» » » » Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода


Авторские права

Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Книги, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Рейтинг:
Название:
Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Издательство:
Книги
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-94706-026-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать бесплатно онлайн.



«Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» Николая Храмцовского впервые был издан в 1857 (I часть) и 1859 (II часть) годах. Это уникальный памятник нижегородского краеведения. Знаток прошлого Нижегородской земли, краевед и историк Н. И. Храмцовский систематизировал и свел воедино богатейшую информацию, по крупицам добытую им из огромного количества архивных материалов и исторических исследований.

В качестве дополнения в книгу включен очерк А. В. Экземплярского «Суздальско-Нижегородское великое княжество».






XXVII и XXVIII. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ И АЛЕКСИЕВСКАЯ ЧАСОВНЯ

Когда и кем основан нижегородский Благовещенский мужской монастырь, именовавшийся прежде Спасским-Благовещенским[432], с точностью определить нельзя, но кажется, что первоначальное построение его современно Нижнему Новгороду. Господин Строев в ключе своем к «Истории государства Российского»[433], полагает, что Благовещенский монастырь есть тот Богородицкий, который разорил Пургас в 1229 году, что подтверждают и местные предания; но другое предание приписывает основание Благовещенского монастыря св. Алексию Митрополиту. В Степенной книге передается о построении этого монастыря так: «и посем времяни (после путешествия св. Алексия в Тверь и построения Андроникова монастыря) некоему мимошедшу, св. Алексий Митрополит всея Русии шествие творя в Нижний Новград, и тамо церковь каменну прекрасну воздвиже, во имя Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго ея Благовещения, и ту также всяческими добротами украсив, и монастырь устрой, и в нем общее житие состави, и селы и водами и всяческими потребами удоволив, и ту у князя Бориса Константиновича крести сына князя Ивана. Князь же Борис многа требования и вещи двигомыя и недвигомыя даде к тому же монастырю Благовещению Пречистыя Богородицы»[434].

Нижегородский летописец, передавая это событие, говорит: святой Алексий Митрополит, шествуя из орды, был в Нижнем Новгороде и «в Благовещенском монастыре церковь постави каменную во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы»[435].

Местное предание прибавляет, что св. Алексий, ехавший в Орду ходатайствовать за угнетенную Русь, останавливался вблизи нынешнего монастыря и в тени бывшего тут густого леса, у источника, имел скромную трапезу, состоявшую из дорожных сухарей и ключевой воды; и тут, молясь Богу о даровании желанного успеха своему посольству, дал обет построить монастырь во имя Благовещения Божией Матери. Это было в 1359 году, когда кровожадный отцеубийца Бердибек прислал на Русь достойного себя разбойника Иткара с угрозами и насильственными требованиями ко всем князьям русским.

Ходатайство митрополита, при просьбах царицы Тайдулы, матери Бердибека, исцеленной за год до того св. Алексием, преклонило свирепого владыку Орды к милосердию: Русь и церковь получили желанный мир, и св. Алексий, возвратясь из Орды, исполнил свой обет.

Неопределенность текста Степенной книги и выражение Нижегородского летописца «и в Благовещенском монастыре церковь постави каменную» подтверждают предание, что св. Алексий не построил, а возобновил уже существовавший монастырь и завел в нем общежитие.

Нижегородский летописец относит построение каменной церкви в Благовещенском монастыре к 6878 году, но едва ли и это было не ранее, потому что в Степенной книге основание монастыря Благовещенского показано прежде построения московского Чудовского, построенного также св. Алексием в 1365 году. При том же, как в Степенной книге, так и в Нижегородском летописце говорится, вместе, о построении Благовещенского монастыря, или в нем церкви, и о крещении св. Алексием у князя Бориса Константиновича сына Ивана, в других летописях прибавляется: в Нижнем. Это заставляет также полагать, что монастырь возобновлен в то время, когда Борис, после смерти брата своего Андрея, в первый раз захватил Нижний Новгород, что было в 1365 году, между июлем и октябрем месяцами[436].

Димитрий Иоаннович, уважая митрополита за святость жизни и ревностные подвиги в пользу отечества и великокняжеской власти, сделал значительные пожертвования в пользу Благовещенской обители; великие князья нижегородские также обогащали Благовещенский монастырь своими приношениями, движимыми и недвижимыми, и давали ему разные права и преимущества; то ж делали по падении суздальского Дома и князья московские[437].

С самого начала своего Благовещенский монастырь принадлежал к Московской митрополии; при учреждении Нижегородской епархии он не вошел в состав ее и был причислен к Патриаршей области, а потом считался синодальным домовым монастырем[438].

Монастырь Благовещенский, как и другие монастыри, владел различными угодьями и населенными землями. Слобода Благовещенская, к которой принадлежала часть города, находящаяся между Гребешковским и Похвалинским съездами, также была собственностью монастыря и отошла от него при Петре Великом; но и за исключением ее населенные имения монастыря были довольно значительны: при составлении штатов в 1764 году за ним еще числилось 4197 душ.

