Александр Старостин - Спасение челюскинцев

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Спасение челюскинцев"
Описание и краткое содержание "Спасение челюскинцев" читать бесплатно онлайн.
Документальная повесть о спасении челюскинцев во льдах Чукотского моря советскими летчиками в 1934 году. Это одна из многих ярких страниц нашей советской истории. Предисловие Героя Советского Союза летчика А. В. Ляпидевского.
Молоков и Пилютов загрузили в свой самолет запасной воздушный винт, запасную лыжу, паяльные лампы, примус, канистры с бензином, спальные мешки и многое другое. Кое-кто из военных посчитал все это лишним.
— Не слишком ли перегружена машина? — спросил Каманин у Молокова.
— Есть малость. Но тут, на Севере, надеяться можно только на себя. Но всей трассе не будет ни заправки, ни мастерских.
За день до вылета Молоков произвел контрольный облет своей «голубой двойки» и остался весьма доволен ее поведением в воздухе. Самолеты ведь, как и люди, все разные. И это совсем не важно, что они одной конструкции и с одного завода.
Есть машины «дубоватые», непослушные, тяжелые в управлении, а есть «летучие», которые отзываются на каждое твое движение.
«Голубая двойка» оказалась хотя и самой старой в группе, но вполне хорошей и удачной машиной.
«Ну, старуха, — сказал ей Василий Сергеевич, — не ожидал от тебя такой прыти. Молодец! Вот мы с тобой по-стариковски и поработаем на благо Отечества».
Он даже похлопал машину по фюзеляжу, как лошадь.
Вылетели 21 марта развернутым строем в виде римской пятерки.
Шли вдоль отвесных, извилистых берегов. Забрались на высоту две тысячи пятьсот. Открылись сверкающие шпили Корякского хребта, покрытые снегом. Над вершинами клубился морозный пар.
Дул сильный встречный ветер, машины кидало из стороны в сторону. В таких случаях всегда особенно внимательно прислушиваешься к работе мотора: сесть-то негде.
«Нет, за три часа не долетим, — подумал Молоков. — Машины перегружены, и этот подлый ветер…»
Справа был замерзший океан с темными полосами дымящихся разводий.
И вдруг раздался треск, и самолет вздрогнул — Молоков внутренне напрягся: неужели падаем?
Некоторое время он чего-то ждал и прислушивался к гулу мотора.
«Кажется, не падаем, — подумал он. — Если несколько секунд продержались, протянем и дальше. Что же это было? А вот и счетчик оборотов отказал. Ничего. Какая же это у нас скорость? Вряд ли больше восьмидесяти километров: уж больно силен встречный ветер».
Горы и море остались позади, пошла бесконечная тундра.
«Ну, тут проще», — подумал Молоков.
А Каманин в этот момент думал: «Ничего не видно, никаких ориентиров. Плохо здесь штурману. То ли дело на материке, иди себе вдоль железной дороги, а если что не ясно, опустись да прочитай название станции на здании вокзала».
Штурман доложил Каманину, что через пять минут будет Мейныпильгино.
Но через пять минут полета Каманин ничего не увидел. Неужели штурман ошибся? И, только приглядевшись, он увидел три белых домика и длинную металлическую трубу, укрепленную тросами на случай пурги. Это, кажется, и есть консервный заводишко.
Каманин первым зашел на посадку, сел, почувствовал, как машину затрясло на снежных застругах, и несколько растерялся: из-за снега, который бил в лицо, невозможно было определить, с какой скоростью рулишь. И на земле нет ни одного видимого ориентира, сплошная крутящаяся, обжигающая холодом белизна.
«Это похуже, чем ночной полет», — подумал он.
Четыре самолета кружились в воздухе, ожидая, когда командир даст «добро» на посадку.
Каманин расставил флажки и лег на землю, изображая посадочное «Т» раскинутыми в стороны руками.
Все приземлились благополучно.
«Ну, не так страшен черт, — подумал Каманин. — И нечего нас пугать».
Все население поселка Мейныпильгино, одиннадцать человек, вышло встречать каманинцев.
— Что скажете, Василий Сергеевич? — спросил Каманин у Молокова.
— За все время полета я не видел ни одного клочка земли, где можно было бы сесть так, чтоб сломать только машину и не разбиться самому, — улыбнулся Молоков.
Только тут, на земле, он понял, что произошло в воздухе: в полете сорвало обтекатель винта.
Пока заправлялись бензином, стало темнеть.
— Полетим? — спросил Каманин у Молокова.
— Новые трассы лучше осваивать в светлое время, — осторожно намекнул Василий Сергеевич.
— Пожалуй, вы правы.
— В хорошую погоду и светлое время надо летать до упора. Но надо уметь и пережидать и ночь и пургу. Товарищи, — обратился Молоков к зимовщикам, — нет ли у вас самоваров?
— Как же это нет! — обиделись заросшие бородами краснолицые зимовщики. — И чай у нас прекрасный. И не только чай, а кое-чего и покрепче для согреву.
