Кирилл Кожурин - Повседневная жизнь старообрядцев

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Повседневная жизнь старообрядцев"
Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь старообрядцев" читать бесплатно онлайн.
Для многих старообрядчество представляется сегодня чем-то заведомо отсталым, принадлежащим давно ушедшей эпохе. Страшные лесные «гари» — добровольные сожжения десятков и сотен людей в прошлом; какие-то неграмотные старухи, продолжающие непонятно зачем креститься двумя перстами и запирать свои колодцы на замок; фанатики, отгородившиеся от мира… Но представление это, сложившееся под влиянием официальной пропаганды (сначала миссионерской, затем советской), далеко от истины. Мало кто знает, что лишь благодаря старообрядцам удалось сохранить такие чудеса отечественной культуры, как древнерусская иконопись и знаменное пение, многие традиционные народные промыслы; что самыми выдающимися русскими предпринимателями XIX — начала XX века были как раз выходцы из старообрядцев — знаменитые династии Морозовых и Рябушинских, Гучковых и Солдатенковых. Особенно глубокие корни старообрядчество пустило на Русском Севере, долгие годы служившем «заповедником» традиционной культуры, ныне переживающей своё возрождение.
О прошлом и настоящем «истинного православия», о повседневной жизни староверов XVIII–XIX веков и наступившего XXI столетия рассказывается в этой книге. И как нельзя более актуально звучит главный вывод её автора: тот бесценный духовный опыт, который староверы вынесли из своего «ухода», должен стать достоянием всего человечества — возможно, это последний шанс не только для находящейся в глубоком духовном кризисе России, но и для агонизирующего Запада, основательно забывшего о своём христианском происхождении.
232
Древлехранилище ИРЛИ, Мезенское собрание. № 24. Л. 10–10 об.
233
Владыгиевская Т.Ф. Древнерусская певческая культура и старообрядчество //www.portal-slovo.ru/
234
Смоленский С.В. О древнерусских певческих нотациях // Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1901. С. 41.
235
Казанцева М.Г. Музыкальная культура старообрядцев // http://virlib.eunnet.net/oldbelief/
236
Там же.
237
Там же.
238
Григорьев Е.А. Указ. соч. С. 9.
239
Казанцева М.Г. Музыкальная культура старообрядцев // http://virlib.eunnet.net/oldbelief/
240
Кириллов И.А. Указ. соч. С. 184.
241
Гакстхаузен А. Указ. соч. С. 234–235.
242
Поздеева И.В. Личность и община в истории русского старообрядчества // Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5. М., 1999. С. 7.
243
Шамарин В.В. Начётничество в Древлеправославной Поморской Церкви // Традиции духовного образования в старообрядчестве… С. 23.
244
Дынникова И.В. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX века. М., 2009. С. 24.
245
Рябушинский В.П. Судьбы русского хозяина // Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Русский хозяин. Статьи об иконе. М., Иерусалим, 1994. С. 123–132.
246
Чуванов М.И. Указ. соч. С. 222.
247
См.: Расков Д.Е. Указ. соч. С. 143–146.
248
Усов П. Павел Иванович Мельников, его жизнь и литературная деятельность // Мельников П.И. Полное собрание сочинений. T. 1. СПб.; М., 1897. С. 153―154.
249
Расков Д.Е. Указ. соч. С. 145.
250
Никольский Н.М. История русской церкви. С. 240–241.
251
Столбов В.П. «Капиталистые» крестьяне-старообрядцы и их влияние на развитие промышленного Иваново-Вознесенского района в XVIII–XIX вв. // Судьба старообрядчества в XX — начале XXI в.: история и современность. Сборник научных трудов и материалов. Вып. 2. Киев, 2008. С. 216.
252
Зеньковский С.А Русское старообрядчество. В 2 т. С. 182.
253
Лотман Ю.М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Труды по русской и славянской филологии. XXVIII: литературоведение. К 50-летию проф. Б.Ф. Егорова. Тарту, 1977. С. 16.
254
Хирьянова Л.В. Духовная история и культура старообрядчества (на примере Белгородского края). М., 2013. С. 64.
255
«Еженедельник». № 46, пятница 23 ноября 1873. С. 158.
256
Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 1416. Oп. 1. Д. 1499. Л. 5–6.
257
Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983. С. 68.
