Владилен Леонтьев - Пора охоты на моржей
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пора охоты на моржей"
Описание и краткое содержание "Пора охоты на моржей" читать бесплатно онлайн.
Автор, ученый, знаток быта, языка, психологии чукчей, рассказывает о мужественных зверобоях, охотниках, оленеводах, о тех, кто создавал всемирно известную теперь Уэленскую косторезную мастерскую. Понимание специфики истории чукотского народа позволяет автору правдиво и убедительно воссоздавать процесс преобразования жизни коренного населения некогда отсталого края. Повествование окрашено и согрето любовным отношение к Чукотке и ее людям.
Так и не смог уговорить Кононов Владика, но предложил избрать его секретарем поселковой комсомольской организации. И его выбрали, выбрали единогласно. А после состоялся серьезный разговор.
— Надо активизировать работу комсомольской организации. Развернуть борьбу за ликвидацию неграмотности и малограмотности, за санитарию и гигиену, помогать школе в выполнении всеобуча и серьезно взяться за организацию комсомольско-молодежных морзверобойных бригад. У вас в колхозе есть такие, но разве они молодежные? Смотри, кто в комсомольско-молодежной бригаде Кагье? — открыл свою записную книжку Василий Васильевич. — Сам бригадир — старик, Куттегин уже давно не комсомолец, Гоном и Энмынкау вышли из комсомольского возраста, только Ёорелё да Тымневакат. А в бригадах Келевги, Унпэнэра, Памье много молодых ребят. Вот и надо всех комсомольцев объединить в самостоятельные бригады, и нечего оглядываться на стариков. Старики пассивны, верят всяким приметам.
— Но… — пытался возразить Владик.
— Что «но»? Надо доверять молодежи, — и Кононов продолжал говорить о задачах комсомола, социалистическом соревновании, массово-политической работе.
Владик терпеливо слушал и невольно думал о своем. Конечно, комсомольцы могут оказать большую помощь в ликвидации неграмотности. Он уже наметил, кого можно закрепить за тем или иным колхозником. Наладить работу санитарных комиссий и добиться, чтобы молодые хозяйки-комсомолки были примером для всего поселка, тоже можно, о художественной самодеятельности, вечерах молодежи и танцах и говорить нечего, а вот с молодежными зверобойными бригадами будет трудно. В колхозе уже был опыт создания такой бригады, и результат оказался трагическим: льдами раздавило вельбот, а людей спасла случайно проходившая рядом шхуна гидробазы «Темп». Владик вспомнил охоту с бригадой Кагье и подумал, что было бы, если бы не Кагье. Наверняка заблудились бы в тумане, оказались бы где-нибудь на Аляске или же вынесло бы их из пролива в Берингово море, а там гибель. А Памье, Келевги, Унпэнэр, Каляч! Это же знатоки моря!
Владик тоже охотился, и ему везло, но сам он считал, что у него нет настоящего опыта. Он еще не всегда мог ориентироваться в море, умело определять погоду. Случалось, что дует сильный южак с берега, валит с ног. Какая может быть охота?! Придет в мастерскую, а там говорят, что все в море ушли. Или же наоборот — в Увэлене стоит тишина, пасмурно только. Вроде все хорошо, но люди сидят в ярангах. Оказывается, в море идет сильное сжатие льдов, а за мысом Кытынурен пурга.
— Ну как? Справишься? — перебил мысли Владика секретарь.
— Попробую, — неуверенно ответил он. С одной стороны, ему было приятно, что доверяют серьезное дело, а с другой — возникало сомнение, справится ли он с таким ответственным поручением? Ведь руководить организацией — это не нерпу ждать у разводья, намного труднее.
— Ничего, справишься, — подбодрил Кононов.
— Все это можно организовать, но вот с молодежными морзверобойными бригадами так, как вы думаете, ничего не получится.
— Почему? — удивился Василий Васильевич.
Кононов три года назад приехал на Чукотку, считал, что хорошо ее знает, и все же с интересом слушал Владика. А Владик рассказал об охоте с бригадой Кагье, вспомнил, как Памье в страшнейший ураганный ветер умело вывел вельбот к мысу Пээк, рассказал о своей глупости, когда на брюхе доставал нерпу.
— Я думаю, — сказал Владик, — правильно решило собрание колхозников, что в каждой молодежной бригаде должны быть один-два пожилых, опытных охотника. Мы, молодые, в азарте можем увлечься и не заметить, что происходит кругом… — Владик умолк, а потом добавил: — Я, например, с уверенностью пойду на охоту с Кагье, Келевги, Памье, но никакими силами меня не заставите охотиться в молодежной бригаде Таёгыргина. Он хороший охотник, но самоуверенный и неопытный…
— Как я понял тебя, ты хочешь сказать, что в каждой бригаде должен быть наставник?
— Да, в море нужен наставник. Другое дело — комсомольская бригада, например, в мастерской. Здесь все на виду, здесь не надо принимать самостоятельных решений, здесь не опасно.
