Марк Абелес - Антропологические традиции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антропологические традиции"
Описание и краткое содержание "Антропологические традиции" читать бесплатно онлайн.
Что такое «антропология» как исследовательская дисциплина и как специфическая сфера интеллектуальной деятельности? Парадокс ее развития таков, что нет двух стран, в которых ответ на этот вопрос прозвучал бы одинаково. И тем не менее это единая область знания с установившимися границами и сформировавшимися стилями интеллектуальной работы. В чем специфика, схожесть и несхожесть последних в разных странах? Авторитетные антропологи США, Великобритании, Германии, Франции и других стран рассуждают о научных «инкарнациях» антропологии в их обществах. Сборник адресован этнологам, антропологам, культурологам, историкам науки и всем интересующимся современным состоянием гуманитарного знания.
Университет Утрехта с 1914 г. располагает в своем составе старейшим антропологическим подразделением в Нидерландах — Институтом этнологии. В Утрехте никогда не было таких этнографических музеев, как в Лейдене или Амстердаме. Наряду с кафедрой антропологии, которую с 1936 по 1970 г. возглавлял Г. Фишер, существовала кафедра социологии незападных обществ, организованная Й. Принсом (Prins) в 1955 г., которая, однако, была закрыта после его ухода на пенсию в 1972 г. Г. Фишера на его посту сменил Тоден ван Велзен (van Velzen, 1971–1991 гг.). Была учреждена третья кафедра (Й. ван Баал, 1960–1975 гг.; X. Хейтинк, 1977–1992 гг.). А. де Рюйтер (de Ruijter) возглавлял кафедру социальной антропологии с 1984 по 2003 г., затем он перешел в Утрехтскую школу управления (USBO), начав также выполнять с 2000 г. обязанности профессора и декана в Тилбурге. В 1993 г. А. Роббен (Robben) был назначен на должность профессора антропологии и сравнительной социологии Латинской Америки, а Д. Крёйт (Kruijt) получил должность профессора исследований развития; помимо этого, Г. Оостиндие (Oostindie) был назначен профессором антропологии и сравнительной социологии Карибов (на неполной ставке по совместительству). Существовала также экстраординарная должность заведующего кафедрой изучения антропологии Бразилии, занимаемая Г. Банком (Banck, 1987–2002 гг.), и экстраординарная должность заведующего кафедрой антропологии и этнической истории индейских народов Латинской Америки, занимаемая Р. ван Зантвейком (van Zantwijk, 1987–1997 гг.), а затем, с 1998 г., А. Оувенеелем (Ouweneel). Основными областями специализации в Утрехте были Латинская Америка и Карибский бассейн. В Утрехте был также Центр изучения ресурсов человеческого развития (CERES), основанный в 1992 г.[56]
В Сельскохозяйственном университете Вагенингена до Второй мировой войны существовала должность лектора по этнологии. Ее занимал сначала Т. Беземер (Bezemer, 1909–1939 гг.), а затем с 1946 г. Ф. ван Нерссен (van Naerssen); однако она была упразднена после отъезда последнего в 1957 г. в Сидней. Кафедра эмпирической социологии и социографии незападных регионов была создана для Р. ван Лира, который возглавлял ее с 1955 по 1980 г., сохраняя свою должность профессора (на неполной ставке) прикладной социологии незападных обществ в Лейдене. Эта кафедра сменила свое наименование на кафедру социологии сельского развития; ее заведующим был Н. Лонг (Long, 1981–2002 гг.). Сегодня ее возглавляет Л. Виссер (Visser), учившаяся в Лейдене и пытающаяся наладить взаимодействие между общественными и естественными науками[57]. Другой выпускник Лейдена, А. Нихоф (Niehof), также возглавляет кафедру в Вагенингене, читая курсы по социологии потребления и домохозяйств. Основными специализациями Вагенингена являются исследования тропиков и социология развития.
В Неймегене (RU, а прежде — KUN) экстраординарная должность заведующего кафедрой этнологии была открыта в 1948 г. и занималась Б. Фроклаге (Vroklage). В результате его преждевременной смерти в 1951 г. должность занял P. Moop (Mohr, 1952–1970 гг.). Кафедра социологии незападных обществ была создана в 1958 г. для Элизабет Аллард — первой женщины-антрополога, ставшей во главе кафедры в Нидерландах. Среди лекторов кафедры были Л. Трибельс (Triebels, 1963–1986 гг.; профессор с 1980 по 1986 г.) и А. Троуборст (Trouwborst, 1964–1971 гг.; профессор социальной антропологии с 1971 по 1989 г.). Э. Аллард вышла на пенсию в 1969 г. Ее сменил Г. Хёйзер (Huizer, 1973–1998 гг.) и затем Л. де Хаан (Наап, 1999–2004 гг.). Г. Хёйзер стал директором Третьего всемирного центра (DWC), организованного в 1973 г. и преобразованного в его 25-ю годовщину в Центр проблем международного развития (CIDIN). А. Блок стал преемником Р. Моора в качестве профессора культурной антропологии в 1973 г. и вернулся в Амстердам в 1986 г. Кафедрой экономической антропологии с 1985 г. руководил В. Вольтере (Wolters). Ф. Хюскен (Hiisken) в 1990 г. стал преемником как А. Троуборста, так и А. Блока на объединенной кафедре культурной и социальной антропологии. В. Янсен (Jansen) с 1992 г. возглавляет кафедру гендерных исследований. А. Борсбоом (Borsboom) был назначен профессором антропологии Океании и Австралии в 1998 г.[58] X. Дриссен (Driessen) в 2002 г. занял должность заведующего внештатной кафедрой на факультете искусств. Основными областями специализации в Неймегене являются антропология Океании и Тихоокеанского бассейна и исследования развития (CIDIN). Помимо Этнологического музея в Неймегене с 1991 г. существует Центр тихоокеанских и азиатских исследований.
