Теодор Моммзен - История римских императоров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История римских императоров"
Описание и краткое содержание "История римских императоров" читать бесплатно онлайн.
Власть в том виде, в каком он получил ее вместе с Антонием и Лепи дом, носила учредительный характер. Существование всех старых институций было поставлено под вопрос, властители все могли обустроить по-новому без дальнейшей ратификации, целиком по собственному разумению. Период существования триумвирата не имел фактического значения; он закончился лишь тогда, когда сам триумвират упразднился, как того желал Август после сицилийского мира. Но сам он остался, и как последний оставшийся триумвир (triumvir reipublicae constituendae) после гибели Антония получил учредительную власть обоих коллег. 13 января 27 г. до н. э. он формально передал эту власть обратно сенату.124 Это было старым полномочием триумвира, которое он вернул сенату. Внешне это проявилось в том, что народное собрание уже в 28 г. до н. э. снова избирало государственных служащих. Три дня спустя, 16 января, сенат дал Октавиану титул «Август».125
б) Принцепс
Новая организация126 — это res publica restituta (восстановленная Республика), как ее называет Август: Республика с монархической верхушкой.127Изначально Республика основывается на суверенитете народа, на народных представителях. Устройство принципата имеет собственно трех отцов: Цезаря, Августа, Тиберия; Август осуществлял устройство по плану Цезаря, Тиберий — по плану Августа. Однако нельзя отрицать, что в характере [MH. I33] Августа была нерешительность, страх сделать окончательные выводы, которых Тиберий не знал.
Под гражданами римской общины (populus Romanus) все еще понимали тех мужей, которые собирались на Марсовом поле на своих участках для голосования. Это было хорошим учреждением для одной области; для такого мирового государства, как Рим, это было невозможно. Поэтому и народное собрание стало лишь машиной, работавшей вхолостую; когда дело попадало в руки народного собрания, то оно уже было потенциально выполненным (так употреблял понятие плебисцит и мой коллега в области изучения римской истории Ницш128).
Старый народный суверенитет в первую очередь выражался в юрисдикции. Это устарело в первую очередь. В гражданский процесс народ никогда не вмешивался, но уголовный процесс формально находился в руках народного собрания.129 Это устарело давным-давно и было заменено на судейские коллегии (die Quaestionen). Однако этот субститут не имел права распоряжаться жизнями. Он мог распоряжаться только денежными штрафами и ссылками. Монархия снова ввела высшую штрафную меру при помощи двойной юрисдикции, с одной стороны консулов с сенатом, с другой — принцепса.130 Populus Romanus формально все еще считался основой; но юридическое выражение это нашло в сенате и в принцепсе, в олигархическом и монархическом органе управления вместо республиканской инстанции. Эти новые органы имели те же свободы, что и решения народного собрания; однако им не нужно было согласовываться с законами, они могли освобождать от наказаний и признавать непредусмотренные наказания.
Народный суверенитет, во-вторых, выражался в законодательстве. Здесь сначала de jure ничто изменено не было; de facto, однако, этот фактор был все-таки очень ограничен. [MH. I34] Законы в то время не имели той важности, какую они имеют сегодня. С бюджетом, который сегодня как ежегодный закон является центральным пунктом интересов, знакомы не были; государство не получало никаких доходов от налогов с граждан, оно имело только постоянные доходы из провинций, которые использовались как домены оно, таким образом, жило с рент и поэтому не зависело от мнения законодательных органов. Об этом могли вестись переговоры в сенате, но необходимыми для принцепса они не были и велись лишь в отдельных случаях.
Основной задачей законодательства в императорскую эпоху было частное право. Решения об опеке, браке и освобождении рабов по-прежнему все еще принимал народ. Сложно возражать, когда находишься на рыночной площади; собрание, которое могло сказать только да или нет, без поправок, без обсуждения, не могло сделать ничего больше, как принять подготовленные законы. Собственной оппозицией была, так сказать, канцелярская оппозиция, она находилась в сенате. Так что эти права из-за их безвредности за народным собранием все-таки были сохранены. Leges agrariae (земельные законы) больше не обсуждались, избегали таких проектов, из-за которых могла разгореться борьба партий. Но все-таки признание такого принципа законодательства было чрезвычайным недостатком конституции Августа. Только Тиберий устранил его. С 19 г. н. э. мы больше не находим никаких законов народного собрания,131 а их место занимает senatus consultum (сенатское постановление). Так что римский народ как законодательный орган был устранен.
