» » » » Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода


Авторские права

Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Книги, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Рейтинг:
Название:
Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Издательство:
Книги
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-94706-026-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать бесплатно онлайн.



«Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» Николая Храмцовского впервые был издан в 1857 (I часть) и 1859 (II часть) годах. Это уникальный памятник нижегородского краеведения. Знаток прошлого Нижегородской земли, краевед и историк Н. И. Храмцовский систематизировал и свел воедино богатейшую информацию, по крупицам добытую им из огромного количества архивных материалов и исторических исследований.

В качестве дополнения в книгу включен очерк А. В. Экземплярского «Суздальско-Нижегородское великое княжество».






В 1764 году в Нижегородской семинарии было уже десять классов, или школ, как то: философии, риторики, пиитики, греческого и французского языков, синтаксиса, инфимы, грамматики, фары и начал фары; последние три класса назывались также — инфимы, аналогии и начал аналогии. Для латинского языка не было отдельного класса, потому что его преподавали во всех десяти школах.

В это время в семинарии учеников уже было 277; они поступали в нее из приготовительных школ; учителей же было семь, которые получали жалованья от 15 до 80 рублей в год; младшие из них награждались по распоряжению архиереев, бывших единственными и главными начальниками семинарии, платками и кушаками, а за поздравительные речи — особыми деньгами.

Учителями семинарии были русские, малороссы и поляки, переселившиеся в Россию и принявшие православие. Из иностранных языков, преподаваемых в семинарии, латинский был, так сказать, господствующим: на нем писали речи и стихи разного рода; на русском же языке стали писать проповеди при Димитрии Сеченове, и с того же времени лучших студентов для доокончания наук стали отправлять в Московскую духовную академию. Епископ Феофан, кроме духовной академии, начал отправлять их в Академию медикохирургическую и Московский университет.

С 1775 года епископом Антонием введено в Нижегородской семинарии преподавание философии вместе с богословием и распространено преподавание арифметики.

Ученейший Дамаскин еще более ввел предметов в круг семинарских наук: при нем образовались классы истории, географии и языков немецкого, татарского, чувашского и черемисского; богословие отделено от философии; введено толкование катехизиса и объяснение Святого Писания. Этот же епископ учредил, по примеру Геттингенского университета, диспуты, на которых, кроме прений оппонентов и респондентов, читались с кафедры оды и речи на русском, латинском, греческом, немецком, французском, татарском, мордовском и чувашском языках. Эти диспуты привлекали много посторонних слушателей.

Еврейский язык до начала нынешнего столетия здесь преподавался частно, но потом и для него был открыт особый класс, и с того же времени введено преподавание краткой медицины и пасхалии.

В последней четверти XVII столетия семинария не была уже страшилищем для большей части отцов и матерей; не только духовенство, но и прочие сословия охотно отдавали в нее детей своих. Если же которые из духовных держались старых предрассудков, то епархиальное начальство вразумляло их, понуждая заботиться об образовании детей; почему число учащихся в семинарии постепенно увеличивалось: в 1787 году при епископе Павле II в ней было учащихся 450 человек, и 250 в пяти духовных гимназиях, которые образовались в последней же четверти XVIII столетия из прежних приготовительных школ[480]. Эти гимназии впоследствии, при архиепископе Вениамине II, по случаю определения настоящих границ Нижегородской епархии, в 1799 году соединены в одно Нижегородское духовное уездное училище.

Таким образом сложилось внутреннее устройство Нижегородской семинарии почти в течение столетия, и, наконец, оно получило окончательные формы вместе с прочими семинариями в 1818 году.

Нижегородская семинария с начала учреждения своего содержалась на основании Духовного регламента сбором хлеба с земель монастырских и церковных: с первых 20-й, а со вторых 30-й части приплода. В 1743 году хлебный сбор был отменен, а вместо того назначено было взимать по 1 копейке с каждого приходского двора, а с получаемых церквами ружных дач, жалованья и доходов с недвижимых имений по 3 %. Впрочем, с богатых монастырей сбор хлеба не прекращался до самого учреждения духовных штатов. К этим доходам семинарии присовокуплялись штрафы с тех священнослужителей и церковников, которых дети оказывались почему-либо неспособными к учению; также штрафы, взыскиваемые с духовенства «за непредставление детей в школу в известные лета, за укрывательство от школ, за держание бежавших из Семинарии, за невыучку на данные от семинарской конторы пашпортам термины и за позднюю явку после вакации». Оклад штрафов был неодинаков и назначался смотря по сану отцов и по вине детей, а именно — от 25 копеек до 3 рублей.

