Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Шаляпин в Петербурге-Петрограде"
Описание и краткое содержание "Шаляпин в Петербурге-Петрограде" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена жизни и творчеству в Петербурге великого русского певца Ф. И. Шаляпина. В ней прослеживается творческий путь артиста от первых шагов до вершин мировой славы. В книге рассказывается о многообразных связях артиста с представителями передовой демократической культуры Петербурга — В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. М. Горьким и другими. Большое место уделяется рассказу о творческой и общественной деятельности Шаляпина после Великой Октябрьской социалистической революции, о всенародном признании певца.
участвовать в закрытых спектаклях придворного Эрмитажного театра.
Здание Эрмитажного театра на Дворцовой набережной было выстроено в
1780-х годах архитектором Кваренги для «собственного» театра Екатерины II.
Здесь проходили всевозможные празднества и спектакли для придворной
публики. Зал был украшен статуями Аполлона и девяти муз, стоявших в нишах,
стены отделаны искусственным мрамором. Красные бархатные скамьи
амфитеатром спускались к сцене, закрытой бархатным занавесом.
Игрушка дворцовой аристократии, Эрмитажный театр и сам производил
впечатление игрушечного; в истории русского театра он не сыграл никакой роли.
Балы, маскарады и концерты для узкого аристократического круга
приближенных к царю чиновников и свиты были продолжением дворцовых
церемоний и обставлялись с пышной театральностью. Гости предварительно
оповещались, в костюмах какой исторической эпохи следует прибыть.
Шаляпин с юмором отмечал искусственность этих официальных
развлечений, в своих воспоминаниях он дал меткую зарисовку одного из таких
вечеров: «Забавно было видеть русских аристократов, разговаривавших с легким
иностранным акцентом, в чрезвычайно богато, но безвкусно сделанных
боярских костюмах XVII столетия. Выглядели они в них уродливо, и, по совести
говоря, делалось неловко, неприятно и скучно смотреть на эту забаву, тем более
что в ней отсутствовал смех. Серьезно и значительно сидел посредине зала
государь император, а мы, также одетые в русские боярские костюмы XVII века,
изображали сцену из «Бориса Годунова». Серьезно я распоряжался с князем
Шуйским: брал его за шиворот даренной ему мною же, Годуновым, шубы и
ставил его на колени. Бояре из зала шибко аплодировали... В антракте после
сцены, когда я вышел в продолговатый зал покурить, ко мне подошел старый
великий князь Владимир Александрович и, похвалив меня, сказал:
— Сцена с Шуйским проявлена вами очень сильно и характерно.
На что я весьма глухо ответил:
— Старался, ваше высочество, обратить внимание кого следует, как надо
разговаривать иногда с боярами...
Великий князь не ожидал такого ответа. Он посмотрел на меня
расширенными глазами — вероятно, ему в первую минуту почудился в моих
словах мотив рабочей «Дубинушки», но сейчас же понял, что я имею в виду
дубину Петра Великого, и громко рассмеялся...»
Присутствие высокопоставленных особ не сковывало Шаляпина. Певец вел
себя как обычно, ничуть не считаясь с составом публики, и это очень
раздражало знать.
— Каким невозможным нахалом держит себя Шаляпин! Что это за манера
во время репетиции в Эрмитажном театре держать руки в карманах, играть
цепочкой, строить гримасы и т. д. Прямо невыносимо и противно на него
смотреть! — как-то высказал свое негодование Теляковскому один из царских
приближенных.
Однажды во время спектакля в Мариинском театре певца пригласил в свою
ложу Николай II. В антракте Шаляпин в костюме и гриме вошел в царскую
ложу. Царь говорил комплименты, хвалил голос певца: «Вы хорошо пели».
«Но мне всегда казалось, — вспоминал Шаляпин, — что я был приглашаем
больше из любопытства посмотреть вблизи, как я загримирован, как у меня
наклеен нос, как приклеена борода. Я это думал потому, что в ложе всегда
бывали дамы, великие княгини и фрейлины. И когда я входил в ложу, они как-то
облепляли меня взглядами. Их глаза буквально ощупывали мой нос, бороду.
