Бенгт Даниельссон - Счастливый остров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Счастливый остров"
Описание и краткое содержание "Счастливый остров" читать бесплатно онлайн.
Книга «Счастливый остров» написана шведским этнографом Бенгтом Даниельссоном, участником знаменитого плавания через Тихий океан на плоту «Кон-Тики», которое закончилось на коралловом атолле Рароиа в архипелаге Туамоту.
Автор впоследствии еще дважды побывал на этом островке и хорошо изучил жизнь его обитателей.
В книге «Счастливый остров» дается живое, увлекательное описание быта небольшой этнической группы, которую меньше, чем в других колониях, затронуло тлетворное влияние капиталистической системы и так называемой «западной цивилизации».
Автор в популярной и занимательной форме знакомит читателя с исконной культурой раройцев, со всем ценным и самобытным, что островитянам удалось сберечь из наследия прошлого.
Вместе с тем, Бенгт Даниельссон рисует мрачную картину физического вымирания жителей атолла, при полном отсутствии медицинской помощи. Он показывает нежелание колониальных властей обеспечить островитянам возможность приобщения к подлинным благам и достижениям современной культуры.
В книге дается яркая сатира на колониальных администраторов, на проповедников-миссионеров, показано как тянутся к островам отбросы буржуазного общества, которых привлекает сюда промысел жемчужниц и копра.
Книга написана простым и образным языком, проникнута присущим автору мягким юмором. Она представляет большой интерес как для широкого круга читателей, так и для специалистов; перед нами редкое описание жизни на малодоступном островке, затерянном в необъятных просторах океана.
16
Права французского гражданства были даны населению колоний после второй мировой войны под напором демократического движения в самой Франции и роста национально-освободительного движения в колониальных странах.
Равенство перед законом населения французских колоний и метрополий — в лучшем случае чисто формальное, по существу же народы колоний остаются бесправными. Здесь уместно напомнить героическую борьбу народов Алжира, стремление которых к действительной свободе и независимости жестоко подавляется французским колониализмом. — Прим. ред.
17
Автор идеализирует французские колониальные порядки и несколько односторонне характеризует здесь социальную структуру населения Рароиа. В других местах своей книги он отмечает сравнительно глубокое имущественное расслоение и зачаточные формы эксплуатации. — Прим. ред.
18
Читатель уже знает, что архипелаг Туамоту составляет некоторое исключение среди архипелагов Полинезии. На других архипелагах в большей степени, еще до европейской колонизации, сложились классовые группы, принимавшие форму наследственных каст-Общинная земля была захвачена знатными семьями, безземельные работали на ней, платя знатным дань или натуральную ренту. В руках вождей, выходивших из среды знати, сосредоточивалась деспотическая власть. — Прим. ред.
19
В дальнейшем автор описывает нередкие на островах случаи психических заболеваний, особенно связанные с промыслом жемчужниц. — Прим. ред.
20
Особенности жизни, быта и психологического склада раройцев, подмеченные автором, были в прошлом характерны для многих народов, живущих в докапиталистических формациях, и их следует рассматривать как историческое явление. Только капиталистическое общество не оставило «между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного „чистогана“» (К. Маркс и Ф. Энгельс, «Манифест Коммунистической партии»). Капиталистическое общество с его конкуренцией, кризисами и бешеной гонкой вооружений, ведущими к постоянному разорению большинства населения, породило постоянную неустойчивость положения широких масс, их неуверенность в завтрашнем дне, жажду наживы любой ценой и, как следствие, рост душевных болезней и потерю жизнерадостности. — Прим. ред.
21
На большей части островов Полинезии деньги в прошлом были неизвестны — в отличие от Меланезии и Микронезии, где примитивные «деньги» — в виде раковин, перьев, собачьих зубов, свиных клыков и пр. — были в широком обращении. Из архипелагов Полинезии только на Самоа были известны деньги (в виде циновок). — Прим. ред.
22
Автор мимоходом отмечает здесь беззастенчивую эксплуатацию населения торговцами. Легковерное и непривычное к товарному хозяйству население покорно ее терпит. — Прим. ред.
23
Снисходительно посмеиваясь над островитянами, автор нередко вступает в противоречие с фактами. Из его же книги мы узнаем, что на острове было сколько угодно лодок (в том числе с палубой), вполне подходящих для пятнадцатисильного мотора. Кстати, такой мотор никак нельзя назвать мощным. — Прим, ред.
24
День взятия Бастилии (14 июля 1789 г.) — французский праздник. — Прим. ред.
