Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Татары в Тверском крае"
Описание и краткое содержание "Татары в Тверском крае" читать бесплатно онлайн.
Историко-этнографический очерк, написанный на основе архивных изысканий, рассказывает об истории татар Тверского края. В книгу также включены архивные материалы о строительстве мечети в г. Твери.
Фарит Батыргарей
Татары в Тверском крае
Современная ситуация в России, необходимость укрепления межнационального и межконфессионального мира как гарантии стабильности и устойчивости общества делает весьма актуальным исследование многовекового опыта сосуществования русских и татар, славян и тюрков, православных и мусульман. Думается, именно в таком контексте следует рассматривать книгу Ф. Батыргарея «Татары в Тверском крае».
Она посвящена судьбе татар — второго по численности этноса России — в Тверском крае. Автору удалось на конкретном материале обозначить явления, наиболее характерные для пребывания татар в новых для них территориях обитания: активную интеграцию в новую среду при сохранении национальных особенностей и религии при одновременном усвоении местных традиций, языка и культуры, влиянии на жизнь местного населения.
Исследование основано на большом фактическом и во многом впервые вводимом в научный оборот архивном материале. Можно утверждать, что оно может и должно стать достоянием широкого круга читателей.
Доктор философских наук, профессор Талиб Саидбаев.
ГЛАВА I. ТАТАРЫ В ТВЕРСКОМ КРАЕ
Появление на территории Тверского княжества первых оседлых татар связано с общими тенденциями, существовавшими в Российском государстве XII–XVI вв. — переходом татар на службу к московским князьям и переселением их из мест постоянного проживания на исконно русские земли.
Специалисты выделяют несколько причин этого процесса, основными из которых являются:
1. Расширение и углубление политико-экономических связей между Московской Русью и Золотой Ордой. Оседанию татар в русских владениях способствовали активная торговля и смешанные браки между представителями княжеских родов.
2. Усилившиеся в Золотой Орде с начала XIV века процессы дезинтеграции и, как следствие, междуусобицы и смута. В 1312 году, после прихода к власти хана Узбека, Ислам становится официальной религией татар. Многие татары не приняли религиозных нововведений, насаждавшихся жестокими методами, и в поисках спокойной жизни выехали на Русь.
3. Установление в 1487 году русского протектората над Казанским ханством. Расширение контактов и усиление взаимовлияния в политической, военной и экономических сферах способствовали смешению татар с русским населением и их миграции в русские земли.
4. Расширение Московского государства за счет колонизации земель на Востоке; падение роли Касимовского ханства как «буферной зоны» и взятие Казани в 1552 году. Управление в Касимове и Казани переходит к московским воеводам, а татарская знать становится составной частью русского дворянства. Многие из знатных татар принимают православие.
Можно с уверенностью сказать, что переход татар на службу к русским князьям начался еще до окончательного оформления Российского государства, в период, изобилующий противоречивыми событиями, в этой связи писатель-историк Е.П. Карнович в своем очерке «Слияние иноземцев с русскими» отмечал: «Из дворянских фамилий, внесенных в «Бархатную книгу», кроме фамилий, происшедших от Рюрика, нет ни одной не только коренной московской, но даже вообще и великорусской фамилии, так как родоначальники их были из кесагов (черкесов), литовцев, прусов, волынян, галичан, германцев, татар, шведов и греков».[1]
В другой своей работе, «Титулы в России», он пишет: «Большинство как существовавших в 1700 году, так и ныне существующих княжеских родов — татарского, мордовского и грузинского происхождения, и в общей сложности своей они, по крайней мере, в десять раз превышают по своей численности княжеские роды русского происхождения».[2]
С.Б. Веселовский[3] и Н.А. Баскаков[4] также утверждают, что в формировании русского этноса татары сыграли одну из ведущих ролей.
Об интеграции татар в русскую историю и об их влиянии на русский этнос писал и Л.Н. Гумилев, объясняя это законами этногенеза.[5]
Даже авторитетный историк А.А. Зимин, не разделяющий взгляды Карновича и Веселовского, и тот в своем капитальном труде «Формирование боярской аристократии в России» признает, что «большинство рязанских бояр происходило из ордынских и литовских выходцев, что объясняется порубежным положением Рязанского княжества».[6]
Однако, несмотря на вышесказанное, необходимо отметить, что процессы ассимиляции не коснулись основной части татар, или, вернее, тюркских народов под этим названием, коренных жителей России, которые сохранились до наших дней и по своей численности являются одним из крупнейших этносов на ее территории.
