Александр Старостин - Спасение челюскинцев

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Спасение челюскинцев"
Описание и краткое содержание "Спасение челюскинцев" читать бесплатно онлайн.
Документальная повесть о спасении челюскинцев во льдах Чукотского моря советскими летчиками в 1934 году. Это одна из многих ярких страниц нашей советской истории. Предисловие Героя Советского Союза летчика А. В. Ляпидевского.
Каманин подумал о своем командире эскадрильи.
«Вот это человек! Его, наверное, и пошлют, — вспоминая своего командира Ивана Ивановича Карклина, Каманин испытал нечто похожее на нежность. — В каждом из нас есть как бы его отражение».
Размышляя на тему «у меня нет биографии», Каманин был не прав и, что называется, совсем уж перескромничал. Прекрасная у него была биография в двадцать четыре года.
С шестнадцати лет он поступил в летную школу. В девятнадцать был военлетом. А жизнь военного летчика требует постоянного мужества. Мужество он определил для себя так: выполнять то, что положено, до конца и без ошибок несмотря ни на какие помехи.
Входя в штаб, где, кроме командира эскадрильи Карклина и других военлетов, находился и инженер эскадрильи, он доложил о своем прибытии.
Иван Иванович огласил приказ. Каманин с трудом сохранил наружное спокойствие, стараясь не показать охватившего его ликования.
«И радости и горести надо воспринимать со спокойствием», — сказал он себе.
— Кого думаешь взять с собой? — спросил Карклии.
Каманин, памятуя слова командира: «Хоть секунду, а подумай!» — вздохнул, собрался с мыслями и ответил:
— Военлетов Демирова и Бастанжиева.
— Правильно.
Поглядев на инженера, Карклин сказал:
— Итак, самолеты немедленно разобрать, погрузить на платформы. Времени на сборы у вас немного, — последнее относилось уже и к Каманину. — Всего два часа. Вопросы есть?
Во время загрузки разобранных самолетов на платформу — стояла ночь — Карклин сказал Каманину:
— К твоей группе будет прикомандирован и гражданский летчик.
— Это еще зачем?
— По фамилии Молоков.
— Как? Неужели сам Молоков? — изумился Каманин.
— Он самый. Твои инструктора в школе учились у его учеников… Тебе, конечно, неловко будет им командовать.
— Конечно, неловко. Как же себя вести?
— Сам продумай линию поведения, время есть. Главное, имей в виду — у него громадный опыт работы на Севере. Попроси поделиться своими соображениями, спрашивай совета, не стесняйся. Но, конечно, помни, что командиром назначили тебя, самолеты военные. И гражданские летчики подчиняются тебе.
— Я, пожалуй, буду обращаться к Молокову не как командир к подчиненному, а как партийный товарищ к партийному.
— Пожалуй, ты прав. В конце концов, у вас общее дело, и ваша задача — вывезти челюскинцев.
Карклин вздохнул и продолжал:
— Нельзя забывать, что у стариков есть чему поучиться, сам будешь стариком, поймешь это.
— У нас, Иван Иванович, — Каманин впервые назвал своего командира по имени-отчеству, — конфликтов как будто не было. И с Молоковым не будет, хотя мы и относимся к разным поколениям. Дело-то ведь и в самом деле общее.
Карклин улыбнулся.
— Это я так, упреждаю. Веду, так сказать, упредительный огонь. Тебе, я вижу, и так все ясно. Вот, кажется, загрузка и швартовка подходят к концу. Пойдем-ка поглядим, как загрузили и закрепили. Проконтролируем и — с богом. Глянь, как хорошо смотрятся еропланы без пулеметов. Когда же это ероплан превратится в орудие познания природы и спасения человека, а пулеметы осядут в музеях?
— Как только нас оставят в покое.
Уже на борту парохода «Смоленск», дожидаясь, когда подвезут разобранные самолеты, Каманин еще раз поглядел на летные карты со штриховкой и пометками «не исследов.» и подумал, что перелет будет не простым.
Во время швартовки и крепления разобранных самолетов на палубе он не выдержал и крикнул матросам, которые помогали механикам:
— Товарищи! Поаккуратнее! Ведь они деревянные. Дерево и полотно, и всё.
Один из матросов спросил:
— Это на таких аэропланах вы полетите через горные хребты?
— Полетим, — скромно ответил Каманин.
— Вас ветром снесет, как мотыльков.
— Ну, это мы еще посмотрим, — отозвался Каманин.
Во Владивостоке группа пополнилась прибывшими сюда пилотами: военным летчиком Пивенштейном и гражданским — Фарихом.
Итак, стало шесть летчиков при пяти самолетах. Каманин решительно не знал, как тут выйти из положения. И о чем только думали там, наверху?
Он поглядывал на летчика Фариха, в прошлом механика самого Слепнева, — рослого, бородатого, в щеголеватой заграничной куртке с меховым воротником и думал: «Ну как делить самолеты?»