25
Музей Бишопа в Гонолулу (Гавайские о-ва) является в настоящее время крупным центром научных исследований в Океании. Там работает немало ученых разных специальностей, в значительной части из местного населения. Директором музея был до своей смерти (1950) известный новозеландский этнограф, полумаори Те Ранги Хироа. С 1920 года музей начал систематическое изучение архипелагов Океании, организуя специальные экспедиции главным образом на средства американских научных учреждений и отдельных миллионеров. Их участие в этих работах определялось политическими целями, но научные результаты экспедиций были очень значительны. См. Те Rangi Hiroa (P. Buck), An introduction to Polynesian anthropology, Honolulu, 1945. — Прим. ред.
26
Космогоническая мифология (мифы о происхождении мира) была у полинезийцев очень развита. Большая часть мифов принадлежит к «эволюционному» типу: в мифах говорится не о создании мира богами или богом, а о постепенном развитии его из первоначальной «пустоты», «мрака» и т. п. (сходно с древнегреческими мифами о происхождении мира из первобытного хаоса). Мифы разных полинезийских архипелагов были во многом одинаковы; по мнению специалистов, это объясняется тем, что основы мифологии полинезийцев складывались еще до расселения их по островам (см. Те Ранги Хироа, Мореплаватели солнечного восхода, М., 1950, стр. 77 и др.). Особенно близка мифология Туамоту к маорийской (Новая Зеландия), — Прим. ред.
27
У некоторых полинезийцев существовало в прошлом людоедство как военный обычай, связанный с религиозно-магическими верованиями. Но рассказы о людоедстве в Полинезии были страшно преувеличены и раздуты некоторыми путешественниками и колонизаторами для оправдания собственных жестокостей и колониальных захватов. На некоторых островах Океании (например, на Фиджи) именно появление европейских колонизаторов и торговцев, умышленно разжигавших межплеменную вражду и снабжавших островитян огнестрельным оружием, вызвало более широкое распространение каннибализма. Прим. ред.
28
Генеалогические предания полинезийцев необычайно богаты и притом очень точны. Островитяне помнят имена своих предков за несколько десятков поколений (то есть за время с первого тысячелетия нашей эры), так же как и рассказы о их плаваниях и других подвигах. Предания и генеалогии жителей разных архипелагов во многом совпадают, что лишний раз доказывает наличие в них исторического зерна. Полинезийские родословные предания принято считать хорошим историческим источником (см. Те Ранги Хироа, указ, соч., стр. 41–44). — Прим. ред.
29
К словам автора о «поразительном единообразии» в среде островитян нужна некоторая поправка. Он сам ее делает, когда говорит (стр. 166, 168) о значительном имущественном неравенстве на острове. — Прим. ред.
30
Обычай усыновления (приймачества, воспитанничества) — одно из характерных порождений первобытно-общинного строя с его неразвитостью отдельной семьи, еще не обособившейся внутри родовой общины. Обычаи такого рода известны у очень многих народов. Один из поздних его пережитков — обычай «аталычества» у народов Кавказа. — Прим. ред.
31
Описанный здесь способ добывания огня «выпахиванием» («огненный плуг») был распространен по всей Полинезии. В Австралии и в западной части Океании преобладали два других способа добывания огня — «сверлением» и «пилением», — Прим, ред.
32
Это еще одна черта характера островитян, воспитанная условиями первобытно-общинного строя. Указываемая самим автором другая причина совместных поездок за копрой (взаимное недоверие) порождена уже новыми экономическими условиями — проникновением товарного хозяйства Обе причины, хотя и разного исторического происхождения, вызвали одно и то же следствие. — Прим. ред.
33
Автор лишь вскользь касается имущественного расслоения и социального неравенства среди островитян Рароиа. Однако они, видимо, значительны. В другой работе Даниельссон приводит подсчет бюджетов отдельных семей; получается, что годовой доход на семью колеблется от 24 тыс. франков до 1300 тыс. франков — очень большая неравномерность (В. Danielsson, Work and life on Raroia, Uppsala, 1955, p. 199—202). Главная форма эксплуатации бедных богатыми — испольная аренда. — Прим. ред.
34
Автор выражается неточно: «старый дух коллективизма», ныне исчезнувший, порождался и поддерживался, конечно, не «светскими и религиозными властями», а самим общинно-родовым строем. — Прим. ред.
35
Роль миссионеров в колониальной системе на островах Океании довольно сложна. Миссионеры выступали пролагателями путей для колонизаторов, готовили почву для колониальных захватов. Многие миссионеры действовали рука об руку с торговцами и колониальными властями и помогали приводить население к покорности новому начальству. Миссионерская проповедь вела к упадку самобытной культуры, к общей деморализации и вырождению коренного населения. Однако отдельные миссионеры делали и кое-что полезное для островитян — обучали их новым хозяйственным навыкам (особенно в Новой Зеландии), распространяли грамотность. — Прим. ред.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Счастливый остров"
Книги похожие на "Счастливый остров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Даниельссон - Счастливый остров"
Отзывы читателей о книге "Счастливый остров", комментарии и мнения людей о произведении.