» » » » Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае


Авторские права

Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае

Здесь можно скачать бесплатно "Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Альба плюс, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае
Рейтинг:
Название:
Татары в Тверском крае
Издательство:
Альба плюс
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-98403-003-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Татары в Тверском крае"

Описание и краткое содержание "Татары в Тверском крае" читать бесплатно онлайн.



Историко-этнографический очерк, написанный на основе архивных изысканий, рассказывает об истории татар Тверского края. В книгу также включены архивные материалы о строительстве мечети в г. Твери.






Ко второй группе собственно тюркских топонимов относятся названия, в основе которых лежат как имена собственные, так и другие слова из тюркской лексики. Примеры антротопонимов (фамильных топонимов):

Ахматово (Молоковский район) — от «Ахмет-Ахмат» — имя собственное (тюрк.-татар.).

Беклемишево (Калининский, Сонковский районы) — от «беклемиш» — охраняющий, запирающий (тюрк.).

Садыково (Калининский район) — от «садык-садик» — искренний друг (арабо-тюрк.).

Сабурово (Кувшиновский, Сонковский районы) — от «сабыр» — терпеливый (тюрк.-татар.).

Шушпаново (Кимрский район) — от «шушпан» — толстяк, тучный человек (тюрк.).


Примеры топонимов от слов, не имеющих отношения к фамильным прозваниям:

Арпачево (Торжокский район) — от «арпа» — ячмень (тюрк.-татар.).

Ермачево (Старицкий район) — от «ерма» — прорыв реки (тюрк.-татар.).

Кунганово (Старицкий район) — от «комган» — сосуд для омовения (тюрк.-татар.).


Среди тюркских топонимов наблюдается арабо-мусульманский пласт, проникший в языковую среду с принятием тюркскими народами Ислама:

Назимово (Краснохолмский район) — от «назим» — распорядитель, устроитель (араб.).

Селихово (часто) — от «Салих» — имя собственное (араб.).

Сеитово (Селижаровский район) — от «сеид» — господин (араб.).


Названия некоторых населенных пунктов восходят к именам татар, упомянутые в писцовых книгах Тверского уезда и дворянской родословной книге Чернявского:

Бархатиха (Лихославльский район) — В кн.: Бархат Мещерский.

Садыково (Калининский район) — В кн.: Садыковы.

Беклемишево (Калининский, Сонковский районы) — В кн.: Беклемишевы.

Ахматово (Молоковский район) — В кн.: Ахметов.

Булатово (Кашинский, Селижаровский районы) — В кн.: Булатов.


У нас нет полной уверенности, что именно эти населенные пункты являлись вотчинами и поместьями первопоселенцев и дворян, указанных в книге Чернявского. Но то, что они имеют отношение к ним, — несомненно, ибо, как писал исследователь названий А.И. Попов: «Личные имена — собственные имена, прозвища и клички (позже и фамилии) сыграли огромную роль в образовании названий населенных пунктов. Заметное место здесь занимают географические названия, происходящие от имен первопоселенцев в той или другой местности, от прозвищ и фамилий владельцев земельных угодий».[29]

В заключение отмечу, что тюркские топонимы почти отсутствуют в названиях природных массивов. Этот факт еще раз говорит о том, что топонимический ареал Тверской земли сформировался задолго до появления здесь татар.


3. СУДЬБА МУСУЛЬМАНСКОГО КЛАДБИЩА

Один из первых участков захоронения мусульман находился на территории Смоленского кладбища. Так уж повелось, что и в этом деликатном вопросе мусульмане полностью зависели от местных властей. И если в Средней Азии и на Кавказе христианские (православные) и мусульманские кладбища находились раздельно друг от друга, иногда даже в противоположных частях города или селения, то в городах Центральной России действовал принцип, по которому к существующим православным кладбищам прирезались участки для захоронения покойных других вероисповеданий.

Пример тому — Смоленское кладбище в Твери, находившееся рядом с одноименной церковью (см. план-схему).

Основную площадь кладбища занимали погребения православных христиан: по обычаю православные хоронили своих родных вблизи церквей и монастырей. Захоронения мусульман и иудеев находились за проселочной дорогой, ведущей на кожзавод, которая являлась как бы разделительной полосой между участками кладбища. Мусульманский участок был окружен забором. В 1916 году к существующему участку, с восточной его стороны, был прирезан дополнительный, площадью в 50 кв. саженей (около 105 кв.м).

К концу 30-х годов Смоленское кладбище заполняется, и для мусульманских захоронений выделяются новые участки в районах поселка Первомайский и деревни Дмитрово-Черкассы.

В 30-е годы появился еще один участок захоронения мусульман — около деревни Лукино. Захоронение было начато татарами из Пензы, которые приехали на торфяные разработки и поселились в деревнях Аввакумово и Лукино.

