Коллектив авторов - Управление проектами. Фундаментальный курс

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Управление проектами. Фундаментальный курс"
Описание и краткое содержание "Управление проектами. Фундаментальный курс" читать бесплатно онлайн.
В книге подробно и систематически излагаются фундаментальные положения, основные методы и инструменты управления проектами. Рассматриваются вопросы управления программами и портфелями проектов, создания систем управления проектами в компании. Подробно представлены функциональные области управления проектами – управление содержанием, сроками, качеством, стоимостью, рисками, коммуникациями, человеческими ресурсами, конфликтами, знаниями проекта. Материалы книги опираются на требования международных стандартов в сфере управления проектами.
Для студентов бакалавриата и магистратуры, слушателей программ системы дополнительного образования, изучающих управление проектами, аспирантов, исследователей, а также специалистов-практиков, вовлеченных в процессы управления проектами, программами и портфелями проектов в организациях.
Как можно заметить, данная матрица является симметричной. На ее основе могут быть определены относительные показатели:
• R/Q – ресурсоемкость;
• R/T – ресурсоинтенсивность;
• Q/T – периодоотдача;
• Q/R – ресурсоотдача;
• T/R – ресурсопериодичность;
• T/Q – периодоемкость.
Рис. 5.6. Матрица взаимосвязи показателей проекта
Показатель ресурсоемкости (R/Q) – количество потребленных ресурсов в расчете на единицу объема произведенных работ по проекту (например, количество бетона на 1 километр дорожного полотна; количество рабочих (человек или человеко-часов) на 1 кв. метр строящегося здания) (обратный показатель – ресурсоотдача – характеризует объем работ или продукции на единицу потребленного ресурса).
Показатель ресурсоинтенсивности (R/T) – количество потребленных ресурсов в расчете на единичный временной период внутри общего периода разработки проекта (например, потребление ресурсов в расчете на один день, неделю, месяц при общей длительности проекта один год) (обратный показатель – ресурсопериодичность – длительность периода проекта, необходимого для «освоения» единицы ресурса).
Периодоотдача (Q/T) – объем работ в расчете на единичный период внутри общего периода разработки проекта (например, количество километров законченного дорожного полотна в расчете на один день; количество кв. метров жилья за один год при реализации долговременной программы жилищного строительства при реализации проекта создания нового города) (обратный показатель – периодоемкость – характеризует период, необходимый для производства единиы работ проекта).
Рассмотренные коэффициенты выполняют роль связей (структурных, динамических и причинно-следственных) между элементами в системе показателей проекта, если в качестве этих показателей рассматривать результаты (а первоначально – требования) проекта (объем законченных работ с учетом их качества, время его разработки и количество затраченных ресурсов). Зависимости между показателями через коэффициенты не так очевидны, как кажется на первый взгляд. Сложность взаимосвязей обусловлена тем, что, анализируя взаимосвязь между парой любых перечисленных показателей, нужно всегда учитывать, как ведет себя третий показатель.
Рассмотрим коэффициент ресурсоемкости проекта (R/Q). Его рост при заданных сроке и объеме работ по сравнению с планом означает снижение эффективности использования ресурсов. Но рост ресурсоемкости будет оправдан, если ставится цель сокращения сроков проекта. В этом случае увеличение количества ресурсов, направленных в проект, не приведет к увеличению общего объема работ, но проект будет выполнен раньше. При этом показатель ресурсоинтенсивности также будет расти.
R/T – при заданном объеме работ рост ресурсоинтенсивности по сравнению с планом означает снижение эффективности, но он может быть оправдан при необходимости увеличения объемов работ за период. При этом ресурсоемкость (R/Q) не должна увеличиваться при прочих равных условиях.
Q/T – при заданном объеме ресурсов снижение данного показателя по сравнению с планом означает снижение эффективности. Оно может произойти по причине увеличения сроков, а также при снижении объемов работ. Снижение показателя периодоотдачи может быть оправданно при уменьшении объема ресурсов по сравнению с планом. При этом снижается ресурсоинтенсивность. Рост ресурсоемкости – отрицательная тенденция.
Системная модель управления проектами
Системная модель управления проектами разработана проф. В. И. Воропаевым [Математические основы управления… 2005].
Данная модель позволяет представить управление проектами в комплексном и структурированном виде.
Модель содержит три укрупненных блока: субъекты управления, объекты управления, процесс управления. Каждый из этих блоков состоит из нескольких частей.
• Субъекты управления:
ѻ участники проекта (Z);
ѻ команда управления проектом (L).
• Объекты управления:
ѻ проекты и программы (Q);
ѻ фазы жизненного цикла объектов управления (C).
