» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






Но однажды Повелителю блох удалось бежать из плена (вот тогда он и нашел приют у Перегринуса) и освободить всех своих подданных, а Левенгок почему-то этого не заметил и объявил, как обычно об очередном представлении. Когда собрались зрители, на столе не произошло никакого движения, оказалось, что в мундирах находятся не блохи, а перечные зерна и семена других растений. Разразился страшный скандал, и, чтобы спастись от разъяренной публики, Левенгок с помощью своего громадного микроскопа напустил на нее отвратительных чудовищ. "Вся комната кишела отвратительными гадами и самыми противными насекомыми. Блохи, жуки, пауки и всевозможные волосатики, в бесчисленное количество раз увеличенные, протягивали хоботки, или же разгуливали на своих длинных волосатых ногах по комнате, а отвратительные муравьиные львы хватали и давили своими цепкими щупальцами мошек, которые защищались и отмахивались от них своими широкими крыльями. Между ними ползали и обвивались вокруг различных предметов змеи, клейстерные угри, сторукие полипы, в то время, как изо всех щелей выглядывали инфузории с искаженными человеческими физиономиями" (с. 139,140; участвующие в этом эпизоде беспозвоночные для статистики не использованы). Когда все недоразумения и противоречия между действующими лицами были улажены, Повелитель блох смог вернуться к своему народу. Изложенное выше вполне достаточно, чтобы составить общее представление о произведении Гофмана, а желающие узнать больше могут познакомиться с ним в подлиннике.

Жуки (отряд Жесткокрылых - Coleoptera)

*** отмечены поговорками:

В поле и жук - мясо.

При счастьи и петух яичко снесет, а при несчастьи и жук забодает.

*** Загадка: Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт; идет земли не дерет (жук).

*** А сон, в котором Вы увидели на себе жука, означает, "что Вашим уделом будет бедность и болезни. Если Вам снится, что Вы убиваете жуков, - это благоприятный знак" ("Сонник", Инт.).

*** Среди жуков особого внимания заслуживает священный скарабей. Этот жук лепит из навоза шарики, в которые откладывает яйца, и закатывает их в свою норку; вышедшие из яиц личинки питаются этими шариками. Древние египтяне усмотрели в катании навозных шариков сходство с движением солнца, и скарабей был ими обожествлен. По верованиям древних египтян, бог Солнца Ра каждый вечер на Западе спускается под землю в Царство Мертвых и двигается по нему к Востоку, преодолевая много препятствий и сражаясь с чудовищами. Скарабей Хепри - его утренняя ипостась; он подталкивает солнечный диск к небу.

В одной древней рукописи сказано: "В двенадцатом часу, конце ночи, Ра - старое и мертвое Солнце проникает в хвост огромной змеи, выходя утром из пасти которой, он превращается в скарабея Хепри - утреннее Солнце" (цитирую по Брюшинкину, 2003, с. 13).

Поэтому изображение скарабея часто встречается на различных древнеегипетских предметах (рис. 24 б).

*** Как сообщает Тресиддер (1999, с. 337), скарабей - это " Солнечная мужская эмблема зарождения жизни, возрождения и всепобеждающей жизненной силы, скарабей - наиболее популярный амулет в Древнем Египте... Этот небольшой жук-навозник ассоциировался непосредственно с Хепри, богом восходящего солнца. Согласно другому поверью, все скарабеи были мужского пола и вынашивали свои личинки в шариках навоза, которые они толкали перед собой. Это считалось имитацией на микрокосмическом уровне прохождения солнца через небо. Защитные амулеты или кольца с печаткой, погребальные украшения и печати с изображениями скарабеев, имеющие защитную силу, символизировали циклическое возрождение природы, а во время раннего христианства — Воскрешение. Китайские мудрецы считали, что скарабей является наглядным примером самозарождения жизни".

*** В легендах и поэзии часто упоминаются также светлячки, которые интересны своей способностью светиться. В соответствии с китайской легендой, Chu Yin династии

Chin учился по ночам при свете, излучаемом наполненным светлячками мешочком потому что у него не было возможности получить лампу.[11] Впоследствии он дослужился до высокого поста в правительстве. Поэтому светлячок, являющийся символом красоты, считается эмблемой трудолюбия и упорства; а следуя теории, согласно которой гниющие растения превращаются в светлячков (возможно, из-за спонтанного горения), он символизирует возрождение и свет ушедшей души ("Символы в твоей жизни").

