Владилен Леонтьев - Пора охоты на моржей

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пора охоты на моржей"
Описание и краткое содержание "Пора охоты на моржей" читать бесплатно онлайн.
Автор, ученый, знаток быта, языка, психологии чукчей, рассказывает о мужественных зверобоях, охотниках, оленеводах, о тех, кто создавал всемирно известную теперь Уэленскую косторезную мастерскую. Понимание специфики истории чукотского народа позволяет автору правдиво и убедительно воссоздавать процесс преобразования жизни коренного населения некогда отсталого края. Повествование окрашено и согрето любовным отношение к Чукотке и ее людям.
— Таай, можно я отрежу корень клыка?
Таай уже догадался, что какая-то новая идея озарила Владика, и ради любопытства спросил:
— Для чего?
— Думаю бокал из него сделать.
— Аа! Пожалуй, подойдет, — согласился Таай. — Отпиливай! Посмотрим. Остальную часть отдай Кейнытегину, для гравировки клык плохой, крученый, но на фигурки оленей будет хорош.
Заготовка оказалась с толстым слоем чуть розоватого дентина и маленьким овалом желтоватой пульпы. Это был замечательный клык. И Владик вырезал из него бокал. Его поддерживали три потешных медвежонка, все в разных позах: один уперся четырьмя лапами, другой наклонился и одной лапой держит бокал сбоку, второй — за дно, третий выглядывает из-за бокала, обхватив его лапами, и как бы говорит: «Ничего, удержим!»
Бокал понравился косторезам, все смотрели на него с улыбкой: очень уж потешны были медвежата. Отец не принял эту работу, а оставил себе на память, оплатив комбинату стоимость клыка.
Хорошую оценку давали косторезы работам Владика, хвалили его, но никто из них не делал даже попытки снять копию или же сделать что-либо подобное. Умения, мастерства и фантазии у них хватало, но резьба из целой кости — трудоемкий процесс, а над каждым косторезом висел план, который надо выполнить. Поэтому они делали оленьи и собачьи упряжки по уже установившемуся шаблону — получалось быстрее и выгоднее. Владик же не зависел от заработка, у него была твердая ставка моториста, и свои работы он сдавал лишь потому, что использовал промкомбинатовский клык.
Отец, наблюдая за Владиком, с тяжелым вздохом говорил:
— Хорошо бы посадить ведущих художников, например, Таая, Хухутана, Ренвиля на твердую ставку, чтобы не думали они о плане, спокойно работали и создавали бы настоящие образцы, а копии мог бы снять любой мастер.
Но это были несбыточные мечты. Чукотторг, в чьем ведении находился промкомбинат, с подобными предложениями не соглашался и строго требовал выполнения плана и широкого ассортимента изделий.
Владик специализировался в фигурной резьбе, но ему очень хотелось освоить цветную гравюру. Ведь может Хухутан и создавать скульптурные изображения, и гравировать свои работы. Почему ему, Владику, не попробовать? Он целыми часами просиживал рядом с граверами и наблюдал. Полнолицый, высокий и здоровый с виду Онно сказал однажды Владику:
— Сейчас расскажу, как у нас в Покыткине живут.
— А что такое Покыткин? — удивился Владик, впервые услышав такое слово.
— Покыткин — это край земли, самый кончик. Ведь Увэлен как раз и стоит на краю земли. Там, дальше, — махнул рукой Онно в сторону моря, — уже другая земля, капиталисисеськая.
— Так почему же Покыткин, а не Увэлен? — допытывался Владик.
— Покыткин — старое название, а Увэленом это место стали называть, когда сюда пришли чукчи. Давно-давно здесь эскимосы жили. Ты стариков расспроси, увэленцев.
Онно вытащил из-под стола уже обработанный, ошкуренный и зачищенный циклей большой клык, завернутый во фланелевую тряпочку. Расстелил тряпку на столе и положил на нее клык. Достал стальной коготок — вагыльгин с удобной маленькой ручкой и небольшие стамесочки разной ширины с мелкой насечкой.
Он долго и старательно точил карандаши. Сначала приготовил два мягких простых, потом заточил цветные.
— Надо марку вперед сделать, — сказал Онно и зажал в коленях клык торцом к себе. Взял линеечку, процарапал коготком ромбик и написал в верхней его части «1949 г. М.Т. РСФСР», а в нижней — «С. Увэлен, худож. Онно». Потом что-то процарапал в центре ромбика, зачернил простым мягким карандашом, протер влажной фланелькой, почеркал коричневым карандашом, снова протер тряпочкой, наложил синий цвет — протер еще раз и на торце в ромбике появилась голова вынырнувшего из моря моржа. Это была марка Увэленского промкомбината.
— Теперь можно рисовать, — и под рукой гравера заскрежетал коготок.
