительные меры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История римских императоров"
Книги похожие на "История римских императоров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Теодор Моммзен - История римских императоров"
Отзывы читателей о книге "История римских императоров", комментарии и мнения людей о произведении.