• Процесс управления:
ѻ уровни управления (T);
ѻ функциональные области управления (S);
ѻ стадии процесса управления (F).
Рассмотренные части блоков могут быть представлены развернутым комплексом элементов.
Участники проекта (Z):
инвестор Z1, заказчик Z2, генконтрактор Z3, генподрядчик Z4, исполнители Z5, соисполнители Z6, прочие Z7.
Команда управления проектом (L):
менеджер проекта L1, члены команды L2, функциональные менеджеры проекта L3.
Проекты и программы (Q):
проекты Q1, программы и портфели Q2, организации Q3, системы Q4.
Фазы жизненного цикла объектов управления (C):
концепция C1, разработка C2, реализация C3, завершение C4.
Уровни управления (T):
стратегический (весь жизненный цикл) T1, годовой T2, квартальный T3, месячный T4, декадный T5, суточный T6, сменный T7.
Функциональные области управления (S):
управление
• предметной областью S1;
• по временным параметрам S2;
• стоимостью S3;
• качеством S4;
• рисками S5;
• персоналом S6;
• коммуникациями S7;
• контрактами S8;
• изменениями S9;
• прочие S10.
Стадии процесса управления (F):
инициация F1, планирование F2, организация и контроль выполнения F3, анализ и регулирование F4, закрытие F5.
Все блоки и элементы модели находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости (рис. 5.7).
Рис. 5.7. Системная модель управления проектами
На основе системной модели может быть осуществлена вертикальная, горизонтальная и смешанная интеграции элементов с целью постановки требуемых задач управления проектами.
Вертикальная интеграция – позволяет описать задачи, решение которых предполагает взаимодействие уровней (блоков) модели. Например, весь комплекс задач, необходимых инвесторам проекта, может быть представлен записью: (Z1, L, Q, C, T, M, S, F).
Горизонтальная интеграция – определяет комбинации элементов отдельного уровня модели. Например, задача, предполагающая рассмотрение всех процессов управления проектом, может быть описана как: (F1, F2, F3, F4), задача рассмотрения функциональных областей управления расписанием, стоимостью, человеческими ресурсами, контрактами: (S2, S3, S6, S8).
Смешанная (горизонтально-вертикальная) интеграция – наиболее востребована практикой. Здесь комбинации строятся одновременно как между элементами отдельных уровней, так и внутри них. Например, комплексная задача контроля и регулирования всех функциональных областей управления проектом на стадии его реализации может быть выражена записью: (F3, F4, S1, S2, S3, S4, S5, S6, S7, S8, S9, C3).
В целом системная модель может быть полезной в задачах проектирования систем управления крупными проектами, включая концептульное проектирование, разработку нормативно-методической документации, создание комплексов программных средств, системы обучения специалистов.
Реализация системного подхода в проектной сфере в рассмотренных выше аспектах способствует созданию системы стратегического управления проектами.
Общая компоновка проектной системы
Для описания проектной системы, как уже отмечалось, необходимо определить ее компоненты, связи между ними и связи с внешней средой.
Проектная система – это взимосвязанный комплекс компонентов, функционирующий в контролируемом внешнем окружении (рис. 5.8).
Компоненты проектной системы – это:
• цели организации;
• целевые установки проектных единиц и сами эти единицы (пакеты работ, проекты, программы, портфели);
• требования к проектным единицам;
• ресурсы;
• результаты;
• управляющий блок, включающий информационные системы, методологии и стандарты, проектные активы.
Рис. 5.8. Проектная система: общая компоновка
Рассмотрим логику взаимосвязей во внутреннем круге, изображенном на рис. 5.8. Проекты инициируются для достижения целей, возникающих в тех или иных организационных образованиях. Это могут быть министерства и ведомства федерального правительства или региона, фонды, компании. Определяя свои цели и пути их достижения, данные организации рассматривают проекты в качестве средства, позволяющего получить необходимый результат.
Далее возникает целевая установка (видение, миссия, собственно цели; подробное рассмотрение в п. 5.2) самого проекта (программы), имеющего специфическое предназначение. Из целевых установок вытекают требования по осуществлению определенного объема работ, их качеству, срокам, затратам. Для выполнения проектных требований необходимо использование соответствующих ресурсов. Ресурсы поступают на входы работ и проектов и преобразуются в результаты, которые, в свою очередь, также обладают системными свойствами, – на выходе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Управление проектами. Фундаментальный курс"
Книги похожие на "Управление проектами. Фундаментальный курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Управление проектами. Фундаментальный курс"
Отзывы читателей о книге "Управление проектами. Фундаментальный курс", комментарии и мнения людей о произведении.