» » » » Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода


Авторские права

Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Книги, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Рейтинг:
Название:
Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Издательство:
Книги
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-94706-026-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать бесплатно онлайн.



«Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» Николая Храмцовского впервые был издан в 1857 (I часть) и 1859 (II часть) годах. Это уникальный памятник нижегородского краеведения. Знаток прошлого Нижегородской земли, краевед и историк Н. И. Храмцовский систематизировал и свел воедино богатейшую информацию, по крупицам добытую им из огромного количества архивных материалов и исторических исследований.

В качестве дополнения в книгу включен очерк А. В. Экземплярского «Суздальско-Нижегородское великое княжество».






Церковь лютеранская очень красива, с куполом и портиком, украшенным четырьмя колоннами; главные двери ее из дуба, покрыты богатой резьбой рококо. Внутренность самой церкви проста, как обыкновенно во всех лютеранских церквах, но величественна; на хорах, которые расположены внутри церкви с трех сторон — восточной, северной и южной — стоит против самого алтаря прекрасный орган.

Лютеранское кладбище находится рядом с Петропавловским; оно устроено в роде сквера, кругом обсажено липами; могилы расположены регулярно. Между памятниками этого кладбища есть очень много изящных[468].

Глава четвертая. УЧЕБНЫЕ, БОГОУГОДНЫЕ И ДРУГИЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ВОДОПРОВОД И ФОНТАН, СОЛЯНЫЕ ЗАПАСЫ, УВЕСЕЛЕНИЯ

I. ДУХОВНЫЕ СЕМИНАРИИ И ДУХОВНЫЕ УЧИЛИЩА

Прежде описания Нижегородской семинарии необходимо сказать несколько слов о жизни основателя ее Питирима, архиепископа Нижегородского и Алатырского, лица замечательного в истории российской иерархии и истории Нижнего Новгорода, и трудах этого архипастыря в пользу православной церкви, имевших тесную связь с учреждением семинарии и первоначальным ее развитием.

Знаменитый иерарх, борец с расколом, любимый и уважаемый четырьмя венценосцами, родился около 1665 года в окрестностях Нижнего Новгорода, но в каком собственно месте, неизвестно; также неизвестно, какое носил он имя в миру и как звали отца его и мать, которые, принадлежа к сословию крестьян, были закоренелыми раскольниками и воспитали сына в духе своего заблуждения.

Питирим от природы был наделен светлым умом, твердостью характера, любознательностью и склонностью к монашеской жизни. Все это поняли собратья его по расколу, терпевшие уже справедливое гонение от последователей также нижегородского уроженца и также знаменитого в истории русской иерархии патриарха Никона[469]. Они поняли и то, что из Питирима может выйти надежная опора их лжеучению, почему и присоветовали ему удалиться на польскую границу, в Стародубскую область, где в то время под покровительством пана Халецкого был притон русских бродяг, недовольных правительством, и где процветали безнаказненно нелепые лжеучения. Там, как полагают, в раскольническом Покровском монастыре, бывшем в местечке Ветке[470], Питирим принял пострижение; но как в то время был наименован, также неизвестно. Скоро после пострижения Питирим по просьбе единоземцев и единомышленников воротился на родину и, поселясь в лесах керженских и чернораменских, начал подвизаться во славу лжеучения.

Еще с детства обученный грамоте, Питирим прилежно занимался чтением духовных книг, но книги, читанные им, были в духе раскола, которые, затмевая истину, могли только укоренять лжеучение и развивать фанатизм — коренное свойство вообще всех раскольников. Вступив в монашество и готовясь сделаться, так сказать, вождем раскола, Питирим видел бедность своих познаний; это побудило его приняться за подробное изучение Святого Писания, преимущественно Нового Завета. От Нового Завета он перешел к изучению соборных постановлений, сочинений отцов церкви, церковной археологии и письменности, и вообще всех книг церковных и истории Российской церкви. Целью трудов его была защита лжеучения, которое он считал тогда учением истины, но неисповедимое Провидение определило иначе: Питирим, просветя ум свой изучением боговдохновенных писаний, понял всю пустоту, всю ложь того, что досель считал чистым учением Христовым, и, отрешась от заблуждения, основанного на хитросплетениях невежества и своекорыстных целях людей неблагонамеренных, проклял его и искренно обратился в недра православия.

Хитрые расколоучители всячески старались опять привлечь к себе Питирима; они предчувствовали, чем впоследствии должен быть для них отпавший собрат, твердо знавший весь механизм шаткого их учения. Но ни лесть, ни угрозы, ни убеждения не могли поколебать решения будущего подвижника православия. Питирим не только остался верен своему новому избранию, но замыслил уже то, чего именно опасались расколоучители, — замыслил открыто восстать против раскола. И чтоб приготовиться к спасительным подвигам, он удалился в переяславский Никольский монастырь (что на болоте), принадлежавший тогда, как полагают, к Ростовской епархии[471].

