Израиль Быховский - Рассказы о русских кораблестроителях

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Рассказы о русских кораблестроителях"
Описание и краткое содержание "Рассказы о русских кораблестроителях" читать бесплатно онлайн.
Книга содержит рассказы-очерки о жизни, деятельности и творческом наследии талантливых русских кораблестроителей прошлых столетий и изобретателей-конструкторов первых отечественных подводных лодок. В первой части книги автор рассказывает о потомственных создателях парусных и паровых судов — О.П., И.П. и И.А. Амосовых, Г.А. и М.М. Окуневых, А.А. и А.А. Поповых. Во второй части повествуется об изобретателях опытных подводных кораблей прошлого — Е.П.Никонове, С.А.Ромодановском, К.Г.Чарновском, К.А.Шильдере и О.С.Костовиче. Все очерки и рассказы, созданные на документальном материале, рассчитаны на широкий круг читателей, интересующихся историей отечественного кораблестроения.
Атаку на корабли противника с помощью мин проводили следующим образом. Следовавшая в подводном положении лодка сближалась с вражеским кораблем и с ходу таранила его. Наконечник муфты с гарпуном вонзался в деревянный борт корабля ниже ватерлинии и застревал в нем. Лодка давала задний ход и отходила от объекта атаки на безопасное расстояние, при этом муфта с миной соскакивала с бушприта и оставалась прикрепленной к кораблю противника. При отходе лодки разматывался провод, соединявший электрический взрыватель мины с лодочной гальванической батареей. В нужный момент командир лодки замыкал электрическую цепь и производил взрыв.
Уже при первых испытаниях подводной лодки Шиль-дера, проведенных в присутствии высшего начальства, это минное оружие было с успехом продемонстрировано. В одном из документов об испытаниях говорится: «...вооруженный бот... при испытании подводной лодки был разрушен действием подводной мины...» Присутствовавший при испытании лодки генерал-инспектор по инженерной части так оценивал использование такого минного оружия: «Опыты сии, по мнению моему, доказали возможность употребления подводной лодки для действия с помощью ее подводными минами». Заметим, что при всем несовершенстве созданное Шильдером для лодки минное оружие по тем временам не только не уступало, но и превосходило вооружение, использованное ранее иностранными изобретателями подводных судов.
Ракетные установки были смонтированы снаружи верхней части корпуса лодки, вдоль ее бортов. В передней части каждой такой стартовой установки находилось специальное подъемное устройство, с помощью которого изнутри лодки можно было придавать установке необходимый для ракетной стрельбы угол возвышения. Стрельба ракетами осуществлялась во время нахождения лодки в подводном положении вблизи водной поверхности. Каждая установка стреляла одновременно тремя ракетами.
«Конгревовы» ракеты, принятые на вооружение лодки Шильдера, имели усовершенствованное изобретателем хвостовое оперение и при зарядке полностью вмещались в трубы стартовых установок. Для предохранения ракет от попадания воды при плавании лодки в подводном положении перед погружением передние концы стартовых труб закрывали специальными пробками, а поверх дульных частей надевали резиновые колпачки, не мешавшие ракетной стрельбе. После воспламенения стартовых зарядов электрическим током от гальванической батареи из-внутри лодки ракеты, вырывая пробки и срывая колпачки, вылетали из труб и пробивались сквозь тонкий слой воды на поверхность, продолжая далее свой полет по воздуху. Дальность ракетной стрельбы была равна 1500 м [365].
К. А. Шильдер был пионером использования ракетного оружия не только на подводных лодках, но и вообще на флоте. Он многое сделал для развития ракетного оружия и практического его внедрения в русской армии. Его выдающаяся роль в развитии этого вида военной техники незаслуженно забывалась и замалчивалась. В этом отношении интерес представляет свидетельство академика Б. С. Якоби, который в 1856 году, рецензируя статью известного отечественного деятеля в области ракетного оружия генерала Константинова, писал:
«Мы не хотим быть соучастниками в забывчивости автора: многие еще живы из тех, которые были свидетелями опытов покойного генерала Шильдера над фугасными ракетами, опытов, увенчавшихся полным успехом... слава этого применения должна принадлежать гениальному человеку, которого мы только что назвали» [352].
При плавании подводной лодки Шильдера вблизи водной поверхности наблюдение из-под воды за горизонтом можно было осуществлять не только через смотровые иллюминаторы, оборудованные в башнях-рубках, но также и с помощью специальной вертикальной оптической трубы, сконструированной изобретателем. Эта выдвижная оптическая труба, проходившая через отверстие с сальником в крышке кормовой рубки, представляла собой оригинальное устройство. По сути это был первый в истории подводного плавания перископ. Этот прибор К. А. Шильдер сконструировал по принципу «горизонтоскопа», описанного в сочинениях М. В. Ломоносова.
