Ингер Эдельфельдт - Удивительный хамелеон (Рассказы)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Удивительный хамелеон (Рассказы)"
Описание и краткое содержание "Удивительный хамелеон (Рассказы)" читать бесплатно онлайн.
Ингер Эдельфельдт, известная шведская писательница и художница, родилась в Стокгольме. Она — автор нескольких романов и сборников рассказов, очень популярных в скандинавских странах. Ингер Эдельфельдт неоднократно удостаивалась различных литературных наград.
Сборник рассказов «Удивительный хамелеон» (1995) получил персональную премию Ивара Лу-Юхансона, литературную премию газеты «Гётерборгс-постен» и премию Карла Венберга.
Потом вспомнила про нее и вернула телефонную карточку.
— Большое спасибо, — сказала она с кислым видом, и Марика заметила, что у нее под глазом легкий тик; нижнее веко вздрагивало, будто под кожей трепыхалась маленькая рыбёшка. Судя по всему, у нее какие-то неприятности. Может быть, лучше оставить ее в покое? А с другой стороны, вдруг предложение Марики ей поможет.
Девочка уже повернулась, чтобы уйти, но Марика окликнула ее:
— Можно тебя кое о чем спросить?
Та насторожилась, словно заподозрила какой-то подвох. Может, подумала, что Марика спросит, нашла ли она путь к Иисусу.
— Я фотограф, — поспешно пояснила Марика. — Я как раз ищу кого-нибудь похожего на тебя.
— На меня? Это еще зачем?
Марика объяснила, чем она занимается: на заказ фотографирует моделей, оформляет обложки для дисков, делает фотопортреты и все такое, а для души занимается художественной фотографией, для этого ей и нужна натурщица.
Девочка оценивающе взглянула на нее. Марика почувствовала, что одета не так, как следовало бы. Слишком дорогое пальто, слишком модная стрижка. А может, и осанка тоже чересчур прямая. Ей было трудно представить, как она выглядит в глазах девочки.
— Разумеется, я тебе заплачу, — сказала она.
И тут у нее прямо сердце замерло — так бывает, когда увидишь что-нибудь в витрине закрытого магазина, а потом всю ночь не можешь заснуть при мысли о том, что кто-то другой перехватит эту вещь. Устыдившись этого чувства, Марика попыталась его подавить. Она достала из сумки визитную карточку и протянула девочке.
— Подумай немного и, если захочешь, позвони мне, — сказала Марика. Меня легче застать в мастерской.
Девочка посмотрела на глянцевую визитку, и маленький изысканный рисунок, на котором было изображено надкушенное яблочко, вдруг показался Марике невыносимо искусственным. Девочка сунула визитку в карман.
Они тут же распрощались, и Марика быстро зашагала через площадь к крытой автостоянке. Краем глаза она видела девочку, идущую между рыночными рядами в дубленке нараспашку, засунув руки поглубже в карманы.
* * *
Марика вошла в мастерскую и увидела, что тюльпаны, купленные несколько дней назад, все еще не распустились. Стебли вытянулись, но лепестки были упрямо сжаты, они постепенно истончились и сделались блестящими, что предвещало скорое увядание.
Марика купила их, потому что вспомнила другие, прекрасно распустившиеся тюльпаны на грани увядания. При всей своей неподвижности перед тем, как осыпаться, они все равно походили на просторные шелковые платья, застывшие на мгновение в неистовой пляске. Вот это она и хотела сфотографировать.
Но может быть, зимние тюльпаны такими не станут. Выгибаться и кокетничать их побуждают тепло и солнце.
Она направила на цветы яркую лампу в надежде, что они примут ее за солнечный свет. Затем она расставила красные герберы в прямой высокой вазе и пошла в лабораторию, чтобы напечатать несколько портретов.
Телефон в мастерской зазвонил в самый ответственный момент, и Марика предоставила вести беседу автоответчику.
Немного позже, включив запись, она услышала голос девочки: «Привет! Это Мю, ты хотела меня фотографировать; перезвони мне как можно скорее, я могу позировать на этой неделе почти в любое время, кроме среды и пятницы. Ах да, в субботу я тоже никак не могу».
«Могла бы сказать, что свободна только в четверг», — подумала Марика. Ей стало не по себе от этого голоса. В нем было что-то ускользающее. Она почувствовала, что ей трудно заставить себя позвонить по номеру, который оставила Мю.
Надо поскорее отделаться от этого. Она набрала номер, и Мю ответила. Теперь ее голос был хрипловатым и напряженным, как будто она только что откуда-то прибежала или у нее что-то болело.
Они договорились встретиться в четверг в мастерской.
«Что ж, посмотрим», — подумала Марика, легкое беспокойство не сразу улеглось.
* * *
Посреди ночи Марика проснулась, рывком села и подумала: «Фен!»
Накинув одежду, она сунула в сумку дорожный фен, быстро спустилась к машине и поехала по пустынным ночным улицам в мастерскую.
Она нетерпеливо отперла дверь, зажгла свет и вошла.