Зимовщики Мейныпильгино изнывали от чувства гостеприимства.
— А баня есть?
— И баньку для вас истопим.
— Нам надо моторы заливать горячей водой. Они у нас водяного охлаждения. На всех нужно сорок ведер воды. Сумеете согреть нам сорок ведер к утру?
Северяне заверили, что вода будет.
Летчиков поселили на фельдшерско-акушерском пункте.
Уже перед сном, лежа на койке, Каманин спросил Молокова:
— Как вы думаете, Василий Сергеевич, хоть один самолет из нашей группы доберется до лагеря?
— Доберутся два, — очень просто сказал Молоков.
Все задумались.
«Вообще стариков надо слушать, — подумал Каманин. — Но почему он сказал «два»? И кто эти «два»?»
Старику Молокову недавно стукнуло тридцать девять лет.
В Мейныпильгино стало известно, что базу спасения перенесли в Ванкарем. Маршрут полета, следовательно, менялся, и лететь уже приходилось не через залив, а через Паль-Пальский хребет.
Стояла на редкость прекрасная погода. Светило солнце, окруженное белой радугой, летели серебряные иголки замерзшего тумана. Дым из печных труб поднимался сперва кверху, но на высоте перегибался и образовывал арки.
Все население Мейныпильгино готовило для летчиков воду и подвозило к самолетам баки, закутанные в оленьи шкуры.
И когда уже все было готово, оказалось, что на самолете Бастанжиева мотор не хочет запускаться.
— Отставить! — приказал Каманин. — Догонишь нас.
Вылетели вчетвером. И сперва все было без приключений. Но над горами началось. Самолеты словно взбесились и перестали слушаться рулей. Высотомеры показывали что-то несусветное: за две секунды высота падала на триста метров, но вот падение прекращалось, летчиков вдавливало в кресла, и машины начинало подбрасывать на сотни метров. Горы, казалось, были и сверху, и снизу, и сбоку. Самолеты то кренило, то заставляло опускать нос, то задирать.
«Неужели это конец? — подумал Каманин. — А как же челюскинцы? Как это говорит Молоков? «Робость у летчика исчезает, если он хорошо знает матчасть и представляет все, что происходит внутри самолета». Я вот все представляю, а от этого мне ничуть не легче. Впрочем, я никак не могу представить, почему еще не отвалились крылья в этой свистопляске. Спокойно! Надо набрать максимальную высоту, чтоб ослабить влияние воздушных потоков над горами…»
Моторы меняли голос: то надсадно ревели, то принимались жужжать, как жуки, — похоже, что менялась плотность воздуха.
Но Арктика решила, что для испытания людей и техники совсем недостаточно одной болтанки, и выставила еще и облака.
«А какова тут высота гор? Не дай бог столкнуться с какой-нибудь сопкой. Ведь нас ждут, на нас надеются… Что же делать? — Каманин задумался. — Пробивать облачность или возвращаться назад? Все сделают то же, что и я… Нет, возвращаться нельзя».
И самолеты окунулись в белую мглу. Теперь невозможно было разглядеть даже плоскостей собственного самолета. А вдруг столкнешься с товарищем в этой белой темноте?
Каманин стал набирать высоту.
«Лучше уж идти над облаками, тут хоть увидишь вершины гор», — подумал он и включил секундомер.
Через двенадцать минут облака остались внизу. Да и болтанка как будто уменьшилась.
Каманин оглянулся и увидел только две машины — Молокова и Пивенштейна. Куда же делся Демиров?
Штурман Шелыганов, высунув голову из кабины, тоже посмотрел назад.
«Вернулся, — подумал Каманин, — вернулся, или… или…»
— Через пятнадцать минут будет Анадырь, — сказал штурман Каманину.
Облака стали редеть и остались над горами. Каманин поглядел вниз и не увидел ни одного ориентира, за который можно было бы зацепиться. Белесое, ослепительное небо сливалось с бесконечной снежной равниной. Было такое ощущение, словно стоишь на месте, а в открытой кабине вокруг тебя грохот и вой ветра.
И тут появились темные точки, подвешенные в белизне. Точки превратились в людей. Видно было, что они махали руками и подбрасывали шапки.
«Э-э, да анадырцы вышли с флагами и лозунгами, — отметил Каманин. — Но черт подери, они заняли как раз то место, где только и можно сесть. Чуть в стороне сядешь — костей не соберешь. Неужели не понимают? Придется поступить невежливо».
И он прошелся на бреющем полете над полосой, все разбежались.
И только он сел, как увидел лозунг: «Привет отважным летчикам товарищам Галышеву, Водопьянову и Доронину!»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Спасение челюскинцев"
Книги похожие на "Спасение челюскинцев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Старостин - Спасение челюскинцев"
Отзывы читателей о книге "Спасение челюскинцев", комментарии и мнения людей о произведении.