Владилен Леонтьев - Пора охоты на моржей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пора охоты на моржей"
Описание и краткое содержание "Пора охоты на моржей" читать бесплатно онлайн.
Автор, ученый, знаток быта, языка, психологии чукчей, рассказывает о мужественных зверобоях, охотниках, оленеводах, о тех, кто создавал всемирно известную теперь Уэленскую косторезную мастерскую. Понимание специфики истории чукотского народа позволяет автору правдиво и убедительно воссоздавать процесс преобразования жизни коренного населения некогда отсталого края. Повествование окрашено и согрето любовным отношение к Чукотке и ее людям.
В такие ненастные дни, когда южак за стенами яранг и домов завывал на все голоса, аккомпанируя себе стуком шкур и железа на крышах, стонал в проводах, люди собирались в косторезной мастерской. Народу набивалось столько, что ступить было некуда. Усаживался прямо на полу у китового позвонка пожилой Уатагин, ближайший друг Таая, клал рядом несколько моржовых бивней и начинал обрубать теслом. Находил себе местечко китобой и морской охотник Чейвытегин, один из лучших мастеров по рельефной резьбе, и готовил себе клыки. Приходил хромой Рычып и тоже где-нибудь пристраивался. Приводили слепого певца Пайме, усаживали его за стол и давали зачищать наждачной шкуркой клык и циклевать его. А клыки для гравировки Пайме умел отделывать как никто: его руки были очень чувствительны, он ощущал каждую царапинку. Не оставался в стороне и сочинитель песен и самый лучший исполнитель пантомим Ытук. Он придирчиво отбирал моржовые клыки, а они ему нужны для пеликенов не плоские, какие идут для цветной гравировки и фигурной резьбы, а более круглые и толстые. Ытук делал разметку и распиливал клык на семь кусков, каждый из которых был чуть короче предыдущего.
— Это будет папа-пеликен, — ставил он на верстак самый длинный кусок клыка. — Это — мама-пеликен, — ставил рядом другой, а это их дети — пеликенчики, — выстраивал он в ряд остальные пять.
И пеликены у Ытука получались замечательные. Это были, пожалуй, самые добродушные существа-духи на всем белом свете. Острая конусообразная голова, огромные, как ракушки, уши, узкие щелки глаз с высоко поднятыми бровями, прямой нос и широкая обворожительная улыбка. Руки прижаты к туловищу, из-под большого живота торчат пальцы ног. Особенно выразительной была мама-пеликен: чуть ниже папы, полная, солидная, настоящая мать, прародительница всего живого.
Владик встречал разные амулеты у чукчей, но никогда не видел пеликена ни на их теле, ни в жилище, ни в байдаре.
— Почему чукчи не носят пеликенов? — спросил он Ытука.
Ытук улыбнулся и ответил:
— Потому что это не наш, не чукотский дух. Он пришел с Аляски. Первым его начал делать эскимос Касихнук, который приехал с мыса Кыгмин в Наукан, когда в Увэлене был начальником Бычков[3]. Пеликены нравятся нам, их хорошо покупают, и мы делаем их.
Шумно и оживленно было в мастерской в такие дни и вечера. Танат с Владиком вешали дополнительные лампочки, чтобы всем хватало света, открывали дверь в коридор, выпускали клубы табачного дыма и впускали струю свежего воздуха. «Рейнер» работал легко, без нагрузки: чтобы не произошло замыкания в случае обрыва проводов, мотористы отключали освещение поселка. Люди пилили, рубили кость, сверлили и разговаривали, разговаривали. Сколько Владик услышал там сказок, преданий, смешных историй и охотничьих рассказов! Особенно увлекательно рассказывал их Уатагин, не отставал от него и острый на язык Ытук. И неудивительно, что через некоторое время сюжеты этих сказок и преданий появлялись на клыках граверов, а Ытук сочинял новые песни.
В такие вечера можно было услышать не только предания и сказки, но и узнать обо всем, что происходит в стране.
Радостно и восторженно встретили увэленцы постановление правительства об отмене карточек, снижении цен на продукты питания и промышленные товары. Они интересовались, какую пользу даст государству денежная реформа, зачем надо менять деньги. Только непонятно было увэленцам, как это некоторые русские заранее узнали о денежной реформе и вдруг стали покупать на складе оленьи, собачьи упряжки, гравированные клыки, тапочки и меховые коврики, а заведующая школьным интернатом Авербах купила целый мешок гравированных клыков и даже уговаривала Кагье продать ей несколько шкурок песца и денег предлагала в три раза больше, чем платили на пушном складе. Но Кагье не продал ей шкурки, так как их надо было сдавать, чтобы выполнить план. С нетерпением ожидали увэленцы очередную таблицу выигрышей военного займа, и обязательно половина из них выигрывала.
На этот раз в мастерской, как и всегда, люди занимались делом, но не было слышно ни смеха, ни возгласов удивления — все были ошеломлены последней новостью, которую сообщил Таай: приказом директора Чукотторга ликвидирован Увэленстрой, и начальник Лебедев и его помощник Лосицын уезжают.