*** В Японии светлячкам были посвящены хокку.

* "На смерть маленькой сестры":

Увы, в руке моей,

Слабея неприметно,

Погас мой светлячок...

Ах, не топчи, постой!

Здесь светлячки сияли Вчера ночной порой.

Где же светлячки?

Спасаясь от погони,

Скрылись на луне...

У нашей детворы пользуется симпатией Coccinella septem- punctata - ее надо осторожно положить на ладошку и сказать: "Божья коровка, полети на небо - там твои детки кушают котлетки", и она расправит крылышки и улетит.

*** Божья коровка в роли тотема - это скрытое покровительство.

*** Согласно ханты-мансийскому мифу, Бог-творец взял в руки две пригоршни земли и нарисовал на бумаге мужчину и женщину. Творец разжал ладони, и из земли появилась первая пара людей. После этого "черт решил повторить творенье - сжал пригоршню земли, но когда разжал руку, появилась ящерица. Тогда он тоже нарисовал людей, но опять из одной руки у него выполз жук, из другой - жаба" (Петрухин, 1993, с. 343).

*** В сказках палеоазиатских народов (чукчей, коряков и др.) жуки (а также черви и крабы) занимают враждебную по отношению к людям позицию; при этом они принимают вид маленькой старушки, которая приносит людям разные несчастья. В это отношении жуку противопоставляется паук, оказывающий чудесную помощь попавшим в беду героям (Меновщиков, 1974, с. 28).

*** В странном стихотворении Н. Заболоцкого "Школа Жуков" есть такие строки (с. 89):

Маленькие граждане мира Будут играть

У каменных ног истуканов,

Будут бросать в черепа истуканов Гладкие камушки-гальки,

Бульканье вод будут слушать И разговоры голубок,

В каменной пазухе мира Жуков находить и кузнечиков.

Жуки с неподвижными крыльями,

Зародыши славных Сократов,

Катают хлебные шарики,

Чтобы сделаться умными.

Кузнечики — это часы насекомых,

Считают течение времени,

Сколько кому осталось Свой ум развивать И когда передать его детям.

Так, путешествуя Из одного тела в другое,

Вырастает таинственный разум.

Время кузнечика и пространство жука - Вот младенчество мира.

Что хотел сказать автор этих стихов, предоставим решать самим читателям.

Рис. 32. Нападение личинки жука-плавунца на головастика русалки (Из: Иванова, 2004).

*** Как известно, некоторые жуки, упав на спинку, с большим трудом переворачиваются, чтобы занять положение ножками вниз. Эта незначительная, но характерная подробность из жизни жуков вошла в детские буквари как пример Употребления буквы "Ж":

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

*** Личинки жуков тоже могут дать пищу для фантазии. Некоторые из них живут в воде и, будучи хищниками, представляют большую опасность для мальков рыб и головастиков лягушек. Поскольку русалки, согласно наблюдениям Кондакова, проходят в своем развитии головастикоподобную стадию, то и они могут подвергаться нападению страшных хищных личинок жуков-плавунцов (как показано на рис. 32).

Бабочки (отряд Чешуекрылых - Lepidoptera) интересны тем, что у них ярче всего выражен характерный для высших насекомых метаморфоз: из яйца выходит червеобразная личинка (гусеница), основными функциями которой является питание, рост (сопровождающийся линьками) и накопление запасных питательных веществ. Потом происходит линька на куколку; куколка почти совсем неподвижна и производит впечатление покоящейся стадии, но на самом деле под покровом куколочнои кутикулы происходят бурные процессы перестройки, затрагивающей как наружные, так и внутренние органы. Затем из куколки вылетает взрослое крылатое насекомое - имаго, главной функцией которого является размножение. Эта имагинальная (крылатая) фаза жизни насекомых часто бывает очень непродолжительной.

Метаморфоз бабочек (тутового шелкопряда) был хорошо известен в Древнем Китае в связи с развитием шелководства, но в Европе и других странах он до сравнительно недавнего времени оставался неизвестным. Поэтому гусениц и бабочек считали совершенно разными, никак не связанными друг с другом существами.

*** Чтобы окончательно уничтожить это заблуждение предлагаю афоризм: "Каждая гусеница (даже червяк из гнилого яблока) надеется стать бабочкой, хотя эта надежда не всегда сбывается".

Бабочки с их узорчатыми и часто ярко окрашенными крыльями не могли не привлекать внимания людей, но они довольно слабо отображены в европейской мифологии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.