Александр Старостин - Спасение челюскинцев

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Спасение челюскинцев"
Описание и краткое содержание "Спасение челюскинцев" читать бесплатно онлайн.
Документальная повесть о спасении челюскинцев во льдах Чукотского моря советскими летчиками в 1934 году. Это одна из многих ярких страниц нашей советской истории. Предисловие Героя Советского Союза летчика А. В. Ляпидевского.
— Ташкент! — огрызнулся Миша.
— Каково давление?
— Сорок градусов и легкий бодрящий норд-ост.
— Сегодня не прилетят. Можно еще поспать. Да и вообще не прилетят.
И тут в палатку просунул голову радист Серафим Иванов и сказал:
— Которые тут за лошадей? Подъем! Отлетающие готовы. Ляпидевский в воздухе.
— Небось опять пробежимся, а самолета не будет. Сколько уж так, впустую гоняем?
— А вдруг долетит! Уже полчаса в воздухе. Если моторы не откажут, долетит.
И на аэродром потянулись люди: те, кто отъезжал, и все, кто еще не утратил веры в авиацию.
У сигнальной вышки взметнулся в небо столб сигнального дыма — это жгли в бочке тряпье, политое нефтью.
На пути отъезжающих возникло разводье, окруженное паром. Попробовали его обойти, но оно уходило в бесконечность.
И тут показался самолет.
И все забыли и о морозе и о полынье. Раздалось единодушное «Ура!», «Мы найдены, мы открыты!», «Слава русской авиации!».
Многие целовались, а кое-кто даже всплакнул от избытка чувств и любви к отечественной авиации.
Машинист Петя Петров устремился вперед через разводье и едва не утонул.
Когда его вытащили, он покрылся ледяным панцирем, но даже не обратил на это внимания.
— Надо делать ледяной мост! — крикнул капитан.
А из лагеря, с сигнальной вышки, в бинокль, была замечена трещина, и дежурный штурман немедленно отправил туда шлюпку-ледянку, мобилизовав всех свободных.
Эту шлюпку-ледянку доставили к трещине за двадцать пять минут.
Самолет прошелся над полосой, ушел на второй круг и, снова зайдя на посадку, аккуратно приземлился, что вызвало новую бурю восторгов.
Ляпидевский с типичным «летным» лицом, обмороженным и настеганным ветрами, показался челюскинцам солидным, пожилым мужчиной с седыми усами.
Из самолета спешно выгружали ломы, кирки, пешни, аккумуляторы для радиостанции и оленьи туши.
Пассажирки, одетые в неуклюжие малицы, были неспособны к самостоятельному движению, и их загружали в самолет, как кули.
— Ух, какие же вы все толстые! — сказал Ляпидевский.
Женщины запротестовали, объясняя разом, что они вовсе не толстые, а просто на них много одежды.
Самолет произвел взлет.
Ляпидевский подумал: «Странно, ведь в момент посадки я совсем забыл о собственном существовании. Меня как будто и не было. И я совсем не думал о торосах и о том, что полоса коротка. И пробег у меня получился немногим более трехсот метров. Впрочем, видимо, только в те моменты, когда мы полностью забываем себя, мы и делаем настоящее».
Ляпидевский был доволен, как произвел посадку и потом взлет.
«Этот полет, пожалуй, итог всех моих полетов», — подумал он.
«Полярное море, лагерь Шмидта. Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолет АНТ-4 под руководством летчика Ляпидевского… благополучно доставил в Уэлен всех бывших на «Челюскине» женщин и детей. Самолет взял направление надо льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром. Посадка и подъем проделаны удивительно точно и с пробегом всего в 300 метров. Успех полета тов. Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти 40-градусный мороз. Между лагерем и аэродромом образовалась большая полынья, так что для переправы пришлось три километра тащить из лагеря шлюпку через лед. Удачное начало спасательных операций еще более подняло дух челюскинцев, уверенных во внимании и заботе правительства и всей страны. Глубоко благодарны. Начальник экспедиции Шмидт».
…Уже в Уэлене Ляпидевский сказал бортмеханику Гуковскому:
— Этак мы всех и вывезем. Надо ли сюда направлять другие самолеты? Как ты думаешь?'
— Конечно, вывезем. Но только при одном условии.
— Каком?
— Если моторы не откажут. И вот опять задуло.
— Это хорошо, что базу спасения перевели в Ванкарем, — сказал Ляпидевский. — Там всегда и погода лучше, и к лагерю ближе.
— Скорее бы утихало, и — в Ванкарем.
За окном мело. Ветер швырял в окошко пригоршни снега. Стекла наверняка бы выдавило, если б на них не нарос лед толщиной в два дюйма.
Утихло только 14 марта.
14 марта подготовились к вылету. Загрузили бочку с бензином, под плоскости навесили баллоны со сжатым воздухом и запасные лыжи.
И ушел самолет в марево морозного полдня в сторону мыса Сердце-Камень.
И исчез.
Снова задуло.
Безмолвный эфир был наполнен морзянками радистов.