Прошло три года, с тех пор как была создана эта организация. Приехал весной 1946 года начальник строительства — высокий и худой инженер Лебедев, с прямыми, как палки, ногами, тут же получивший прозвище Кэнунен — Посох. С ним вместе прибыл и прораб Лосицын, близорукий, тихий человек. Своих очков с большими выпуклыми стеклами он никогда не снимал, и за это прозвали его Тинлыле — Ледяные Глаза. Он был вежлив и всегда со всеми здоровался. Приехали бухгалтер и заведующий складом. Своего помещения Увэленстрой не имел, и его сотрудники приютились в конторе торгово-заготовительной базы вместе с дирекцией промкомбината.
В ожидании, когда осенью прибудет строительный лес, Увэленстрой развернул работу. В первые же дни провели общее собрание рабочих промкомбината. Начальник Увэленстроя рассказал, что они будут строить две мастерские: косторезную и пошивочную, интернат для учеников на семьдесят пять мест, пятнадцать двухквартирных домов для рабочих, электростанцию. Рядом с электростанцией предусмотрено построить баню. Весь комплекс решено возвести в низинке, недалеко от ручья. Красиво выглядел новый Увэлен на картинке начальника строительства Лебедева.
Но тут встал один старик и сказал:
— Нам очень радостно слышать хорошие вести, но там, где хотят строить дома, плохо.
— Почему плохо?
— Потому что весной там много воды, — ответил старик и сел.
— Верно, верно! — закричали все увэленцы, а Таай встал и объяснил, что это место очень низкое, раньше здесь пильгин — горловина была. Когда весной много воды, то это место заливает, а в сильный шторм, бывает, перекатываются волны. Нет, там строить нельзя.
— Там трава хорошая растет. Она на стельки для торбазов нужна, на пологи, чтобы теплее было, — добавил кто-то с места.
Проект был переделан, и увэленцы остались довольны, что их мнение учли. Теперь все знали, что около яранги Кмоля встанет косторезная мастерская, большая, просторная, а рядом с ней — пошивочная. Это центр поселка, расстояние отсюда до дома будет одинаковое для всех — никому не обидно. Рядом со школой на месте яранги Сены, который умер вместе с семьей во время эпидемии кори, встанет интернат для учеников-косторезов, вытянутся по берегу лагуны пятнадцать аккуратненьких двухквартирных домиков. Электростанция будет в конце поселка, поближе к воде, там же построят баню.
Моторист Танат очень хотел, чтобы его дом стоял окнами на лагуну. Не надо тогда сидеть на улице — прямо из окна можно увидеть, когда летят к поселку утки и вовремя выскочить с дробовиком. В деревянном доме забот меньше. О крыше думать не надо.
Каждый год Танат с трудом доставал толь и покрывал им свою одряхлевшую ярангу. Не ветер, не пурга портили крышу, а охотники: дробь, как град, падая сверху, легко пробивала толь.
— А ээки — жирники, наверно, выбросить придется. Ведь будут лампочки, а тепло — от кирпичной печки, — рассуждал Итчель. — Куда тогда жир девать будем?
— Жир? — переспрашивал Уатагин и серьезно советовал Итчелю. — Жир есть больше с мясом будешь, а то тело у тебя, как у самого худого баклана.
И Итчель не обижался: он и вправду был тощим.
Эскимос Хухутан из Наукана сказал, что, как только дома будут готовы, он сразу переедет в Увэлен, а то трудно стало ходить на костылях по каменистому склону сопки. В Увэлене ровное место.
Все рабочие промкомбината нуждались в хороших жилищах, но особенно плохо жили косторезы, переселившиеся из других мест. У увэленцев было хоть какое-то хозяйство, родственники помогали им в случае нужды мясом, жиром и шкурами. Пришельцы же были одиноки.
Эскимос Вальтыгыргин с острова Имелин жил с женой и четырьмя детьми в землянке. Мехового полога не было, печкой служило старое, прогнившее ведро. Сырость, холод. Кочевая яранга бывшего чаучу Чотгыткы прохудилась, покрышка — рэтэм расползлась от сырости и была залатана мешковиной и кусками старого брезента, меховой полог сгнил, единственный жирник едва теплился, так как все время не хватало жира. Не лучше было жилище и у Итчеля, приехавшего в Увэлен из Поутена, а косторезы Онно, Куннукай и Куннутегин вообще ничего не имели и жили у дальних родственников. Промкомбинат помогал рабочим, но что он мог сделать без строительных материалов!
Увэленстрой вселил надежду, а Лебедев и Лосицын везде встречали приветливые улыбки, были желанными гостями. В июне провели изыскательские работы, сделали разметку. Увэленцы охотно помогали прорабу Ледяные Глаза вбивать колышки, где должны были встать новые дома, таскали теодолит с тяжелой треногой, держали рейку. Увэленстрой работал.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пора охоты на моржей"
Книги похожие на "Пора охоты на моржей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владилен Леонтьев - Пора охоты на моржей"
Отзывы читателей о книге "Пора охоты на моржей", комментарии и мнения людей о произведении.