Н. Мамонтова - Иван Шишкин 1832 - 1898

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Иван Шишкин 1832 - 1898"
Описание и краткое содержание "Иван Шишкин 1832 - 1898" читать бесплатно онлайн.
История русского искусства второй половины XIX века прочно связана с именем Ивана Ивановича Шишкина - выдающегося живописца, замечательного рисовальщика и гравера, 175-летие которого отмечалось в 2007 году. В своих произведениях художник воспевает величие и красоту родной природы, бескрайние просторы ее полей, золотящиеся нивы, могучие дубравы, лесные чащи. Шишкин был искренне убежден в том, что нет ничего прекраснее подлинных мотивов природы, что они не нуждаются в приукрашивании или идеализации. Объективность стала первоосновой его зрелого творчества, но за ней стояло безграничное увлечение художника прекрасным и вечным ликом природы. Для Шишкина характерно точное воспроизведение природы, и одновременно он стремился перейти от внешнего правдоподобия к обобщению и типизации, к поэтическому осмыслению мотива. Шишкин принадлежит к числу самых известных русских художников, он среди тех, чье творчество составляет основу национальной школы живописи.
Одним из лучших карандашных рисунков Шишкина, в котором счастливо соединились природа наброска, верность натуре и художественное обобщение, стал рисунок «Пор-Порог» (1889), созданный во время поездки в Петрозаводск. В маcштабе панорамного пейзажа художник выразительно передает свободными меловыми линиями на желто-коричневой бумаге пенящуюся воду реки, пересеченной порогом.
Кама. 1882
Бумага, графитный карандаш. 12,2 х 19,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пор-Порог. 1889
Бумага желто-коричневая, графитный карандаш, растушка, мел. 31,4 х 47,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Кама. 1885
Травленый штрих, мягкий лак, пропечатывание 15 х 27 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В конце 1860-х годов в Артели художников Шишкин возобновил свои занятия литографией, вместе с другими живописцами участвовал в издании литографированного альбома «Художественный автограф» (1869-1870). В то же время он все более глубоко изучал искусство офорта, слушал лекции А.И. Сомова об офорте. Небольшая мастерская, в которой работали художники, стала основой Общества русских аквафортистов, образованного в 1871 году. Шишкин явился одним из его учредителей и благодаря своим знаниям и таланту рисовальщика помогал художникам овладевать офортом.
Но если для большинства художников того времени офорт был только средством репродуцирования живописи, то Шишкин открыл для себя в нем самостоятельную область художественного творчества. Техника офорта, требовавшая от художника трудолюбия, серьезных навыков и затрат времени и тем отталкивавшая других живописцев, вполне отвечала характеру Шишкина. Он с удовольствием работал с металлом, гравировал и резал, выскабливал, шлифовал, нагревал, наносил на печатную форму кислоты, смолы, краски, лаки.
Ручей в лесу. 1870
Травленый штрих. 21,8 х 15,2 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Перед грозой. 1873
Травленый штрих, рулетка. 13 х 10,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Рисунки пером легли в основу его занятий офортом. Первоначально он работал только в классической технике офорта иглой (иначе - травленый штрих). Резец гравера так же свободно передавал сложные формы пейзажа, как и карандаш и перо, сохраняя живую манеру линейно-штрихового изображения. Один из ранних офортов Шишкина «Ручей в лесу» (1870) в своей сложности и многогранности отразил эту связь между авторским рисунком и печатной графикой, но сравнение здесь, скорее, в пользу офорта, где усилилась глубина светотеневых проработок, где линия стала более звучной и выразительной.
В 1871 году Шишкин впервые в России создает офорт большого формата. Свои эстампы он выпускал и отдельными листами, и целыми сериями, объединявшимися в альбомы. В 1873 году по заказу ОПХ он выпустил первый альбом офортов из 10 листов, в который вошли виртуозные офортные миниатюры «У костра», «Задворки», «Лесные цветы», «Перед грозой».
Облака над рощей. 1878
Травленый штрих, акватинта. 36 х 26,б см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Обрыв. 1878
Травленый штрих, акватинта. 29,2 х 21,8 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Задворки. 1873
Травленый штрих, акватинта. 10,6 х 15,1 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Великолепное коллекционное издание представлял собой альбом «Офорты И.И. Шишкина. 1885-1886», включавший 25 новых гравюр и обложку. Часть оттисков - «Папоротник», «Чернолесье», «Царев курган», «На Малой Неве», «Муравейник», «Поле» и др. - была выполнена на сероватом или кремовом атласе. Матовый блеск шелка придал изображению иную глубину, чем бумага. На поверхности, отражающей свет, рисунок становился более объемным, почти иллюзионистическим. Особенно эффектно то, что серебристая поверхность шелка имеет сходство с самой металлической доской в процессе гравирования.