В Гронингене (RUG) А. Принс с 1951 г. читал краткий курс по сравнительной этнологии, получил в 1955 г. должность лектора по культурной антропологии, а в 1972 г. — должность полного профессора, которую сохранял до 1984 г. При университете в 1978 г. был открыт (и в 2004 г. — закрыт) этнологический музей. Отделение антропологии процветало, однако у А. Принса не было преемников, и отделение закрыли в 1985–1989 гг. из-за серьезных бюджетных сокращений в Нидерландах (в их результате были закрыты социологический факультет в Лейдене в 1987 г. и стоматологический — в Утрехте). Однако в Гронингенском университете сейчас есть Центр исследований развития (CDS), и антропологию продолжают читать на факультетах права и теологии[59]. Д. Папоусек (Papousek) является лектором по антропологии на факультете искусств и директором Центра мексиканских исследований. Основной областью специализации в Гронингене были (и отчасти остаются) исследования Арктики.
В Свободном университете Амстердама (VU) кафедра культурной антропологии была создана в 1956 г. и возглавлялась с 1956 по 1966 г. Л. Онвлее (Onvlee), а затем Х. С. Нордхольт (Nordholt, 1967–1978 гг.) и Й. Теннекесом (Tennekes, 1978–2001 гг.). Кафедра социологии незападных обществ была основана в 1962 г. и возглавлялась Й. Схорлом (Schoorl, 1962–1988 гг.) и П. Клоосом (Kloos, 1988–2000 гг.); сейчас ею руководит Д. Уинслоу, профессор социальной антропологии из Канады. Кафедра антропологии религии с 1962 г. возглавлялась Й. Блоу (Blauw), с 1975 г. ею руководил Й. Шоффелейрс (Schoffeleers), а затем А. Дроогерс (Droogers, 1989–2004 гг.). Кафедрой истории незападных обществ руководил с 1965 г. Й. Тейс (Thijs), а затем X. Сазерленд (Sutherland, 1975–2001 гг.)[60]. А. Дроогерса с 2004 г. замещает Б. Мейер (Meyer). Отделение социальной и культурной антропологии имеет специализацию на проблемах безопасности человека. В 2004 г. на отделение пришли два новых профессора — Морис Блок (Bloch) из Лондона и Томас Хилланд Эриксен (Eriksen) из Осло.
В Свободном университете есть отделение культуры, организации и менеджмента (СОМ), специализирующееся на исследованиях корпоративной культуры, управления в организациях и воздействия культурных явлений на организационный процесс. Открытое в 1989 г. Й. Теннекесом и А. В. Вестра (Westra), это отделение привлекло много новых студентов, в особенности после введения новой аттестационной программы по модели бакалавр/магистр (Bachelor/Master) в сентябре 2002 г. Должность профессора на этом отделении занимал с 1994 по 2003 г. В. Коот (Koot), а с 2003 г. — X. Далес (Dahles), а с 2004 г. — М. Веенсвейк (Veenswijk).
Для института социальных исследований, основанного в Гааге в 1952 г., характерны большой интерес к исследованиям развития и междисциплинарным подходам. X. Хабот (Chabot) занимал в нем должность профессора социальных исследований с 1955 по 1970 г. В Роттердамском университете Эразма (EUR) была кафедра сравнительной социологии (включавшая область социологии развития), которой с 1976 по 1987 г. руководил Я. Бреман. В Роттердаме есть кафедра истории незападных обществ, которую с 1985 по 1988 г. возглавлял П. Гесхире (Geschiere), а затем до 2004 г. А. ван Стиприаан (van Stipriaan). На факультете искусств университета Тилбурга (UvT) сеть отделение межкультурной коммуникации, где кафедрой межкультурной коммуникации с 1994 г. руководит В. Шадид (из Лейдена). А. де Рюйтер с 2000 г. пытается организовать в этом университете факультет социальных наук.
Это лишь общая характеристика послевоенного периода в развитии антропологии и социологии незападных обществ в Нидерландах. Упомянутые кафедры служили своего рода центрами притяжения для небольших, но иногда расширявшихся кругов лекторов, исследователей и студентов-ассистентов, работавших в перечисленных областях. Большинство кафедр возглавлялось мужчинами, однако начиная с 1990-х годов более десяти женщин получили профессорские должности.
В 1950–1960-х годах большинство колоний получили статус независимых государств. Это были десятилетия адаптации, в течение которых в большинстве нидерландских университетов открылись отделения культурной антропологии и социологии незападных обществ. В 1970-х годах число исследователей возросло, и предмет прочно утвердился в рамках нидерландского академического мира. Последняя четверть XX в. стала свидетелем расцвета исследований и появления инновационных областей в обеих дисциплинах: визуальной антропологии (Лейден, UvA), гендерных исследований во всех университетах (особенно в Лейдене); антропологии Европы и Средиземноморья (Неймеген, UvA), антропологии Океании (Неймеген, Лейден), латиноамериканских исследований (Лейден, Утрехт), исследований мигрантов и этничности (Утрехт, UvA; Тилбург), медицинской антропологии (Лейден, UvA), городской антропологии (VU, Лейден), экономической антропологии (Неймеген, Лейден), политической антропологии (VU, Лейден) и антропологии религии (VU, Лейден). Почти во всех университетах, а также в Институте социальных исследований (ISS, Гаага) на первый план вышли исследования развития.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антропологические традиции"
Книги похожие на "Антропологические традиции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марк Абелес - Антропологические традиции"
Отзывы читателей о книге "Антропологические традиции", комментарии и мнения людей о произведении.