» » » » Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода


Авторские права

Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Книги, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Рейтинг:
Название:
Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Издательство:
Книги
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-94706-026-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать бесплатно онлайн.



«Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» Николая Храмцовского впервые был издан в 1857 (I часть) и 1859 (II часть) годах. Это уникальный памятник нижегородского краеведения. Знаток прошлого Нижегородской земли, краевед и историк Н. И. Храмцовский систематизировал и свел воедино богатейшую информацию, по крупицам добытую им из огромного количества архивных материалов и исторических исследований.

В качестве дополнения в книгу включен очерк А. В. Экземплярского «Суздальско-Нижегородское великое княжество».






К паперти этой церкви примыкает церковь Святого Апостола Андрея Первозванного, устроенная над западными воротами монастыря усердием шуйского купца Алексея Ивановича Посылина в память брата его Никиты Ивановича, похороненного в Благовещенском монастыре. Освящение ее совершено в 1840 году преосвященным епископом Иоанном 20 числа августа. Иконостас ее одноярусный белого цвета с позолотой. С правой стороны к ней примыкают настоятельские и братские кельи, занимающие северо-западный угол монастыря; они в 1836 и 1837 годах перестроены и расширены также на счет Посылина.

Пятая церковь Благовещенского монастыря находится близ восточных ворот; она построена в 1821 году при архимандрите Макарии, но освящена в 1834 году епископом Амвросием, при архимандрите Иннокентии. Эта церковь в основании своем имеет форму четырехконечного креста; верх ее украшен большим куполом и четырьмя малыми, а все четыре фасада — портиками с колоннами. В ней иконостас одноярусный, белый, с вызолоченой резьбой и колоннами, царские двери — резные в виде семисвешника; образа — иконописные на золоте. Стены в алтаре и церкви, а также и купол, расписаны масляными красками. На западной стене представлены события из жизни св. Алексия Митрополита. Церковь эта первоначально освящена была в честь Воскресения Христова, но с 1854 года по благословению епископа Иеремии посвящена св. Алексию Митрополиту.

Большой корпус братских келий расположен у южной стены между церквами Благовещенской и Алексиевской; другой, гораздо менее, выходит на Оку; между ним и настоятельскими кельями расположен небольшой фруктовый сад.

За алтарем Благовещенского собора под густой тенью лип погребено много московских и других городов купцов, умерших на ярмарке во время холеры в 1830 и 1831 годах[443].

Из келий настоятеля прекрасный вид на Оку: ярмарка и Кунавино видны, как в камеру-обскуру; за ними расстилается беспредельно плоское заочье и часть Заволжья, сливающиеся с горизонтом.

К этому монастырю принадлежит Алексиевская часовня, находящаяся несколько ниже его при самом конце Похвалинского съезда. Она основана также св. Алексием, на том самом месте, где он имел трапезу в 1359 году. При архимандрите Лаврентии, в 1725 году, вместо прежней часовни, вероятно, сгоревшей в 1722 году, построена новая каменная, и на стене ее сделана была следующая надпись: «6878 года (1370) иже во святых отец наших Алексий Митрополит, егда возвратился из Орды от царя Чанибека и прииде к великому князю Борису Константиновичу, у него же и сына крести, и приста выше Нижняго Новграда при источнике, возлюби место оно и возгради на месте том часовню…» и прочее[444].

Государь император Николай Павлович, бывши в Нижнем Новгороде в 1836 году, изволил обратить на эту часовню свое монаршее внимание и высочайше повелел составить на перестройку ее проект. В 1846 году нижегородский 1-й гильдии купец И. С. Веренинов изъявил усердие устроить по утвержденному плану Алексиевскую часовню (так она называется в честь основателя своего) на свой счет, что и исполнил.

Наружность ее видна на приложенном рисунке. Внутри же она убрана образами иконописной работы, вставленными в иконостас; посередине ее устроен медный небольшой бассейн в виде вазы; в него проведена вода из того самого ключа, из которого св. Алексий утолял свою жажду. Из внутреннего бассейна вода протекает в другой, находящийся на восточной стороне часовни[445].

Алексиевская часовня.

XXIX, XXX, XXXI. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (кладбищенская) И ЧАСОВНЯ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Нижегородский Крестовоздвиженский девичий 1-го класса[446] монастырь находится рядом с Казанским кладбищем, в конце города, у Арзамасской заставы, расстоянием от кремля около трех верст. Этот монастырь заключает в себе все прежде бывшие в Нижнем Новгороде три монастыря: Зачатейский, Воскресенский и Происхожденский.

Зачатейский монастырь был основан между 1355 и 1365 годами великой княгиней нижегородской Анастасией Ивановной, которая после смерти мужа своего, князя Андрея Константиновича, постриглась в этой обители под именем Вассы, а пред смертью приняла схиму с именем Феодоры[447].

