Н. Мамонтова - Иван Шишкин 1832 - 1898

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Иван Шишкин 1832 - 1898"
Описание и краткое содержание "Иван Шишкин 1832 - 1898" читать бесплатно онлайн.
История русского искусства второй половины XIX века прочно связана с именем Ивана Ивановича Шишкина - выдающегося живописца, замечательного рисовальщика и гравера, 175-летие которого отмечалось в 2007 году. В своих произведениях художник воспевает величие и красоту родной природы, бескрайние просторы ее полей, золотящиеся нивы, могучие дубравы, лесные чащи. Шишкин был искренне убежден в том, что нет ничего прекраснее подлинных мотивов природы, что они не нуждаются в приукрашивании или идеализации. Объективность стала первоосновой его зрелого творчества, но за ней стояло безграничное увлечение художника прекрасным и вечным ликом природы. Для Шишкина характерно точное воспроизведение природы, и одновременно он стремился перейти от внешнего правдоподобия к обобщению и типизации, к поэтическому осмыслению мотива. Шишкин принадлежит к числу самых известных русских художников, он среди тех, чье творчество составляет основу национальной школы живописи.
Сосна. Мерикюль. 1894
Холст, масло. 110 х 83 см
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник
Неугасаемый творческий дух проявился в этом полотне, убежденность в правильности избранного пути.
На протяжении жизни он создавал пейзажи, рождающие ощущение величия родины, ее единственности и незаменимости. Могучие леса на полотнах Шишкина - это та же «богатырская» тема, которая была столь характерна в целом для искусства второй половины XIX века.
Справедливы были слова В.М. Васнецова, обращенные к Шишкину в 1896 году: «Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы хотим найти свои, истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать»89.
Главной его задачей, может быть, не оформленной словесно, но просматриваемой в его творческой эволюции, было приобщение максимально большого числа соотечественников - художников и зрителей - к миру природы, без которого немыслимо понятие родины. Он воспитывал в зрителе любовь к природе, а в конечном счете - и к самой жизни. При этом не должен быть упущен патриотический смысл его образов. «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!» - написал художник в 1893 году в ответ на вопрос анкеты в газете90. Шишкин был причастен ко многим важным процессам в искусстве второй половины XIX века. Его работы стали олицетворением торжества не только национальной темы, но и национальной формы в русском искусстве.
В парке. 1897
Холст, масло. 82,7 х 110,4 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
8 (20) марта 1898 года Иван Иванович Шишкин скончался в своей мастерской за мольбертом, на руках у своего последнего ученика Г.И. Гуркина, начиная свою новую картину. Не изменяя себе, не отступаясь от своих главных художественных принципов, Шишкин сумел необыкновенно достойно завершить свой творческий путь крупными значительными произведениями. Новый XX век начался без него, но с его огромным творческим наследием, которое бережно хранила его дочь, художница-пейзажистка Ксения Ивановна Шишкина. И его произведения никогда не уходили из классического фонда русского искусства. «Верстовой столб русской пейзажной живописи», - говорил о нем Крамской.
Судьба шишкинского наследия в XX веке не была однозначно положительной. В.С. Мании в одной из своих книг о художнике точно охарактеризовал причудливый поворот в отношении к Шишкину: «Его популярность устойчива и широка. Она же, видимо, сыграла с Шишкиным злую шутку: благодаря необычайной восприимчивости публикой его искусства оно стало восприниматься как банальность... Искаженное представление об искусстве мастера вошло в сознание наших современников»91.
Действительно, в XX веке значительно изменились формы живописи, критерии ее языка. Поэтому реалистическая форма произведений Шишкина стала рассматриваться как бессмысленное подражание природе. Искусство Шишкина было разменяно на самодеятельные копии, коврики и конфетные обертки. При этом из поля зрения уходили истинная значимость и эстетическое богатство творчества художника, а по сути, уходило умение понимать живопись, которое было неотъемлемой частью прежней культуры. Задача современного просвещенного зрителя состоит в том, чтобы ощутить уникальность, неповторимость классического художественного строя живописи Шишкина и вернуть себе радость общения с искусством великого русского пейзажиста.
Примечания
1 Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году. - РГАЛИ. Ф. 917. Оп. 1. Ед. хр. 66.
2 Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике. (Мир художника / Сост. и вступ. ст. И.Н. Шуваловой. Л., 1978. С. 424 (далее - Шишкин. Переписка).
3 Там же. С. 331.
4 Там же. С. 424.
5 Там же. С. 7.
6 Там же. С. 426.
7 Перов В. Г. Наши учителя // Художественный журнал. СПб., 1881. Т. 2. С. 53.
8 Шишкин. Переписка. С. 345.
9 Там же. С. 301.
10 Тетрадь «Записки о живописи» хранится в фон де И.И. Шишкина в Научно-библиографическом архиве Российской академии художеств. СПб.
11 Статья опубликована в книге «Памятники искусств и вспомогательных знаний». СПб., 1841. Т. 1. С. 16-17. Цит. по: Иван Иванович Шишкин. Каталог выставки // Вступ. ст. Ф.С. Мальцева. М.; Л., 1948. С. 15.
12 Шишкин. Переписка. С. 33-34.
13 Там же. С. 70.