Заметим, что до Шильдера все изобретатели подводных судов использовали для наблюдения за водной поверхностью из погрузившейся ниже уровня воды подводной лодки лишь иллюминаторы, расположенные в верхней части корпуса или в специальном колпаке, оборудованном над головой наблюдателя.
Первое упоминание, где высказано желание оборудовать подводную лодку перископным устройством, находим в заключении генерала П. Д.
Схема изобретенного М. В. Ломоносовым горизонтоскопа.Выполнена М. В. Ломоносовым.
Базена по проекту подводного судна К. Г. Чарновского (1830 год). Подвергая критическому разбору проект подводного судна Чарновского, Ба-зен сомневался, что будет удобно наблюдать за поверхностью моря через иллюминаторы. Он указал, что целесообразнее применить для этой цели оптический зеркальный прибор, «через который можно бы видеть наружные предметы из внутри самой подводной лодки». Как известно, Чар-новский, ознакомившись с этим заключением, дополнил мысль Базена и в своем ответе эксперту предложил сделать такую трубу поворотной и подъемной. «Полемоскоп5 не может завсегда оставаться в виде мачты,— писал он,— но должен опускаться внутрь судна по произволу, когда будет надобно», а также должен «.. .на все стороны поворачиваться». Так Чарновский развил идею применения перископа, без которого сейчас не обходится ни один подводный корабль. Заслуга же К. А. Шильдера заключается в том, что он впервые, хотя и не полностью, практически осуществил эту идею. Как уже отмечалось, вероятно, об этой идее Чарновского Шильдер узнал от Базена.
Перископное устройство Шильдера, созданное за четверть века до того, как с подобным предложением выступил голландский изобретатель Ван-Эльвин, состояло из длинной медной трубы с двумя коленами по концам. В каждом из колен под углом 45° к центральной вертикальной оси было установлено отражательное зеркало. Наружное отверстие в верхнем колене герметически закрывалось толстым стеклом, чтобы в трубу не попадала вода. Труба проходила внутрь лодки через сальник в крышке люка кормовой башни-рубки. Предметы, находившиеся выше уровня моря, отражались в верхнем зеркале, и их отраженное изображение рассматривали в нижнем зеркале. Трубу можно было поднимать вверх и опускать внутрь рубки почти заподлицо с крышкой люка, но труба не вращалась вокруг своей оси, поэтому для кругового осмотра горизонта она не годилась.
Три иллюминатора в каждом из бортов лодочного корпуса служили для освещения лодки, когда она находилась в надводном положении или в подводном, вблизи водной поверхности. Для лучшей освещенности все внутренние поверхности лодки были окрашены белой краской.
К. А. Шильдер понимал, что продолжительность пребывания лодки под водой зависит от правильного решения проблемы воздухоснабжения экипажа, поэтому он, пбдобно Чарновскому, уделил большое внимание этому вопросу. Для подачи свежего воздуха в лодку во время плавания в надводном положении, а также в подводном на «перископной» глубине изобретатель предусмотрел вентиляционную систему. Основа этой системы — прямая вертикальная медная труба, пропущенная сквозь крышку люка носовой башни-рубки. В случае необходимости трубу можно было выдвигать или убирать заподлицо с крышкой люка. Верхний конец трубы в этом случае герметично перекрывала специальная захлопка. Нижнюю часть трубы, находившуюся внутри лодки, соединяли при помощи колена с ручным центробежным вентилятором системы горного инженера А. А. Саблукова. Такое устройство позволяло периодически освежать воздух внутри лодки, для чего, как указывал Шильдер, «.. .достаточно ей один раз подыматься навступно с поверхностью воды на полминуты». Следовательно, для вентиляции подводная лодка подвсплывала лишь настолько, чтобы верхний конец трубы, поднятый в верхнее положение, оказался несколько выше уровня воды.
«При производстве различных опытов с сею лодкой, — доносил Николаю I военный министр граф Чернышев, присутствовавший на испытаниях, — ген ер ал-адъютант Шильдер для отыскания удобнейшего способа к скорейшему и почти мгновенному возобновлению воздуха во всем пространстве лодки находился с 13-ю человеками герметически в оной затворенными до тех пор, пока воздух приметно испортился, каковой испорченности еще более способствовала недавняя окраска внутренности лодки масляною краской и находившиеся в лодке две горевшие свечи, и тогда употреблен был в действие вентилятор изобретения генерал-майора Саблукова (самого малого размера, именно в полтора фута в диаметре), посредством коего воздух мгновенно начал освежаться и после трех минут совершенно сравнялся с атмосферическим» [352].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рассказы о русских кораблестроителях"
Книги похожие на "Рассказы о русских кораблестроителях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Израиль Быховский - Рассказы о русских кораблестроителях"
Отзывы читателей о книге "Рассказы о русских кораблестроителях", комментарии и мнения людей о произведении.