Монастырь этот первоначально стоял около нынешней церкви Живоносного Источника. Обогащенный благочестивой основательницей своей, он долго находился в цветущем состоянии. В 1621 году в нем была деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Михаила Малеина. По тогдашнему времени эта церковь, после соборов, была самая богатейшая из всех церквей города: в ней было много образов, украшенных серебряными золочеными ризами, окладами, цатами; Евангелия с серебряными, золочеными изображениями евангелистов; напрестольные кресты, обложенные серебром и осыпанные дорогими каменьями и жемчугом, два сосуда оловянных, несколько перемен священнического и диаконского облачения, в том числе некоторые из шелковых материй, что также было тогда за редкость[448].

Зачатейский монастырь по указам царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича и патриарха Филарета Никитича получал на церковный обиход: за два ведра церковного вина, за десять фунтов ладану и за три пуда воску; на ругу игуменье, двум священникам, диакону, шестидесяти старицам, просфирне, пономарю и сторожу — 402 рубля 72 3/4 копеек; в число этой суммы входили панихидные и за 412 четвертей с осминою ржи и за столько же овса; и владел землями по грамотам царя Алексея Михайловича от 15 сентября 1653 года и 18 мая 1673 года и царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 17 августа 1688 года.

В начале прошлого столетия этому монастырю принадлежали два сенных покоса за Волгой и лавка в крашенинном ряду; кроме того у него было приходу до двадцати дворов.

Зачатейский монастырь не раз подвергался пожарам и в 1685 году сгорел «без остатку»; потом такое же несчастье постигло его и в большой пожар (1715 года), после чего он выстроен был опять на прежнем месте, но через 28 лет снова совершенно выгорел; самая каменная его церковь, в честь Зачатия Пресвятой Богородицы с приделом Покрова, от ветхости и подмывавших ее родников, сделалась неспособной к возобновлению.

С той поры Зачатейский монастырь обеднел; монахини его, числом около семидесяти, не имели надлежащего пристанища и питались одним подаянием; наконец по распоряжению епископа Нижегородского и Алатырского Димитрия Сеченова им дана была земля около Происхожденского монастыря и Георгиевской церкви, где они построили кельи и обвели их оградой. С того времени монастырь Зачатейский стал называться Георгиевским по церкви Святого Георгия, в которую переданы были все иконы и все имущество Зачатейской церкви. Впоследствии сестры Георгиевского монастыря хлопотали о возобновлении древней своей обители на прежнем месте, освященном веками, но по различным обстоятельствам желание их не исполнилось; потом их хотели перевести к церкви Святого Алексия Митрополита, но и это предположение не состоялось. Наконец в 1764 году, при образовании штатов, по распоряжению епископа Феофана Зачатейский монастырь, существовавший около 400 лет, был причислен к Происхождейскому[449].

Монастырь Воскресенский находился в кремле между Никольской башней и нынешними зданиями 4-го стрелкового полка. Когда и кем он основан, неизвестно, но о нем упоминается в Нижегородской сотной грамоте 1621 года. В 1647 году нижегородский гость солепромышленник Семен Задорин, строивший церкви Святого Николая Чудотворца на Нижнем посаде и Рождества Богородицы, построил в нем церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова с приделами Иоанна Златоустого и св. великомученицы Екатерины.

Воскресенский монастырь имел небольшой сенокос за Волгой и восемь лавок в разных рядах; лавки приносили доходу в год около семнадцати рублей, кроме того у него была земля, которая отдавалась в наем для поселения, и 140 дворов приходу, из которых до 30 дворов занимали соборные священноцерковнослужители и архиерейские певчие. Руги шло Воскресенскому монастырю за 4 фунта ладану, за 1 пуд воска, игуменье и 25 монахиням, священнику, диакону, просфирне и пономарю сто сорок один рубль двадцать три и одна четверть копейки.

В начале XVII столетия стариц в этом монастыре было только семь, почему преосвященный Питирим, на основании духовного регламента, в 1723 году, упразднив его, перевел монахинь в монастырь Происхожденский, к которому перешло и все его имущество. После того церковь Воскресения была несколько времени ружною, потом обращена в приходскую, и при епископе Дамаскине, в восьмидесятых годах прошлого столетия, за малочисленностью прихода, упразднена и за ветхостью разобрана; кирпич ее употреблен на постройку колокольни семинарской церкви[450].

Третий нижегородский женский монастырь, именовавшийся сначала Происхожденским, а потом Крестовоздвиженским, находился между Георгиевской башней и церковью Святого Георгия, расстоянием от крепостной стены к юго-востоку в 10 саженях. Предание говорит, что этот монастырь был основан в память того, что на место между крепостью и церковью Святого Георгия в 1611 году были снесены нижегородцами все пожертвования, сделанные ими вследствие воззвания Минина, и что тут же было совершено архимандритом нижегородского Печерского монастыря Феодосием торжественное молебствие о ниспослании успехов православным воинам, ополчившимся за веру и отечество.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Книги похожие на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Храмцовский

Николай Храмцовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.