ПЕРВЫЕ ТАТАРЫ В ТВЕРСКОМ КРАЕ
Появление первых поселенцев-татар в Тверском крае датируется концом XV века и обусловлено переходом мещерских князей и мурз на службу к московскому князю. В какой-то мере это связано с усилением влияния Москвы на вассальное Касимовское ханство. Мирно захватывая его территории, Москва в качестве компенсации раздавала татарским князьям вотчины в других краях.
В частности, среди районов, где были расселены («пожалованы землями») князья из Касимовского ханства, наряду с Боровском (близ Москвы), Каширой и Новгородом мы видим и Бежецк. Это подтверждается документами Рязанского архива.[7]
Еще одно свидетельство мы находим в писцовой книге Тверского уезда за 1540 год, где упоминаются земли Аксамита и Бархата Ивановичей Мещерских. Судя по фамилии, они являются выходцами из мишарской среды. Имена Аксамит (вид старинного плотного узорного бархата) и Бархат (ткань из постриженного шелка) имеют типично тюрко-иранское происхождение.
В «Бархатной книге» (далее БК) и «Общем гербовнике дворянских родов Российской Империи» (ОГДР) о князьях Мещерских мы читаем: «Род князей Мещерских начало свое воспринял от князя Ширинского Бахмета Усейнова сын, который в 1298 году пришед из Большой Орды Мещеру завоевал и там поселился, и от него пошли князья Мещерские».[8] В пользу тюркского происхождения князей Мещерских говорит и их родовой герб, в верхнем левом углу которого помещены два полумесяца.
Возникает вполне естественный вопрос: а можно ли Мещерских назвать татарами, ведь с момента прихода их предка в Мещеру в 1298 году прошло более 200 лет? И кем — русскими или татарами — считали они себя сами?
Из истории мы знаем, что татарские мурзы с крещением получали княжеский титул и сохраняли свое богатство. При этом они принимали русские имена и прозвища. Думаю, что тюркские имена Аксамит, Бархат, Шарап, Кияс, Ярослан, встречающиеся в родословной князей Мещерских, а также тюркские топонимы, сохранившиеся в местах их бывших владений близ Бежецка: Алабузино, Саурово, Узуниха и Узуново, Каурово, Мурзиха, Сабурово и другие, — говорят о том, что они еще не полностью утратили свою этническую принадлежность.
Из рода князей Мещерских вышли многие известные в свое время люди: столпники, воеводы, наместники, статские советники, губернаторы и обер-прокурор Сената.
Среди именитых граждан города Твери значится князь Борис Васильевич Мещерский (1818—1884), тайный советник, камергер, бывший с 1866 года Тверским губернским предводителем дворянства.
Земли близ Бежецка князьям Мещерским принадлежали вплоть до 1917 года.[9]
В писцовой книге Тверского уезда за 1540 год как жители Твери упомянуты Абашевы: Сатым, Чулок, Башмак. Род Абашевых происходит от Абаша Улана — воеводы Казанского хана, в 1499 году перешедшего на службу к русским.
В «Общем гербовнике» записано: «Фамилии Абашевых многие Российскому Престолу служили дворянские службы в разных чинах и владели в 7123/1615 и других годах поместьями».[10]
В этой же книге встречается еще одна фамилия тюркского происхождения. Это Исуповы: Голова, Умань, Курбат. В «Бархатной книге» указаны два Исуповых. Про первых читаем: «Выехали из Литвы (а по показаниям однородцев их, Кобыльских, выехали из Польши). Название приняли от выехавшего, который назывался Исуп. Родословная их под № 250. В этой же родословной написаны: Жиховы, Злобины, Кобыльские, Невчжины, Фомины, Шитые».
Про вторых сказано: «Выехали из Золотой Орды. Родословная их в росписи Арсеньевых». [11]
Арабо-мусульманское прозвище Курбат, которое фигурирует в писцовой книге (курбат — близкий к Богу (арабо-мусульман.), или низкорослый (тюркское)), дает основание обратиться к родословной Арсеньевых, упоминаемой в БК.
В «Общем гербовнике» читаем: «Предок рода Арсеньевых Ослан (Арслан), а по крещении названный Прокопием, выехал к великому князю Дмитрию Донскому из Золотой Орды и пожалован поместьями. У сего Ослана были дети: Арсений, Федор, Лев, по прозванию Широкий Рот, и Павел. От них пошли: от Арсения — Арсеньевы, от Федора — Сомовы, от Льва-Широкого Рта — Ртищевы, а от Павла — Павловы».[12]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Татары в Тверском крае"
Книги похожие на "Татары в Тверском крае" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае"
Отзывы читателей о книге "Татары в Тверском крае", комментарии и мнения людей о произведении.