— Вот видишь, а ты говоришь «попробую»! У тебя уже сейчас есть хорошие, дельные мысли, — Василий Васильевич улыбался, а Владику нравилось, что его внимательно слушают.
— Есть еще одна трудность, — продолжал Владик. — Все увэленцы делятся на две половины: тапкаралит и энмыралит. До Советской власти тапкаралины были зажиточными, занимались торговлей, имели свои вельботы, хорошее оружие. А энмыралины были беднее, и многие из них находились в долгу у тапкаралинов. Отсюда возникла неприязнь, скрытая вражда, которая проявляется порой и сейчас. Невозможно, допустим, заставить охотиться Памье с Геманто, Таната с Куттегином. К тому же все морзверобойные бригады состоят из родственников: братьев, племянников, свояков. Такой маленький коллектив ломать трудно, да и стоит ли, Василий Васильевич? Еще крепка традиция передавать свой жизненный опыт, свои охотничьи секреты сыну или племяннику…
— Я считаю, что тебе удастся поднять работу комсомольской организации. Хорошие традиции поддерживай, с пережитками борись! — Василий Васильевич встал и, словно разминаясь, заходил по комнате. Лицо его стало строгим, сосредоточенным, Владик почувствовал, что секретарь взволнован и, видимо, думает, как продолжить разговор;
— Ты знаешь, что директора промкомбината, твоего отца, слушали с отчетом на бюро райкома ВКП(б)?
— Да, знаю. Отчет директора промкомбината за тысяча девятьсот сорок восьмой год обсуждался на общем профсоюзном собрании. План выполнили на сто четырнадцать и пять десятых процента. Правда, отстает немного косторезный цех. Косторезы просили отца, чтобы сказал в райкоме о строительстве мастерской, домов, чтобы завезли нужный инструмент, станки. Хотя и трудно нам, косторезам, как и швеям, говорил отец, но мы дали доход государству и перешли на полный хозрасчет и…
Но Василий Васильевич не дал договорить Владику.
— Работа Увэленского промкомбината признана неудовлетворительной, а директору, как члену партии, предъявлены серьезные претензии…
— Как? — удивился Владик. — Ведь план промкомбинат выполнил! Неудовлетворительно работать — это значит работать плохо.
— Сейчас я с тобой разговариваю как с руководителем комсомольской организации, будущим членом партии. И ты должен исходить не из родственных чувств, а иметь принципиальную партийную позицию.
Владик хотел было возразить, но Кононов, резко махнув рукой, назидательно продолжал твердым громким голосом:
— Промкомбинат не оправдал надежды райкома, не стал предприятием по сохранению и дальнейшему развитию национального искусства. За последние два года качество изделий ухудшилось и цены не снизились. Имеются факты опошления национального искусства. До сих пор нет художественного руководителя. Рабочие промкомбината живут и работают в тяжелых условиях. Они лишены нормальных условий труда, а это приводит к текучести кадров и снижению трудовой дисциплины. Промкомбинат проводит вредную практику, когда принимает на работу колхозников без решения общего колхозного собрания или правления колхоза. Политико-массовая работа на низком уровне. Комсомольская организация промкомбината развалилась…
— Но ведь это же неверно! — вспылил Владик.
— Что неверно?! Ты считаешь, что райком партии принял неправильное решение? — строгим голосом спросил секретарь. — Райком борется за правильное осуществление ленинской национальной политики и кое в чем Глебова надо поправить.
— Да, у нас плохие мастерские, рабочие промкомбината живут в ярангах, но что делать, если Увэленстрой ничего не строит. Вся мастерская говорит, что начальник Увэленстроя целыми днями лежит задрав ноги и почитывает книжки, а прораб пьянствует от безделья. Четыре года промкомбинат живет надеждой, что постановление Совета Народных Комиссаров будет выполнено. Кто должен завезти лес, кто должен строить?
— Во всяком случае не райком партии, — начал сердиться Кононов. — Наше дело выявить недостатки и указать. Райком партии в своем решении просит окружком содействовать в завозе строительных материалов.
— Будет лес, подымем комсомольцев, сами начнем строить дома. Дайте скорее лес! Вот только мне непонятно, в чем заключается опошление национального искусства? Не могу уловить смысл этого слова — «опошлять». Объясните!
— Опошлять — это, это… — видимо, сам Василий Васильевич затруднялся объяснить более точно значение этого слова. — Это значит делать плохим, мелким. Я имею в виду последние изделия косторезов: чернильные приборы, броши, шпильки, пудреницы. Они не традиционны для искусства чукчей, эскимосов. Ну, а качество работ некоторых граверов? Хотя бы взять Итчеля. Это же мазня, детский рисунок! А эти стаканчики, что делает Чуплю! Кому они нужны? А аляповатые безделушки Сотхитки? Разве это искусство?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пора охоты на моржей"
Книги похожие на "Пора охоты на моржей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владилен Леонтьев - Пора охоты на моржей"
Отзывы читателей о книге "Пора охоты на моржей", комментарии и мнения людей о произведении.



