14 Там же. С. 32-33.
15 Там же. С. 38.
16 Там же. С. 39.
17 Там же. С. 44-45.
18 Там же. С. 41.
19 Там же. С. 336.
20 Там же. С. 49.
21 Там же. С. 52.
22 Там же. С. 55.
23 Там же. С. 57.
24 Там же. С. 70.
25 Там же. С. 81.
26 Там же. С. 240.
27 Там же. С. 245.
28 Там же. С. 90-91.
29 Там же. С. 361.
30 Там же. С. 83.
31 Там же. С. 82.
32 Там же. С. 308.
33 Там же. С. 103.
34 Там же. С. 100.
35 Там же. С. 93.
36 Там же. С. 308.
37 В собрании ГТГ находится меньший по размеру первоначальный вариант картины, написанный тоже в 1865 году.
38 Репин И.Е. Далекое - близкое. Л., 1986. С. 174.
39 Шишкин. Переписка. С. 374.
40 Там же. С. 67.
41 Репин И.Е. Далекое - близкое. С. 172.
42 Чернышевский Н.Г. Эстетика. М.; Л., 1939. С 62-63.
43 Мании В.С. Иван Шишкин. М., 2001. С. 8.
44 Прахов А.В. Выставка в Академии художеств произведений русского искусства, предназначенных на Всемирную выставку в Париже // Шишкин. Переписка. С. 268.
45 Шишкин. Переписка. С. 127.
46 Там же. С. 309.
47 Там же. С. 254-255.
48 Там же. С. 309.
49 Там же. С. 139.
50 Там же. С. 312.
51 Там же. С. 256-257.
52 Там же. С. 263.
53 Там же. С. 209.
54 Манин В.С. Иван Шишкин. М., 1997, С. 33-36.
55 Шишкин. Переписка. С. 45.
56 Там же. С. 259.
57 Там же. С. 256, 259.
58 Там же.
59 Там же. С. 148.
60 Там же. С. 149.
61 Там же. С. 420.
62 Там же. С. 429.
63 Там же. С. 336.
64 Там же. С. 338.
65 Там же. С. 271.
66 Там же. С. 280.
67 Там же. С. 316.
68 Там же. С. 263.
69 Там же. С. 278.
70 Там же. С. 268.
71 См.: Манин В.С. Указ. соч. С. 58.
72 Шишкин. Переписка. С. 317.
73 Там же. С. 241.
74 Там же. С. 61.
75 Там же. С. 52.
76 Там же. С. 50.
77 Репин И.Е. Далекое - близкое. С. 174.
78 Шишкин. Переписка. С. 276.
79 Там же. С. 320.
80 Там же.
81 Там же.
82 Там же. С. 185-186.
83 Там же.
84 Там же. С. 322.
85 Там же.
86 Там же. С. 336.
87 Там же. С. 333-334.
88 Там же. С. 197.
89 Там же. С. 215.
90 Там же. С. 430.
91 Манин В.С. Указ. соч. С. 4.
Основные даты жизни
1832,13 (25) января Родился в г. Елабуге Вятской губернии в купеческой семье. Отец - Иван Васильевич Шишкин, мать - Дарья Романовна.
1844 Поступил в Первую мужскую гимназию Казани.
1848 Не окончив гимназию, уходит из 4-го класса и возвращается в Елабугу.
1852 В августе поступает в Московское училище живописи и ваяния, где занимается под руководством А.Н. Мокрицкого.
1856 В январе приезжает в Петербург, поступает в Академию художеств, учится в классе С.М. Воробьева.
1857 19 мая получил Малую серебряную медаль - первую академическую награду.
1858 Летом впервые работает на этюдах на острове Валаам. В декабре получает Большую серебряную медаль за рисунки и этюды, выполненные на Валааме.
1859 В этом и следующем году участвует в выставках МУЖВ. В апреле получает Малую золотую медаль за картину «Вид на острове Валааме».
1860 Оканчивает Академию художеств с Большой золотой медалью и правом на заграничную командировку, представив два «Вида на острове Валааме».
1862 В апреле выезжает в пенсионерскую командировку в Германию. Посещает Берлин, Дрезден, Саксонскую Швейцарию, Прагу, путешествует по Богемии. В октябре поселяется в Мюнхене.
1863 Весной едет в Цюрих, занимается в мастерской Р. Коллера.
1864 Побывал в Женеве, Париже, Брюсселе и Антверпене. Поселяется в Дюссельдорфе.
1865 В июне возвращается в Россию. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика. С октября окончательно поселяется в Петербурге, сближается с членами Артели художников в Петербурге.
1866 Летом работает с натуры в селе Братцево под Москвой. Получает первую премию на конкурсе ОПХ. Знакомится с Ф.А. Васильевым.
1867 Участвует во Всемирной выставке в Париже. Летом вместе с Ф.А. Васильевым едет на этюды на Валаам. Исполняет картину «Рубка леса» (приобретена П.М. Третьяковым).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Иван Шишкин 1832 - 1898"
Книги похожие на "Иван Шишкин 1832 - 1898" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Мамонтова - Иван Шишкин 1832 - 1898"
Отзывы читателей о книге "Иван Шишкин 1832 - 1898", комментарии и мнения людей о произведении.