Марк Абелес - Антропологические традиции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антропологические традиции"
Описание и краткое содержание "Антропологические традиции" читать бесплатно онлайн.
Что такое «антропология» как исследовательская дисциплина и как специфическая сфера интеллектуальной деятельности? Парадокс ее развития таков, что нет двух стран, в которых ответ на этот вопрос прозвучал бы одинаково. И тем не менее это единая область знания с установившимися границами и сформировавшимися стилями интеллектуальной работы. В чем специфика, схожесть и несхожесть последних в разных странах? Авторитетные антропологи США, Великобритании, Германии, Франции и других стран рассуждают о научных «инкарнациях» антропологии в их обществах. Сборник адресован этнологам, антропологам, культурологам, историкам науки и всем интересующимся современным состоянием гуманитарного знания.
Университет Утрехта с 1992 г. принимает участие в работе национального Центра исследований ресурсов человеческого развития (CERES), признанного KNAW c 1994 г. исследовательской школой. Этот центр по структуре является также одним из научных центров на факультете социальных наук и служит административным центром для национальной исследовательской школы по изучению ресурсов для развития — межуниверситетской школы с отделениями в пяти других организациях, а именно в Университете Амстердама, Сельскохозяйственном университете Вагенингена, Университете Неймегена, Свободном университете Амстердама и Институте социальных исследований в Гааге. CERES концентрируется на изучении взаимосвязей между человеческими и природными ресурсами. Его исследования ориентированы на развитие и связаны до некоторой степени с прикладными областями политики.
Помимо этого, в Университете Амстердама есть Институт миграции и этнических исследований (IMES), междисциплинарный исследовательский институт, созданный в 1994 г. Его программа исследований нацелена на интеграцию различных перспектив и исследовательских подходов и сотрудничество с отделениями антропологии, социологии, коммуникации, политических наук, социальной и экономической географии, эконометрики и административного права, а также с отделением социальной и экономической истории. Программа исследований IMES сосредоточена на мультикультурных аспектах нидерландского общества; особое внимание уделяется исследованию города Амстердама в международной и сравнительной перспективе (Vermeulen et al. 2000; Lucassen el al. 2002; Vermeulen el al. 2003).
В Утрехте есть Школа управления (USBO) с магистерской программой изучения организаций, культуры и менеджмента. Она была основана на целое десятилетие позже, чем аналогичная программа в Свободном университете Амстердама. Интерес к программам такого рода обусловлен двумя причинами: во-первых, существует потребность в росте числа прикладных исследований; во-вторых, рост числа студентов означает и рост числа преподавательских ставок.
Кроме университетов (исследовательских школ), NWO и WOTRO, финансирование для больших междисциплинарных программ может быть получено от KNAW. Два национальных исследовательских института — азиатских исследований (IIAS, основан в 1993 г.) и исследований ислама (ISIM, основан в 1998 г.) — находятся в Лейдене и имеют офисы в Амстердаме. Помимо этого, есть несколько крупных исследовательских институтов, как, например, Институт Меертенса (Meertens Instituut — исследований фольклора), IISG (социальной истории) и NIOD (исследований войн); все они находятся в Амстердаме.
Наконец, существует третий денежный поток от различных неправительственных организаций, таких как CORDAID[68], HIVOS[69], ICCO[70], NOVIB[71], SNV[72] и т. п. Хотя эти организации продолжают играть важную роль в распределении фондов для поддержки исследований развития, становится все труднее найти финансирование для исследований, не связанных с проблемами развития или проводимых в странах, с которыми Нидерланды не поддерживают двусторонних отношений.
ЗаключениеАнтропология относится к зрелым областям исследований культуры и общества, развивавшимся в Нидерландах и их колониях с 1770-х годов. Процесс ее институционализации проходил начиная с 1830-х годов. В колониальный период развивалась региональная антропология (этнология) в форме этнографического изучения Индонезии, Суринама и Антил. В 1920–1930-х годах в Лейдене, Амстердаме и Утрехте оформилась общая антропология в виде сравнительной этнологии. С 1950-х годов в Нидерландах процветали «незападные» социальные науки, включая исследования развития. С 1963 г. культурную антропологию и социологию незападных обществ стали числить в составе социальных наук, и соответствующие исследования проводились по преимуществу в тропических регионах Азии, Латинской Америки и Африки. Антропология Европы и Средиземноморья стала развиваться с конца 1960-х годов; в 1970–1980-х годах за ней последовали гендерные исследования и исследования меньшинств. Исследования мигрантов и ислама вышли на первый план в конце 1990-х годов.
Нидерландская антропология была преимущественно сконцентрирована на незападном мире, и ее вклад был скорее региональным, нежели тематическим. Исследования Азии, Африки и Латинской Америки до сих пор абсолютно преобладают; исследования Австралии и Океании, Японии и Арктики остаются редкими. Вследствие такой «заморской» ориентации, внешней политики и существующих национальных критериев в финансировании исследований антропология Европы получила значительно меньшее внимание. Именно по этой причине в современных дискуссиях о феномене мультикультурности в Европе принимают участие не антропологи, а философы и социологи.