С половины XVIII столетия назначено было собирать с отцов за обучавшихся в семинарии детей по 7 рублей в год, но этот сбор шел не с такой точностью, как сбор штрафов, потому что большая часть духовенства не могла платить его.

В XIX столетии стали брать, также в пользу семинарии, штрафы с тех ученых священников и диаконов, которые почему-либо не говорили проповедей.

Но все эти доходы были недостаточны для обеспечения вполне нужд студентов, несмотря даже на то, что заботливые епископы к общим доходам семинарии прилагали часть из своих собственных доходов и «от доходов епаршеских архиерейскаго дома», почему студенты на самые необходимые свои потребности должны были искать средств для приобретения денег, которые и зарабатывали письмом, чтением и пением в церквах; также ходили по домам значительных жителей с поздравительными стихами, речами, диалогами, а во время святок и пасхи, по примеру киевских студентов — со звездами и вертепами, или райками, представлявшими Рождество или Воскресение Господне; и тогда же давали перед зрителями представления духовных драм, за что также получали деньги.

С учреждения духовных штатов, когда отобраны были вотчины от монастырей, церквей и архиерейских домов, Нижегородской семинарии назначен был на содержание годовой оклад в 816 рублей 93 3/4 копейки; в 1780 году его увеличили до 2000 рублей, а в 1797 году до 4000; потом — через десять лет — еще удвоили. С последнего же преобразования семинарий, когда нижегородская была причислена к 3-му разряду, на содержание ее и Нижегородского уездного училища назначено отпускать 20 390 рублей. Ныне же семинария с училищами нижегородским, печерским, двумя арзамасскими (уездным и приходским) и лысковским получает в год до 21 000 рублей[481].

Прежде Нижегородская семинария принадлежала к казанскому округу, потом была причислена к московскому и наконец с 1842 года ее снова причислили к казанским округу и академии.

Двадцать один год Нижегородская семинария находилась в кремле при архиерейском доме, а потом переведена на нынешнее место. Димитрий Сеченов купил у вдовы гостиной сотни Пушниковой за 700 рублей готовый каменный двухэтажный дом с надворным строением, огородом и садом, и, испросив позволение Святейшего Синода, велел разобрать синодальное, прежде бывшее патриаршим, рыбное подворье[482] и из его материалов построить при пушниковском доме церковь с трапезою и другие здания.

Пожар 20 октября 1744 года остановил было устройство семинарии, но Димитрий, любивший пламенно просвещение, употребил все меры для возобновления погоревших семинарских зданий и к концу своего управления Нижегородской епархией привел их в надлежащее устройство.

Преемники Димитрия, Вениамин I и Феофан, распространили семинарские место и здания. В 1765 году под семинарскими двором и строениями было земли 108 сажен в длину и 50 в ширину.

Дамаскин также устраивал семинарские здания, на что по его прошенью императрица Екатерина II назначила особую сумму. Он же построил колокольню семинарской церкви с палаткой для библиотеки, на что приказал употребить кирпич, бут и щебень от разобранных церквей Воскресенской в кремле и Казанской на Верхнебазарной площади. Этим же епископом устроена и аудитория в особом деревянном корпусе.

При Вениамине II семинария также перестраивалась: ему в 1807 году было отпущено из казны на постройку третьего этажа на главном семинарском корпусе 3500 рублей.

В 1818 году семинарские здания сгорели, но были поправлены стараниями епископа Моисея, который много заботился как о наружном, так и внутреннем устройстве семинарии[483]; потом опять сгорели в 1823 году. Тогда уже на возобновление их требовалась большая сумма, почему Моисей ходатайствовал о построении нового трехэтажного корпуса. Ходатайство его имело успех: приказано было составить смету. Смета простиралась до 122 141 рубля 45 копеек, и ее утвердили в 1824 году. Вскоре начата была постройка нового здания, которое окончено при епископе Афанасии в 1828 году.

О наружности Нижегородской семинарии уже сказано (в I гл. этой части). Внутренняя отделка ее также хороша, а вообще здание семинарии по обширности, красоте архитектуры и внутренней чистоте, есть одно из лучших зданий, занимаемых семинариями. В нем кроме классов и казеннокоштных воспитанников помещаются: ректор, инспектор и большая часть профессоров и учителей; некоторые из последних живут в надворном каменном двухэтажном строении, близ которого стоит отдельно церковь, посвященная Иоанну Дамаскину. Иконостас в ней под потолок, в три яруса, выкрашенный синей краской и украшенный отзолочеными по местам кронштейнами и колоннами; образа в нем иконописные.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Книги похожие на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Храмцовский

Николай Храмцовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.