» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






*** Козьма Прутков тоже посвятил червю (тоже явно не земляному, т.е. гусенице) басню "Червяк и Попадья":

Однажды к Попадье заполз Червяк за шею,

И вот его достать велит она лакею.

Слуга стал шарить Попадью...

— Но что ты делаешь?! — Я червяка ловлю. - Ах, если уж заполз к тебе червяк за шею,

Сама его дави, и не давай лакею! [15]

Но о каких-то червях говориться и в Священном писании. В сочинении одного из отцов христианской церкви Блаженного Августина (354-430) "Об аде и свойствах вечных мук" (цитирую по: Борхес, Касарес, 2001, с. 200201) автор напоминает слова Иисуса Христа о наказании грешников в аду: "Лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками в геенну, огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает"; эта формулировка повторяется еще два раза: "Лучше войти тебе в жизнь хромым, нежели..." и "Лучше тебе с одним глазом войти в Царство Божие, нежели..." и т.д. О каком черве идет речь? Приведя слова библейского Соломона: "Как моль одежду и червь дерево, так и печаль точит сердце мужу", Августин поясняет, что в аду "тело будет жечься огнем, а дух подтачиваться своего рода червем печали". Из этого следует, что прообразом адского червя послужили личинки бабочки (моли) и жуков- древоточцев. Не удивительно, что мудрый царь Соломон, который понимал язык всех животных, знал о метаморфозе насекомых, даже некоторые богословы краем уха слышали кое-что о нем, но это чудо природы оставалось вне поля зрения биологов вплоть до его вторичного открытия в XVII в. Этого червя печали можно считать гусеницей.

Интересно, что и здесь взрослым бабочкам и гусеницам приписывается совершенно разное символическое значение, в основе чего, конечно, лежит различный образ жизни животного на этих стадиях развития.

*** В Китае бабочка считалась эмблемой развлечений и влюбленности; в Японии это символ радости, женской суетливости и ремесла гейш, а пара бабочек символизирует супружеское счастье. В странах Центральной Азии, в Новой Зеландии, в Заире и в Мексике бабочка служит эмблемой человеческой души.

*** Что касается гусеницы, то "В индуистской доктрине о переселении душ - приземленность, бесформенность, непригодность. В культуре североамериканских индейцев гусеница — метафора сексуального пробуждения, первого опыта телесной любви" (Тресиддер, 1999), хотя на самом деле гусеницы, грубо выражаясь, "думают только о том, чтобы пожрать". Кроме того, червь (гусеница) является также символом распада и смертности. "Что неожиданно, в мифах некоторых стран, включая Ирландию, черви встречаются как эмблема наследственности - символизм, в основе которого превращение червя (гусеницы) в насекомое" (там же, с. 408).

*** Когда европейцы познакомились с метаморфозом бабочек (а произошло это в XVII в. после работ Сваммердама), они стали придавать ему смысл в духе религиозной христианской символики. Приземленная гусеница символизирует нашу земную жизнь, занятую заботами о хлебе насущном; стадия куколки символизирует телесную смерть, а выходящая из нее бабочка - это душа, освободившаяся от бренного тела и земных забот, и устремляющаяся в высшие сферы. Хотя почти одновременно Ф. Реди выяснил и метаморфоз мух, это не вызвало у просвещенной публики таких возвышенных ассоциаций. Кроме того, прекраснодушные мыслители упускали из вида, что существование взрослого насекомого отнюдь не беззаботно, так как на этой стадии должно осуществиться спаривание и откладка яиц именно на то кормовое растение и в такой среде, которые необходимы для успешного развития личинок данного вида.

*** Бабочкам особенно часто давали латинские названия, заимствованные из мифологии: махаон - Papilio machaoni, адмирал - Vanessa atalanta, аполлон - Parnassius apollo, мертвая голова - Acherontia atropos и др.

*** Достойное место заняли бабочки и в сонниках: "Бабочка, летающая среди цветов на зеленом лугу, предвещает деньги и благополучие. Бабочка во сне означает, что скоро Вы получите долгожданное письмо. Молодой женщине такой сон предвещает счастье и любовь, а также преданного мужа" ("Полный сонник" Миллера). Другое дело гусеница: "Если во сне Вы увидите гусеницу, то наяву Вы познакомитесь с людьми, которые вызовут Ваше доверие. Однако Вам не следует поддаваться их обаянию, так как под личиной добродетели они скрывают коварные замыслы. Вам угрожают потери на работе и в семье. Вам придется бороться с трудностями, которые на время застанут Вас врасплох" (Там же).