К темам особого интереса относятся гендерные исследования, медицинская антропология и исследования проблем биологического воспроизводства, этнические меньшинства и исследования мигрантов, а также исследования развития в целом. В меньшей степени финансируются исследования в таких областях, как музейная антропология, визуальная антропология, история антропологии и общая антропология (несмотря на устойчивый интерес к этим предметам).
Главной проблемой в этом контексте остается устойчивость воспринимаемого противопоставления между «Здесь» и «Там», «Мы» и «Они», «Мы» и «Другие». Колониальная идея, что Запад остается на Западе, а He-Запад не может находиться на Западе, уже не принимается на веру. Фундаментальным вкладом исторической социологии, пропагандируемой Вертхеймом, была демонстрация того факта, что эти миры взаимосвязаны и взаимозависимы. Эта мысль еще не вполне укоренилась в нидерландских фондах, финансирующихся в основном исследования в постколониальных и развивающихся странах, с которыми Нидерланды поддерживают двусторонние отношения.
Влияние нидерландской социально-культурной антропологии на нидерландское общество остается преимущественно косвенным. Ее влияние на политику более значимо, в особенности в том, что касается международного развития, гендерных исследований, проблем передачи властных полномочий и исследований развития. Большинство нидерландских антропологов проводит полевые исследования на других континентах. Вследствие этого у них больше опыта в изучении мира за пределами Европы, чем в исследованиях феномена мультикультурности у себя дома.
Нидерландская антропология хорошо оснащена для изучения культурного многообразия, мультикультурного поведения и групповой динамики в современных обществах — как в западном, так и в незападном мире, как на Юге, так и на Севере. Потребность в антропологах, возможно, возрастет, и потребуется больше обученных специалистов. Пока, однако, нидерландские политики продолжают экономить на образовании и исследованиях. Можно лишь заключить, что, по их мнению, проблемы транснационального и многокультурного общества пока недостаточно сложны.
ЛИТЕРАТУРАAkveld et al. 2002 — De kleurrijke wereld van de VOC / Ed. L. Akveld, E. M. Jacobs. Bussum, 2002.
Arnoldus-Schröder 1998 — The Collection Van Baaren / Ed. V. Arnoldus-Schröder. Groningen, 1998.
Benda-Beckmann 2002 — Tales from Academia: History of Anthropology in the Netherlands/ Ed. F. von Benda-Beckmann, K. von Benda-Beckmann, H. Vermeulen, J. Kommers. Nijmegen, 2002.
Blussé 1989 — Blussé L. Tribuut aan China: Vier eeuwen Nederlands-Chinese betrekkingen. Amsterdam, 1989.
Blussé et al. 2000 — Bridging the Divide, 1600–2000 / Ed. L. Blussé, W. Remmelink, I. Smits. Leiden, 2000.
Bovenkerk et al. 1978 — Toen en Thans: de sociale wetenschappen in de jaren dertig en nu / Ed. F. Bovenkerk, H. J. M. Claessen, van B. Heerikhuizen, A. J. F. Köbben N. Wilterdink Baarn, 1978.
Burns 2004 — Burns P. The Leiden Legacy: Concepts of Law in Indonesia. Leiden, 2004.
de Jong 1998 — de Jong J. De waaier van het fortuin: de geschiedenis van de Nederlanders in Azië en de Indonesische archipel, 1595–1950. Gravenhage, 1998.
de Josselin de Jong 1960 — de Josselin de Jong P. E. Cultural Anthropology in The Netherlands // Higher Education and Research in The Netherlands. 1960. Vol. 4. P. 13–26.
de Josselin de Jong et al. 1989 — de Josselin de Jong P. E., Vermeulen H. F. Cultural Anthropology at Leiden University: From Encyclopedism to Structuralism // Leiden Oriental Connections, 1850–1940 / Ed. W. Otterspeer. Leiden, 1989. P. 280–316.
Dekker 2000 — Dekker T. Ideologie en volkscultuur ontkoppeld: een geschiedenis van de Nederlandse volkskunde // Volkscultuur: een inleiding in de Nederlandse etnologie / Ed. T. Dekker, H. Roodenburg, G. Rooijakkers Nijmegen, 2000. P. 13–65.
Dekker 2002 — Dekker T. De Nederlandse volkskunde: de verwetenschappelijking van een emotionele belangstelling. Amsterdam, 2002.
De la Rive Box et al. 1981 — Van theorie tot toepassing in de ontwikkelingssociologie: sociologen en antropologen over ontwikkelingsproblemen // Mens en Maatschappij / Ed. L. de la Rive Box, D. Papousek. 1981. Vol. 56.
De Pater et al. 1999 — De Pater B. et al. Een tempel der kaarten: negentig jaar geograflebeoefening aan de Universiteit Utrecht. Utrecht, 1999.
De Wolf 1998 — De Wolf J. J. Eigenheid en samenwerking: honderd jaar antropologisch verenigingsleven in Nederland. Leiden, 1998.
Dougherty 1995 — Dougherty F. W. P. Missing Link, Chain of Being, Ape and Man in the Enlightenment: The Argument from the Naturalists // Ape, Man, Apeman: Changing Views since 1600 / Ed. R. Corbey, B. Theunissen Leiden, 1995. P. 63–70.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антропологические традиции"
Книги похожие на "Антропологические традиции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марк Абелес - Антропологические традиции"
Отзывы читателей о книге "Антропологические традиции", комментарии и мнения людей о произведении.