Это случилось в то время, когда св. Димитрий Ростовский, облеченный уже святительской властью, гремел против расколов и поражал их. Полагают также, что Питирим избрал Никольский монастырь, собственно, потому, что хотел быть ближе к светильнику церкви св. Димитрию, которому решился подражать в будущих своих действиях.

Жизнью вполне чистой, исполненной христианских добродетелей, Питирим скоро обратил на себя внимание духовных властей: его сделали строителем того же Никольского монастыря. В этом сане узнал его Петр Великий, отыскивавший во всех званиях, на всех ступенях общества людей достойных и способных для исполнения своих великих предначертаний, и державным умом своим постиг, где и чем может быть полезен отечеству строитель переяславского Никольского монастыря. Через несколько лет после того (в 1707 году) Питирим был назначен по воле государя для искоренения расколов, усилившихся до невероятной степени в Нижегородской епархии, а особенно в приписных к Патриаршему дому, а после к Синодальной области, уездах Юрьевецком и Балахнинском[472].

Уполномоченный царским указом и благословением местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского, Питирим начал обличать расколоучителей и отторгать от лжеучения людей разного звания. За подвиги свои он был утешен благодарностью и благословением св. Димитрия Ростовского, с которым встретился в 1709 году на пути около Ростова и имел продолжительную беседу, а потом получил от того же святителя для руководства список с соборного деяния, бывшего в Киеве в 1157 году, июня 7, против еретика Мартина Мниха и его последователей.

Проповедники раскола, озлобленные отпадением от них Питирима, теперь восстали против него со всем ожесточением бешеного фанатизма. Они, чтоб остановить успехи Питирима, принимали все меры, внушаемые злобным остервенением; чернили проповедника истины, уверяя своих последователей, что Питирим отпал от их согласия не по истинному убеждению в чистоте православия, а по расчету, ради почестей, и что он есть предтеча антихриста. Но Питирим мало обращал внимания на неистовые вопли изуверов и шел твердо по пути назначенному ему волей Господа и его помазанника. В течение первых семи лет своих апостольских подвигов Питирим обратил из раскола в недра православия более 2000 человек, за что по именному указу был возведен в сан игумена.

Изуверы, видя, что вопли и клеветы их, распускаемые между своими единомышленниками, мало вредят Питириму в его подвигах, прибегли к другим мерам. Чтоб стеснить его в действиях и заставить отказаться от борьбы с расколом, они посредством подкупа и всевозможных клевет, лжи и хитросплетений вооружили на своего обличителя светские власти, вследствие чего сам Питирим и посылаемые от него священники для обращения раскольников подверглись гонению. Городовые начальники, сельские приказчики и старосты, вопреки царскому указу, запрещали Питириму и его сотрудникам входить в дома раскольников и поучать заблудшихся. Сильвестр Волынский, пятый и последний митрополит Нижегородский и Алатырский, занимаясь только внешним устройством своей епархии, мало заботился о искоренении расколов и не подавал никакой помощи Питириму. Все это благоприятно действовало в пользу раскола: ересиархи не только получили средства защищать свое учение, но стали сильнее и сильнее развивать его и отторгать маловерных от лона апостольской церкви, соблазняя их тем, что самые власти презирают Питирима и покровительствуют расколу. Питирим сначала не хотел огорчать государя жалобами на встреченные препятствия в трудах своих и несправедливость местных властей, полагая побороть все кротостью и терпением, но наконец, видя себя стесненным отовсюду и видя сильное развитие раскола, решился донести обо всем государю, что и сделал 8 марта 1715 года.

Петр Великий, Отец Отечества, истинный христианин, глава и защитник православной церкви, как и все государи русские, изволил собственноручно написать 13 марта на самом донесении Питирима следующее повеление: «По сему прошению отца игумена Питирима запрещается всем ему возбранять в сем его равноапостольском деле; но повелевается паче ему вспомогать. Ежели же кто в сем святом деле ему препятствовать будет, тот без всякого милосердия казнен будет смертию, яко враг святыя Церкви; а буде кто из начальствующих не будет помогать, тот лишен будет имения своего»[473].

Грозное повеление справедливо разгневанного монарха заставило замолкнуть злобу и дерзость изуверов и обуздало корысть и своеволие светских властей, столь много вредивших Питириму, а его утешило за перенесенные оскорбления и одушевило новым рвением к дальнейшим трудам и подвигам. С этого времени старания Питирима имели успех; голосу его — голосу истины, стали внимать не только простые раскольники, но их духовные и монашествующие обоего пола. Это побудило Питирима основать для новообращенных несколько мужских и женских монастырей, в том числе и Кержебельмашский Успенский (в Юрьевецком уезде), в который в 1717 году, по именному указу, Питирим был поставлен архимандритом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Книги похожие на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Храмцовский

Николай Храмцовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.