Всего художник издал четыре альбома офортов. В 1894 году вышел итоговый альбом «60 офортов И.И. Шишкина. 1870-1892», включавший лучшие его работы за весь период творческой деятельности в качестве офортиста.
В 1870-1880-е годы он приобрел славу крупнейшего русского гравера. «Если он - один из первых в ряду современных русских живописцев пейзажа, то как гравер-пейзажист - единственный и небывалый в России», - писал о Шишкине А.И. Сомов78. Шишкин обратился к новым способам исполнения офортов, первым в России начал работать в технике цинкографии (которую называл «выпуклым офортом») «с целью найти такой способ... который соединял бы в себе достоинства медного офорта с удобствами печатания в обыкновенном типографском станке» (А.И. Сомов). Этот метод удешевлял работу над офортом и позволял получать большее количество качественных оттисков.
Опыты Шишкина в выпуклом офорте, уступавшие, впрочем, настоящему офорту, публиковались в журнале «Пчела» и выходили отдельными листами и альбомами. Однако это направление само собой иссякло с широким распространением фототипии.
На Малой Неве. 1885-1886
Травленый штрих, акватинта, мягкий лак, пропечатывание, рулетка. 24 х 17,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Белые цветы. 1877
Пропечатывание, травленый штрих, сухая игла 12,3 х 9 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Офортная техника Шишкина со временем усложнялась - офорт был для него лабораторией, позволявшей широко экспериментировать с выразительными средствами рисунка. Используя травленый штрих, он нередко потом дополнял изображение на печатной форме новыми деталями методом сухой иглы, без кислотного травления. На офортной доске он рисовал краской, при необходимости делал дополнительное травление в отдельных местах. Для тонирования участков доски Шишкин использовал рулетку с разной формы насечками, оставлявшими на лаке точечный или штриховой рисунок, а также обращался к технике пропечатывания с использованием фактурной ткани, которая прокатывалась вместе с доской в офортном станке. Свои неординарные опыты художник проверял во множестве пробных оттисков.
Ночь. 1886
Травленый штрих, акватинта. 24,5 х 17,2 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лесная речка. 1893
Офорт. 50 х 40 см
Кировоградский областной художественный музей
Муравейник. 1892
Мягкий лак, травленый штрих, рулетка. 17,7 х 24,2 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
На реке после дождя. 1887
Травленый штрих, акватинта, оттиск тоном сепии 21,8x15,3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Стремление к передаче тональных отношений в гравюре, использование пятна наряду с линейно-штриховой структурой рисунка побудили Шишкина обратиться к приемам акватинты, а в середине 1880-х годов - к выразительной разновидности офортной техники - мягкому лаку. Он широко использовал ее в работе, достигая все более мягких и глубоких тональных переходов и светотеневых моделировок, воспроизводя эффекты рисунка карандашом с применением растушки. Мягкий лак давал возможность передавать глубину и бархатистость тонов, сложные, импрессионистические состояния природы и трудноуловимые ощущения, например солнечный свет в листве или зимний пейзаж. В технике мягкого лака в сочетании с травленым штрихом и акватинтой исполнены, в частности, сложнейшие офорты с крымских этюдов Шишкина.
Постижение и развитие тонкостей техники, комбинации различных приемов давали работам Шишкина в офорте редкостную художественную выразительность. В бесконечных поисках новых решений он многократно перерабатывал доски, стремясь иногда просто к иному настроению в пейзаже. В результате целый ряд офортов существует во множестве «состояний». Таковы, например, офорты «Дубки», «Ночь», «Гурзуф», дневной и ночной «Мостик».
Офорты, несомненно, принадлежат к высшим художественным достижениям Шишкина. По сравнению с объективным реализмом его живописи офорты более тонко сохраняют и передают эмоциональность художника, поэтичность переживаний и свободу выражения. Последним незаконченным офортом Шишкина стал «Старый дуб», пробный оттиск которого был исполнен в 1897 году. Словно еще один автопортрет был создан старым художником в этой гравюре.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Иван Шишкин 1832 - 1898"
Книги похожие на "Иван Шишкин 1832 - 1898" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Мамонтова - Иван Шишкин 1832 - 1898"
Отзывы читателей о книге "Иван Шишкин 1832 - 1898", комментарии и мнения людей о произведении.