В начале 60-х годов Смоленскую церковь снесли, и на месте кладбища началось строительство школы (ныне средняя школа №22), административных зданий Калининского района и асфальтовой дороги на Москву.

К концу 60-х годов не остается ничего, что напоминало бы о Смоленском кладбище. Часть захоронений была перенесена в район поселка Первомайский. Основная же часть так и осталась под фундаментом и под «ногами». Власти не утруждали себя долгом памяти, и, по рассказам очевидцев строительства, кости покойных просто вывозились на свалку.

В настоящее время существуют два участка для захоронения мусульман: кладбище в деревне Дмитрово-Черкассы и кладбище близ деревни Лукино, в 12 километрах к северу от Твери.




ГЛАВА II. ТАТАРСКАЯ МЕЧЕТЬ В ТВЕРИ

Во второй половине XVIII века на территории Российской империи начинается активное строительство мечетей и увеличивается число мусульманских приходов. Это связано с восшествием на престол в 1762 году Екатерины II и последующим изменением правительственной политики в отношении инородцев вообще и мусульман — в частности.

При Екатерине II снимается запрет на строительство культовых зданий и ликвидируется печально известная Новокрещенская контора в Казани, занимавшаяся насильственным крещением мусульман.

На этот период приходится возведение известных казанских мечетей: Апанаевской (1768 г.) и Марджани (1771 г.), нового здания Ханской мечети в Касимове (1768 г.), двухминаретной мечети в Татарской слободе Яицкого городка (1768 г.), мечети в городе Николаеве Новороссийской губернии (1768 г.) — для пленных турок, решивших здесь остаться. Большую роль в легализации Ислама в России сыграл Указ «О терпимости всех вероисповеданий...»[30] от 17 июля 1773 года, который запретил принудительную христианизацию и ограничил — а кое-где и устранил — влияние православного духовенства на дела мусульман.

И, наконец, в 1788 году был обнародован Указ «Об учреждении Оренбургского магометанского духовного собрания»[31], открытие которого состоялось через год в Уфе. (По первоначальному замыслу оно должно было находиться в Оренбурге, отсюда и название.) Этот высший мусульманский орган России почти без изменения просуществовал до революции. В ведение духовного собрания были отнесены все мусульманские приходы России, за исключением приходов Таврической губернии в Крыму.

Духовное собрание утверждало в должности приходских имамов, ахунов, а также осуществляло надзор за соблюдением исламских обрядов, работой медресе и строительством мечетей.

В 1810 году, во время правления императора Александра I, при Министерстве внутренних дел был создан Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий. Он регулировал отношения государства с конфессиями и осуществлял негласный контроль над ними, в том числе над самой крупной религиозной общиной — мусульманской. Муфтии назначались Министерством внутренних дел, а не избирались, как того требует мусульманское законоположение. Поэтому не приходится говорить, что мусульманское духовенство в то время было независимо от властей. Однако, несмотря на это, число приходов ведомства Оренбургского магометанского духовного собрания к 1889 году составило 4254, а к 1916 году увеличилось до 6081.

Строительство мечетей в городах Центральной России в конце XIX–начале XX века было обусловлено социально-экономическими причинами, главная из которых — концентрация татарского населения в промышленных районах. Это совпало с эпохой либерализации в политической жизни и с последовавшим в связи с этим ростом национального самосознания татарского народа. Именно в это время были построены мечети во Владимире, Вологде, Костроме, Нижнем Новгороде, Ярославле и других городах.

Архивные документы, сохранившиеся в Государственном архиве Тверской области (ГАТО), позволили автору восстановить подробную хронику строительства Тверской мечети и показать, какие трудности пришлось преодолеть мусульманской общине, чтобы возвести свое культовое здание.


ХРОНИКА СТРОИТЕЛЬСТВА МЕЧЕТИ

17 апреля 1906 года в Тверское губернское правление (далее — ТГП) поступило прошение от доверенного мусульманской общины Фатиха Ибрагимовича Алышева, который просил утвердить проект и разрешить постройку мечети в городе Твери.

Кроме проекта, состоявшего из пояснительной записки, чертежей и подписки гражданского архитектора, Алышев представил «приговор Тверской общины магометан о необходимости постройки мечети, удостоверение полков и фабрик о количестве лиц магометанского вероисповедания, отношение управы об отводе земли и о неимении препятствия к постройке».[32]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Татары в Тверском крае"

Книги похожие на "Татары в Тверском крае" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Фарит Батыргарей

Фарит Батыргарей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Фарит Батыргарей - Татары в Тверском крае"

Отзывы читателей о книге "Татары в Тверском крае", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.