Владик удивился: все граверы сначала делают набросок простым карандашом, потом процарапывают коготком основные контуры рисунка, а затем уже раскрашивают изображение цветными карандашами. Онно же сразу начал работать резцом. Рука твердо наносила прямые и извилистые линии, кружочки, закорючки. В одном месте они были глубокими, в других — едва заметными. Исцарапав две трети клыка, Онно решительно, с сильным нажимом провел поперек клыка извилистую линию — начал «портить» остальную часть. Лицо гравера становилось то серьезным, то неожиданно возникала улыбка, губы что-то шептали. На лбу проступили капельки пота, но рука по-прежнему уверенно наносила штрихи.
— Все, кончил, — выдохнул Онно и вытер лицо.
Владик взял в руки клык. Разобрать, что нарисовано, было трудно. Он повертел его в руках и отдал.
— Сейчас сделаем, — и Онно протер влажной тряпкой клык, а потом густо и жирно стал чернить его простым карандашом.
Исчертив один карандаш, он взял другой. Клык стал грязным, словно его вымазали сажей. Онно еще долго и старательно втирал графит в царапины большим пальцем. Затем сходил к ведру с чистой водой, намочил фланелевую тряпку, выжал ее, стряхнул и стал тщательно протирать клык. Он снова стал белым, и на нем проявился четкий рисунок. Раньше граверы просто слюнявили палец и втирали им графит в царапинки, но директор строго запретил так делать, сказав, что это негигиенично.
Теперь Владик уже мог понять, что было нарисовано на клыке.
После обеда Онно кисточками-стамесочками с мелкой насечкой наложил краску, и рисунок ожил.
В отличие от других граверов Онно любил скромные естественные краски. Итчель, например, предпочитал жирный густой цвет, эскимос Хухутан — легкий, умеренный, Ёмрыкаин — яркий. Сдержан был в выборе красок и Ренвиль, не уступавший в мастерстве Онно.
— Нет, никогда не научиться мне так работать, Онно, — грустно сказал Владик.
— А ты пробуй, тренируй руку, и у тебя получится. Рисуешь ты хорошо, знаешь чукотскую жизнь.
Онно работал с большим напряжением, и после завершения росписи очередного клыка он отдыхал три-четыре дня, а иногда и неделю. Отец не заставлял его высиживать в мастерской восемь рабочих часов: он видел, чего стоит Онно каждый клык. Обычно в свободные дни Онно ходил по поселку, стоял где-нибудь за ветром и пристально вглядывался в даль тундры, смотрел на торосы. Он думал.
Как ни старался Владик, но овладеть искусством гравера-рисовальщика так и не смог, хотя хорошо знал всю технологию цветной гравюры.
В марте приехал в командировку в Увэлен секретарь райкома комсомола Василий Васильевич Кононов. Пригласил Владика для беседы.
— По возрасту через год-два меня должны вывести из состава райкома комсомола. Давай переходи работать в райком. Поработаешь инструктором, будем рекомендовать тебя секретарем, — сразу же начал он.
— Да какой же из меня секретарь! — рассмеялся Владик. У него и в мыслях не было заниматься такой работой.
— Ничего, поработаешь, освоишься.
— Не выдержу я конторской работы, не усижу.
— Привыкнешь, — улыбнулся Василий Васильевич.
— Нет, не смогу я. Мне и здесь хорошо. Работа нравится. Там нет чукчей, а без них я не могу, да и охоты там никакой.
— Как же нет? И там есть чукчи.
— Какие это чукчи! Бездельники, как наш Кэйнын. На охоту не ходят, попрошайничают и живут тем, что долбят уголь, подвозят лед.
— Ну уж это ты слишком, — резко возразил Кононов.
— Конечно, я не думаю так о тех, кто работает в райисполкоме, райкоме партии, — спохватился Владик.
В 1942 году районный центр перевели из Увэлена на Чукотскую культбазу, в залив Лаврентия. В округе решили, что Увален — неудобное место: открытое море, постоянные штормы, льды и далеко от селений южной части района. Его границы простирались от залива Креста до мыса Шмидта, и, чтобы проехать этот участок побережья, надо было затратить три-четыре месяца. А поселок Лаврентия ближе к южным селам, к тому же там удобная бухта, хорошая стоянка для судов. Но культбазу построили в таком месте, где чукчи никогда не селились, так как не было поблизости хорошего промысла, — это было голодное место. Лишь на косе Катрыткино иногда появлялись яранги, но, простояв полгода, чукчи переселялись в Аккани или Янранай. Поэтому все чукотское население районного центра было пришлым, и обосновывались там те, кто не занимался охотой, а таких чукчи считали лентяями.
— Но тебе не придется сидеть на месте. В командировки будешь ездить, — продолжал агитировать Владика Василий Васильевич. — А твоя охотничья страсть пригодится в работе. Нам нужно организовывать комсомольско-молодежные бригады, активизировать их деятельность и шире вовлекать молодежь в общественную жизнь. Ты не думай, наша работа не сидячая.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пора охоты на моржей"
Книги похожие на "Пора охоты на моржей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владилен Леонтьев - Пора охоты на моржей"
Отзывы читателей о книге "Пора охоты на моржей", комментарии и мнения людей о произведении.