258
Киотом (греч. — «ковчег», «деревянный ящик») называется резной деревянный футляр со стеклянной передней дверцей (а иногда и без нее), внутрь которого помещается икона или литое Распятие. Нередко старообрядческие киоты богато украшались позолоченным деревянным обрамлением в виде виноградных гроздьев, листьев и цветов.
259
Домострой. Сильвестровская редакция. Томск, 2010. С. 22–24.
260
Символически благовест изображает евангельское учение, то есть благую весть.
261
Бехчанов Ф. Колокольный звон в Древлеправославной Поморской Церкви // Журнал «Наставник». 2010. Февраль. № 3 (6). Рига, 2010. С. 35―36.
262
Зыков И.И. Духовные ответы на вопросительное письмо. М., 2005. С. 27.
263
Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 69.
264
Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. М., 1861. Т. 5. Прил. С. 241.
265
Любопытно, что в разных регионах за староверческими наставниками закрепились ещё свои, местные наименования. Так, например, в Прибалтике и на Северо-Западе России наставников в разговорной речи нередко называют «попами» и даже «батюшками». На Севере весьма распространён звательный падеж (в значении именительного) от слова «отец» — «отче».
266
Цит. по: Никонов В.В. Указ. соч. С. 59.
267
Барановский В., Поташенко Г.С. Староверие Балтии и Польши. С. 258.
268
Труды о съезде старообрядцев всего Северо-Западного, Привислянского и Прибалтийского краёв и других городов Российской империи, состоявшемся в гор. Вильне 25–27 января 1906 года. Вильна, 1906. С. 22.
269
Строгая фиксация числа таинств в истории христианской Церкви, равно как и разделение церковных священнодействий на таинства и обряды, в святоотеческих творениях не встречается. Так, например, святой Дионисий Ареопагит (I век) среди церковных чинов не упоминает особого брачного чина, зато относит к таинствам иноческое пострижение и погребение священников и мирян. Только к началу XVII века схема «семи таинств» стала в Греческой Церкви общепринятой (у католиков эта схема окончательно была догматизирована на Тридентском соборе 1545–1563 годов).
270
С точки зрения вечности (лат.).
271
Кормчая (Номоканон). Отпечатана с подлинника Патриарха Иосифа. 5-е изд. СПб., 2004. С. 160.
272
Однако на практике такое соблюдалось и соблюдается не всегда. У разных групп староверов существовали разные традиции. Так, например, у русских староверов Латгалии и Польши предписывалось крестить ребенка только после того, как мать перестанет кормить его грудью, то есть приблизительно через полтора-два года. В Архангельской губернии, в Пинежском уезде, у староверов-беспоповцев в середине XIX века бытовала практика перехода в старообрядчество мужчин в преклонном возрасте, так как мужчины, связанные с отходничеством, находясь на заработках, общались с «никонианами», и тем самым возникала опасность «омирщления, осквернения святого Крещения». Подобная же практика крещения в преклонном возрасте была распространена в странническом согласии — принявший крещение должен был порвать всякие связи с «миром антихриста» (Чувьюров А.А. Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев // Старообрядчество: История, культура, современность. Вып. 9. М., 2002. С. 30).
273
Екимов А.И. Путь к спасению // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2012 год. М., 2011. С. 114.
274
Там же.
275
Дронова Т.И. Таинство исповеди в обрядовой практике нижнепечорских староверов // Старообрядчество: История, культура, современность. Вып. 9. С. 38.
276
Там же. С. 43.
277
Никонов В.В. Указ. соч. С. 30.
278
Нельзя сказать точно, насколько в подобных случаях венчание в действительности имело место. Учитывая высокий уровень коррумпированности духовенства того времени и желание скрыть от вышестоящих властей реальное количество «раскольников» на их приходе, можно предположить, что иногда имело место простое записывание имён брачующихся в метрические книги за определённую мзду.
279
Там же. С. 30–31.
280
Напомним, что в Российской империи признавался лишь церковный брак, а старообрядческие браки (в том числе и венчание старообрядцев-поповцев) до 1883 года официального признания не имели. Соответственно, дети, рождённые в таких браках, считались незаконнорождёнными и не могли претендовать на наследство своих родителей.
281
Никонов В.В. Указ. соч. С. 31.
282
Там же. С. 35.
283
Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1903. № 5. С. 164.
284
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Повседневная жизнь старообрядцев"
Книги похожие на "Повседневная жизнь старообрядцев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кирилл Кожурин - Повседневная жизнь старообрядцев"
Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь старообрядцев", комментарии и мнения людей о произведении.