Суверенитет народа был связан с выборами. Они были исключительно оживленными, лишить народ этого было сложнее всего. Это составляло часть жизни римского гражданина. Выборы должностных лиц были выборами и в сенат, уже квестор имел там [MH. I35] пожизненное место. Очевидно, что Август хотел упразднить выборы, но окончательно сделать этого не мог. Он ввел должности поручителей (рекомендующих — die Commendationen), чтобы добиться влияния принцепса на выборы. Было определено, что принцепс должен обладать свободой выдвижения кандидатур, подлежащих рассмотрению в особом порядке (quorum extra ordinem ratio habebitur).132 Это означает, что руководивший выборами чиновник принимал во внимание только те голоса, которые отдавались за рекомендуемых кандидатов. Исключением было избрание консулов, возврат к действиям в соответствии с буквой закона определился именно избранием консулов. Поручительство (die Commendatio) применялось крайне редко, правда, de jure оно было неограниченным.
Первым правительственным актом Тиберия было то, что он приказал избирать государственных служащих в сенатской курии и затем обнародовать избрание на Марсовом поле.133 Это было необходимым следствием данного развития. Благодаря этому было лучше закреплено и право поручительства (das Commendationrecht). Таким образом, государственные служащие частично назначались императором, частично избирались сенатом.
Теперь о принципате! Как он возникает? На каких правах он базируется? На это сложно дать ответ.134 Он основывается отчасти на народных выборах и должен восприниматься исключительно как магистрат, поскольку de jure никогда не имела места идея правопреемства.135 Никогда не возникало мысли ратифицировать то, что практика установила уже давным-давно. Юридической непрерывности для принципата не существовало. Если император умирал и не имел соправителя, то должность оставалась вакантной, после Аврелиана — 5 месяцев,136 после Клавдия — 4 дня.137
Принципат состоит из различных институций, которые держатся на развых правооснованиях. Следует различать военную (проконсульскую) и гражданскую (трибунскую) власть. Военная imperium (власть) была магистратурой,138 imperator никогда не избирался народом, а провозглашался солдатами. [MH. I36] Imperium приобреталась независимым принятием на себя функций правителя по воле народа, для формулирования которой отсутствовал всякий орган. Как Август получил imperium? Ведь он уже стоял во главе войска, когда стал проконсулом. Он сделал это, потому что считал себя призванным продолжать дело Цезаря, и его право основывалось на том, что солдаты признали его как imperator'а. В правовом отношении, таким образом, также допускалось несогласие139 с провозглашением imperator’a; правда, фактически оно никогда не высказывалось. Назначение через сенат, которое мы находим у древних, не является провозглашением (этого сенат вообще не мог), оно является требованием назвать себя imperator’oм. И что характерно, достаточно было выражения всеобщего одобрения войском: 14 гвардейцев140 провозгласили Отона.141
Мистической чертой в Августе является то, что он позволил чествовать себя как бога.142 Ему нужен был ореол славы. [MH. I37] Поэтому в Divi Filius (сын бога) сокрыт глубокий смысл. В этом словосочетании кроется загадка положения Августа. Однако стоит подчеркнуть, что его положение является исполнением магистратуры. Все, что выполняет принцепс, находится в рамках республиканских служебных обязанностей. Он не стоит над законами, законы стоят над ним. Если противопоставить империи Августа империю Диоклетиана, то первый есть imperium legitimum (legibus circumscriptum) (согласная с законами Империи (ограниченная законами)), последний же является princeps legibus solutus (принцепс, не подвластный законам).143 Это не более неправильно, чем переносить взгляды Corpus Juris на монархию Августа и его преемников. Corpus в основном возник в третьем столетии, во времена Каракаллы. Но у нас имеется lex regia (de imperio Vespasiani) (закон о власти Веспасиана), где определяется императорская власть.144 Император должен был быть освобожден от тех законов, от которых были свободны императоры начиная с Августа (например, от предписания, что проконсул не может находиться в Риме). Свободен же был император лишь от отдельных законов. Тем законам, от которых он не был свободен, он должен был подчиняться. Если он этого не желал, то должен был истребовать особого разрешения (die Dispensation). Завещание Августа грешит против закона о браке.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История римских императоров"
Книги похожие на "История римских императоров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Теодор Моммзен - История римских императоров"
Отзывы читателей о книге "История римских императоров", комментарии и мнения людей о произведении.