В 1722 году, 17 сентября, при епископе Питириме, монастырь со всеми зданиями и церквами был опустошен пожаром; причем, как видно, потерпел и архив его: ныне в монастыре даже нет списка настоятелей, которые, как полагать надобно, с самого возобновления обители св. Алексием, именовались архимандритами[439] и только с учреждения штатов, когда монастырь введен был в 3-й класс, переименованы в игуменов. Настоятели Благовещенского монастыря именовались игуменами до 1797 года, потом опять восстановлена архимандрия на игуменском окладе.

Первым архимандритом, с учреждения вновь архимандрии, был Александр; он управлял монастырем в сане игумена с 1778, скончался же в 1809 году. С 1817 по 1824 год управлял монастырем архимандрит Макарий, после него Иоаким, на место которого в 1833 году поступил Платон, но управлял монастырем короткое время. Место его занял Иннокентий, скончавшийся в 1843 году, а с 1 февраля 1844 года до июня 1851 архимандритствовал Аполлоний; на его место поступил Феофил[440].

Монастырь Благовещенский находится от кремля расстоянием около двух верст; он расположен над Окой, в полугоре, между съездами Похвалинским и Никольским; обнесен невысокой каменной стеной с тремя башнями, северо-западная часть которой подперта контрфорсами и буквально висит над Благовещенской набережной.

В монастыре пять церквей и три жилых корпуса; все это строение каменное.

Вид Благовещенского монастыря.


Церковь соборная, в честь Благовещения Божией Матери, византийской архитектуры, с алтарем в виде трех выступов и с пятью большими главами, на которых прорезные кресты с полумесяцами; с западной и северной сторон ее идет крытая каменная, на арках, галерея. Эта церковь построена в 1647 году[441] вместо каменной же, строенной св. Алексием; внутри нее четыре огромные столпа (два в алтаре и два в самой церкви) поддерживают своды. Стены раскрашены под мрамор голубой краской, а на сводах представлены облака, но то и другое чрезвычайно неискусно. Иконостас в четыре яруса покрыт зеленой краской и украшен резьбой; в нем царские двери резные, над ними резные же два ангела с репидами; часть икон греческого стиля и часть живописных. Из местных образов два украшены ризами. Паникадило медное.

В этой церкви особенно замечательны две иконы.

Первая — Корсунской Божией Матери; полагают, что она вклад самого св. Алексия; мера ее в длину около 6 1/2, в ширину 5 вершков. Икона эта писана в Греции монахом Симеоном в 6501 году — через пять лет после принятия св. Владимиром и Русью христианства, что видно из греческой надписи, сохранившейся на ней. Эта икона украшена серебряной вызолоченной ризой и поставлена у правого столпа, на особом аналое из посеребренной меди с золочеными арабесками, самой изящной работы.

Вторая — святого Алексия, высокой греческой кисти, и также очень древняя; она покрыта старинной серебряной ризой, украшенной финифтью. Эта икона лежит на аналое у левого столпа. Вместе с нею находятся вделанные в особую цку[442] части (что видно из надписей): животворящего древа, ризы и крови Христовой, и части мощей: Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, Иакова брата Господня, Андрея Первозванного, Иоанна Милостивого, Алексия Митрополита и других угодников.

Вправо от Благовещенского храма, к самой южной стене, выходящей к горе, стоит одноглавая церковь Преподобного Сергия. Она сооружена ризничим патриарха Иосифа, иеромонахом Иоасафом, которого прах лежит под этой церковью, и была посвящена в честь св. Алексия Митрополита, но по благословению преосвященного Иеремии, епископа Нижегородского и Арзамасского, в 1854 году переименована в Сергиевскую. Иконостас в ней одноярусный, выкрашенный голубоватой краской и по местам отзолоченый; иконы живописные. Шатрообразный свод ее расписан водяными красками.

Под этой церковью есть небольшая пещера, выкопанная в гору, под монастырскую стену; другая пещера находится несколько правее; она больше первой и сделана извилинами; в первой бьет родник. Кто ископал эти пещеры, неизвестно.

В западной части монастыря находится теплая церковь Успения Божией Матери, с приделом Толгской Богородицы. Эта церковь византийской архитектуры, о двух шатрах, очень стройных. Рядом с нею находится колокольня такой же архитектуры. Иконостас успенского алтаря в четыре яруса, выкрашен пунцовой краской, по местам отзолочен и украшен четырьмя, также золочеными, колоннами; царские двери резные в клетку. Иконостас в приделе одноярусный, темно-коричневого цвета с позолотой. Образа в обоих иконостасах иконописные. На своде главной церкви изображен водяными красками Господь Саваоф.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Книги похожие на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Храмцовский

Николай Храмцовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.