Однажды Фарих, обращаясь к военным летчикам, неожиданно сказал:
— Откуда вам знать Север? Разве что по газетам. Неужели вы рассчитываете научиться всему в процессе полета?
Каманин почувствовал себя задетым за живое.
В словах Фариха был намек на то, что руководство группой предоставлено человеку неопытному, солдафону.
Он поглядел на рослого Фариха снизу вверх и, еле сдерживая закипающую злость, нарочито тихо сказал:
— Правительство назначило меня командиром. И я буду вести отряд до конца. А незнакомых путей бояться не нам, красным военлетам.
Каманину приходилось впервые плавать по морю, и многое казалось ему необычным.
Он долго не мог привыкнуть, что ремень с кобурой раскачивается, как маятник, а сапоги ездят по каюте то к двери, то к иллюминатору. Но потом считал это естественным и даже забавным.
Он решил, что надо проводить ежедневную учебу, и каждый день собирал летчиков и читал им вслух книги об Арктике. Попытки заставить Молокова рассказать о работе пилота на Севере были неудачны. Василий Сергеевич отвечал только на поставленные вопросы и оправдывался:
— Я лекций читать не умею. Там на месте, в Арктике, все увидите.
Большую часть времени он проводил со своим аэропланом, бортовой номер которого «2» был написан голубой краской.
Машине подходил срок капитального ремонта, и потому Молоков и его механик Петя Пилютов на всякий случай проверили мотор, промыли фильтры, просмотрели и смазали троса управления, залепили дырки в обшивке, возникшие при загрузке, металлические части смазали тавотом.
— Металл тут от одного воздуха коррозирует, — пояснил Молоков.
Спокойный и добросовестный Молоков подружился со своим механиком. Впрочем, дело всегда сближает людей. И лететь-то ведь на одном самолете и, если что, так и падать вместе…
Капитан Воронин ввел на льдине такой же порядок, как и на судне. Также через четыре часа отбивались склянки, также шла «непрерывка». Те части замерзшей майны, где когда-то был «Челюскин», окрестили в соответствии с расположением носа, кормы и надстроек.
Иногда капитан подходил к майне и задумчиво глядел на нее. Перед ним возникал как бы призрак судна, знакомого ему до каждой детали судового набора, до каждой заклепки.
Чтоб не чувствовать своей неприкаянности — ну как это капитан может существовать без корабля? — Владимир Иванович «переквалифицировался» в разведчика аэропланов. Но после двадцать седьмого полета Ляпидевского в сторону льдины, у него снова пошатнулась вера в авиацию. А ведь в марте морозы будут градусов в сорок, не меньше. В такую погоду не летал, пожалуй, никто.
Воронин прошелся по лагерю, заглянул в палатки матросов и кочегаров, потом все-таки встал на лыжи и двинулся на поиски очередного аэродрома. Больше ему ничего не оставалось делать.
Было 5 марта.
В палатке матросов появился белый, как привидение, дневальный Миша Филиппов, один из участников спасения Нобиле, и присел у камелька, дабы растопить его и вскипятить чай.
Он четыре часа бродил вокруг лагеря с винтовкой, прислушиваясь ко всем звукам, которые издавало море и льды.
— Жарко? Да, Миша? — спросили его с фальшивым сочувствием.
— Ташкент! — огрызнулся Миша.
— Каково давление?
— Сорок градусов и легкий бодрящий норд-ост.
— Сегодня не прилетят. Можно еще поспать. Да и вообще не прилетят.
И тут в палатку просунул голову радист Серафим Иванов и сказал:
— Которые тут за лошадей? Подъем! Отлетающие готовы. Ляпидевский в воздухе.
— Небось опять пробежимся, а самолета не будет. Сколько уж так, впустую гоняем?
— А вдруг долетит! Уже полчаса в воздухе. Если моторы не откажут, долетит.
И на аэродром потянулись люди: те, кто отъезжал, и все, кто еще не утратил веры в авиацию.
У сигнальной вышки взметнулся в небо столб сигнального дыма — это жгли в бочке тряпье, политое нефтью.
На пути отъезжающих возникло разводье, окруженное паром. Попробовали его обойти, но оно уходило в бесконечность.
И тут показался самолет.
И все забыли и о морозе и о полынье. Раздалось единодушное «Ура!», «Мы найдены, мы открыты!», «Слава русской авиации!».
Многие целовались, а кое-кто даже всплакнул от избытка чувств и любви к отечественной авиации.
Машинист Петя Петров устремился вперед через разводье и едва не утонул.
Когда его вытащили, он покрылся ледяным панцирем, но даже не обратил на это внимания.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Спасение челюскинцев"
Книги похожие на "Спасение челюскинцев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Старостин - Спасение челюскинцев"
Отзывы читателей о книге "Спасение челюскинцев", комментарии и мнения людей о произведении.