«Тов. Ляпидевский вылетел 14 в 2 часа 34 мин. по моск. вр. из Уэлена в Ванкарем, но в Ванкарем не прибыл. Как сообщает тов. Петров, видимо, у тов. Ляпидевского произошла вынужденная посадка в районе мыса Сердце-Камень. Меры к розыску самолета приняты. Посланы нарты…»
«14 марта в 3 часа дня по моск. вр. тов. Ляпидевский, не долетев 30 км до мыса Сердце-Камень, повернул в тундру. 15 марта в 00 час. 10 мин. выехали на нартах на поиски Ляпидевского…»
Из американских газет:
«Гибель русского полярного героя Ляпидевского… Пропал во льдах во время второго полета…»
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ГРУППА Каманина находилась еще в море, когда поступило сообщение о том, что пилот Ляпидевский вывез всех женщин и детей на материк.
Кто-то высказался:
— Эдак он всех и вывезет, и мы явимся к шапочному разбору.
— У нас есть приказ, — сказал Каманин. — Может быть, и мы на что-нибудь сгодимся.
Военлеты стали расспрашивать Молокова, каков Ляпидевский. Но Василий Сергеевич только и сказал:
— Грамотный, думающий. Летал на дальневосточных трассах и все без летных происшествий.
В пути стало известно и о том, что Ляпидевский исчез.
— По-видимому, он произвел вынужденную посадку, — предположил Каманин, — из-за отказа матчасти.
— Хорошо, если так, — невесело улыбнулся Фарих. — Впрочем, и сидеть в тундре — тоже удовольствие ниже среднего. Сейчас самые сильные морозы. В тундре можно и остаться сидеть… вечно.
Каманин задумался.
«Чтобы летать, надо, пожалуй, очень верить в свою судьбу, — подумал он. — Вера в себя, видимо, и лежит в основе всех мужественных поступков».
Он вспомнил события сравнительно недавней гибели экспедиции Нобиле. И подумал об итальянских летчиках, которые не осмелились лететь спасать своих соотечественников: отсиживались на Шпицбергене, а погибли в Европе, на обратном пути.
Пароход «Смоленск» сумел пробиться только до мыса Олюторского, далее простирались бесконечные ледовые поля.
Разобранные самолеты доставили на берег по льду.
Во время совещания и выбора маршрута в кают-компании «Смоленска» возникло некоторое разногласие. Ну, а в армии спор и дисциплина — вещи взаимно исключающие и потому недопустимые. Каманин наметил маршрут по прямой через Анадырский залив. Разумеется, полет через море на самолете с одним мотором — дело рискованное. Но когда дело касается спасения людей, никто не заостряет внимания на собственной безопасности.
Фарих считал этот маршрут не рискованным — полет через горы тоже небезопасен, — а бессмысленным.
— Я не намерен лететь через залив, — сказал он, — его можно обойти. И вообще, что за нужда ходить строем? Мы — не дети. Этак мы в тумане и посшибаем друг друга. Вы летите, как вам угодно, а я полечу, как сам знаю. И потом поглядим, кто из нас раньше будет на льдине. Могу заключить пари, что доберусь безо всяких происшествий первым.
Прекрасный опытный летчик, мужественный человек «джеклондоновского» склада, Фарих сделал одну непростительную ошибку: он не учел того, что имеет дело с военными людьми. Он не сообразил, что перед ним не Слепнев, не Водопьянов, не Галышев.
Он поглядел на Молокова, как бы ища поддержки. Но Василий Сергеевич не посчитал нужным участвовать в споре: он полагал, что любой маршрут одинаково хорош и в любую минуту могут произойти какие-то изменения. Чего ж тут спорить?
Каманин же рассердился окончательно.
— Итак, вы отказываетесь идти в строю, товарищ Фарих? — спросил он тихим голосом, не предвещающим ничего хорошего.
— Я думаю, что это ни к чему.
До Фариха, по-видимому, все еще не доходило, что он имеет дело с военными.
— Я не уверен в том, что вы понимаете, что такое дисциплина, и поэтому отстраняю вас от полета, — сказал Каманин.
Фарих не ожидал такого поворота и растерялся.
— Сообщите об этом правительству, — сказал он, — оно решит, кому лететь и у кого больше опыта работы в Арктике.
— Сообщайте сами, если вам угодно. Я отвечаю за свои поступки.
Самолет Фариха передали пилоту Бастанжиеву.
Самолет «Р-5», на котором следовало лететь в лагерь Шмидта, был двухместным разведчиком конструкции Поликарпова с деревянным силовым набором, то есть скелетом и перкалевой обшивкой.
Молоков и Пилютов загрузили в свой самолет запасной воздушный винт, запасную лыжу, паяльные лампы, примус, канистры с бензином, спальные мешки и многое другое. Кое-кто из военных посчитал все это лишним.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Спасение челюскинцев"
Книги похожие на "Спасение челюскинцев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Старостин - Спасение челюскинцев"
Отзывы читателей о книге "Спасение челюскинцев", комментарии и мнения людей о произведении.