Тюльпаны с вытянутыми шеями и закрытыми чашечками походили на капризные слепые цветы-змеи, а их лепестки сложились как губы, нехотя цедящие какое-то сдавленное крошечное «о».
Марика сбросила с себя пальто. Включила в розетку фен.
Затем, взяв одну из маленьких закрытых цветочных головок, просто-напросто разогнула лепестки пальцами.
Ей было немного совестно. Но что же делать, ведь цветы все равно вот-вот увянут.
Щелкнув выключателем фена, она направила струйку маленького шумного сирокко прямо в бутон, который тотчас начал принимать именно ту форму, какая ей была нужна: лепестки шелковисто поблескивали, темнели и извивались, словно тонкая ткань на ветру.
Она отложила фен.
«Да что я, собственно, делаю?» — подумала она. И ее охватил почти суеверный страх в ожидании кары.
Но дело было сделано. «Во имя искусства совершались преступления и похуже», — улыбнувшись напомнила она себе, и в мыслях мелькнули какие-то горящие коровы в одном из фильмов Тарковского — говорят, знаменитый режиссер и в самом деле их поджег.
Все же этот поступок, не лишенный извращенности, ее немного встревожил. Это чувство породило в ней неожиданную энергию, и, сосредоточившись, она сделала серию снимков и тут же проявила их. Она отметила про себя, что некоторые из них, по всей вероятности, должны получиться совсем неплохо. И потом, не раздеваясь, потная, с воспаленными глазами, она заснула на маленьком диване в мастерской, как бывало много раз прежде.
* * *
В четверг Мю явилась, опоздав больше чем на полчаса, нервная и напряженная, но после чашки крепкого кофе немного приободрилась.
— Я мало спала, — сказала она. — Наверное, нам лучше отложить съемку до следующего раза. У меня синяки под глазами.
Вид у нее и вправду был болезненный. Марика объяснила, что речь пока идет о пробных снимках.
— Выходит, по-твоему, если я ужасно выгляжу, это не имеет значения? сказала Мю.
— Я не собираюсь снимать тебя для рекламы косметики, — сказала Марика.
Девочка была задета, она уставилась в пол.
— Я всю ночь не ложилась, письма писала, — сказала она.
— Вот как, — сказала Марика. — Если хочешь узнать мое мнение, добавила она, — то я думаю, что в тебе есть и красота, и своеобразие.
— Только нос и уши подкачали, — сказала девочка.
«Пожалуй, все будет не так просто», — подумала Марика.
— Не хочешь немного оглядеться в мастерской? — предложила она.
Мю ходила по мастерской и смотрела, но мысли ее, похоже, витали где-то в другом месте. Увидев старые фотографии Марики с показов мод, она явно оживилась и совсем опешила, узнав, что Марика была фотомоделью. Да еще в Париже!
Марика привыкла к такой реакции. Многим, казалось, с трудом верилось, что она добровольно оставила выгодную карьеру модели, чтобы самой стать фотографом, имея в качестве начального капитала лишь деньги, накопленные за годы работы во Франции. Большинству обычно хотелось услышать истории о том, какая это была жизнь: ужасная, великолепная, одурманенная кайфом, суровая, легкомысленная. Использовали тебя или ты сама командовала другими? Об этом хотелось узнать всем.
Но нельзя предлагать себя другим, как разменную монету. Всем не обязательно знать, из какой трясины ты себя вытащила. На свете слишком много тех, кто с удовольствием бередит чужие раны, поскольку собственные причиняют им слишком сильную боль.
Такие люди любят повторять: «Ей здорово повезло в жизни, но в глазах у нее столько печали».
«Господи, дай им зеркало, мягкую игрушку и боксерскую грушу».
Но девочке она сказала только:
— В жизни все зависит от того, что ты за человек. Но такую жизнь, как была у меня, долго не вынесешь. По крайней мере, если с самого начала не особо веришь в себя.
Она заметила, что девочка немножко оттаяла, когда услышала о вере в себя. «Девочка»… Впрочем, сколько ей может быть лет? Почему она называет ее про себя «девочка»? Ей наверняка уже больше двадцати.
Другой фотографией, вызвавшей у Мю неподдельный интерес, был портрет мужчины.
— Какой классный, — сказала Мю. — Кто это?
— Это мой… — Марика запнулась, она никогда не знала, как обозначить Педера. — Это Педер, — сказала она. — Мой самый лучший друг.
— Ясно, значит, просто приятель, — сказала Мю.
— Да нет, — беспомощно ответила Марика.
— Ага, значит, это твой парень, — решила Мю. И, увидев смущенное лицо Марики, добавила: — Он что, женат на другой? — В голосе звучало участие.
— Нет, что ты, — сказала Марика. — У него нет другой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Удивительный хамелеон (Рассказы)"
Книги похожие на "Удивительный хамелеон (Рассказы)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ингер Эдельфельдт - Удивительный хамелеон (Рассказы)"
Отзывы читателей о книге "Удивительный хамелеон (Рассказы)", комментарии и мнения людей о произведении.