А "Если во сне Вы увидите, как гусеница вьет кокон, то Вам следует быть готовым к тому, что Ваше поведение станет предметом обсуждения Ваших недоброжелателей. Видеть, как из кокона появляется бабочка, является символом новой жизни. Для людей семейных такой сон может предсказывать появление ребенка. Если Вам приснилось, что Вы раздавили кокон, то в реальной жизни своим опрометчивым поступком Вы повредите не только себе, но и Вашим близким" (Сонник, Инт.).

Очень неприятное (и мудреное) толкование дает приснившейся бабочке психоаналитик Менегетти (2003): бабочка "означает глупый тщеславный фаллицизм женщины; яркая бабочка, похожая на летающий цветок, восхищает и привлекает, заставляя забыть о вредоносной сущности этого насекомого, поражающего растения и плоды. Ин-се видит в этом образе некое компьютерное устройство или негативное отношение, которое, используя внешнее обаяние, внедряется как червь в яблоко. Более того, она символизирует психический фаллос, внедренный в эротическую интенциональность женщины: если бабочка преследует, это означает опасную женскую негативность, черный вагинизм, пустой эротизм".

К отряду Двукрылых (Diptera) относятся подотряды Длинноусых (Комары) и Короткоусых (Мухи).

*** Из книги Е. Левкиевской (2003, с. 132) мы узнаем, что, "Когда Сатана в подражание Богу стал тоже лепить из глины человека (в результате у него получился козел или волк), то сделанное им существо вышло таким большим, что его пришлось обстругивать. Вот из этих то стружек и пошли на свете комары, мухи, оводы и прочие вредные насекомые". А по другой легенде, Бог создал пчелу, а черт, подражая ему из зависти, создал муху (там же, с. 134).

*** Ханты и манси - народы финно-угорского происхождения, живущие на берегах реки Оби (ее северной части) сильно страдают от комаров, что нашло свое отражение и в их мифологии. Верховный бог-творец хантов - Нуми-Торум имел антагониста в лице своего младшего брата (или сына) властителя загробного мира Кынь-Лунга. После столкновения между ними Нуми-Торум удалился на небо, а его побежденный противник "проник в преисподнюю, вонзив в землю посох и проделал в ней отверстие... С тех пор через это отверстие на землю из преисподней проникают вредоносные твари - насекомые. Прежде всего это комары-кровопийцы, мучающие жителей тайги, а также болезни" (Петрухин, 2003, с. 338).

Кроме того, направляющиеся в загробный мир души умерших могут сохранять вид человека или же принять вид птицы или комара.

У этих народов есть также миф, описывающий предстоящий конец света. Сначала произойдет огненный потоп, спасутся только те люди, которые заранее подготовят плот из семи слоев древесины. Шесть из этих слоев сгорят, а 7-й останется на плаву. Но находящихся на плоту людей будут пожирать гигантские комары. А люди, спасшиеся и после этого, превратятся в водяных жучков, а еще позднее рассыпятся в прах (там же, с. 417).

Таким образом, комары - это исчадия преисподней, они же будут уничтожать последних людей во время конца света, а души умерших могут иметь вид комаров.

*** В шаманизме тотем-комар характеризуется как использование чужой силы (по видимому в основе такой характеристики лежит реальное поведение комаров - кровососание), а тотем-муха - это открытие (чего?).

*** К комарам относятся загадки:

Летит птица, не крылата, не перната; носик долгой, голос тонкой; кто ее убьет, человеческую кровь прольет.

Придет месяц май, вылетит птица в рай; кто ее убьет, тот свою кровь прольет.

*** Существует идиоматическая поговорка - и комар носа не подточит, означающая, что какое-то дело сделано так, что никто не придерется.

*** "Если Вам приснились комары, то наяву Вам будут досаждать мелкие происки врагов. Однако на Вашей активности это никак не отразится. Сон, в котором Вы убиваете комаров, означает, что препятствия, которые возникли на Вашем пути, временны" ("Полный Сонник Миллера").

*** Народная песня о девушке, мечтающей о встрече со своим милым, начинается так:

Разосённые комарочки да пискунки,

Э-ай да не дают-то ли мне, младенькой, и но...

Рис. 36. Комар и Муха-Цокотуха (штриховая копия с красочного рисунка В. Дувидова; из: Чуковский, Киплинг, 2001).

и ночи спать,

Ах, не дают-то ли мне, младенькой, и ночку-то спать...., а потом она все-таки уснула и увидела своего дружка во сне (см. Русские народные сказки, 1988, с. 67). [16]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.