Очень мило, немного капризно спрашивали:
— Как же наклеили нос? Пластырь?»
Эти монаршие «милости» и официальные спектакли не могли увлечь
Шаляпина, но, будучи артистом императорских театров, он не мог в них не
участвовать. С тем большей радостью Шаляпин выступал перед обычными
слушателями на сцене Мариинского театра, в концертах, и, восхищенная его
талантом, публика шумными овациями, цветами, венками выражала певцу
восторг, благодарность и искреннее признание.
В начале 1900-х годов Шаляпин часто пел в Павловском вокзале. Здесь в
симфонических концертах выступали прославленные музыканты. В Петербурге,
на Царскосельском вокзале (ныне Витебский) приобретали билеты на проезд и
на концерт одновременно. Поезд подвозил публику к зданию, в котором
располагался большой концертный зал. Капельдинеры в железнодорожной
форме проверяли билеты, продавали программки, при этом зорко осматривали
входящих: зрителей в платках и сапогах в зал не допускали.
Атмосферу Павловского вокзала очень точно воссоздал поэт Осип
Мандельштам: «В Павловск, как в некий Эллизий, стремился весь Петербург.
Свистки паровозов и железнодорожные звонки мешались с патриотической
увертюрох! «1812 год», и особенный запах стоял в огромном вокзале, где царили
Чайковский и Рубинштейн. Сыроватый воздух заплесневевших парков, запах
гниющих парников и оранжерейных роз, и навстречу ему тяжелые испарения
буфета, едкая сигара, вокзальная гарь и косметика многотысячной толпы».
Павловские концерты славились высоким уровнем исполнения. С 1891 года
постоянным дирижером этих концертов был профессор Петербургской
консерватории Н. В. Галкин. «Галкин надевает фрак, палочка сверкает в воздухе,
и Есе равно, идет ли снег, гремит ли гром, ездят ли на санях — летний сезон
считался открытым», — писала «Петербургская газета».
В июле 1900 года десятилетний юбилей музыкального руководства Галкина
был торжественно отмечен симфоническим концертом в Павловском вокзале. Во
втором отделении выступали Л. В. Собхгаоз и Ф. И. Шаляпин. Композитор Ц. А.
Кюи сообщал в одном из писем: «Как двух последних (Собинова и Шаляпхша.
— Авт. ) принимали, что это был за рев — не поддается описанию. И трудно
решить, кто кого победил: если Собинову было сделано несколько подношений,
то Шаляпину играли туш».
В Павловске Шаляпин выступал постоянно. Через год он опять пел здесь в
концерте вместе с Собиновым. Глазунов, принимавший участие в репетиции
оркестра Галкина, писал Римскому-Корсакову, что концерт прошел вяло не
только потому, что, как считал Глазунов, Галкин был не на высоте и «валял»
произведения Римского-Корсакова, Лядова и Глазунова, но и потому, что
публика слушала без всякого внимания, занятая «нетерпеливым ожиданием
обещанных Шаляпина и Собинова».
Летом 1901 года кроме выступлений в Павловске Шаляпин участвовал в
нескольких спектаклях в той самой новодеревенской «Аркадии», где семь лет
назад впервые вышел на петербургскую сцену. Теперь артист выступал в труппе
известного оперного певца и антрепренера М. К. Максакова.
За минувшие годы здесь многое изменилось. В афишах «Аркадия»
именовалась теперь роскошным садом, театр утратил былой провинциальный
налет. Труппа Максакова была составлена из первоклассных музыкантов, в ней в
качестве гастролеров нередко выступали кроме Шаляпина такие замечательные
певцы, как П. Н. Фигнер, Л. В. Собинов, А. М. Давыдов.
Обычно артисты жили во французском пансионе, который помещался
недалеко от «Аркадии», в Новой Деревне. В пору гастролей здесь Шаляпина в
пансионе жил и антрепренер театра из Монте-Карло Рауль Гинсбург. Его
полуфранцузская-полуитальянская труппа с участием известной артистки Лины
Кавальери гастролировала в петербургском театре «Аквариум». Видимо, именно
тогда Гинсбург познакомился с Шаляпиным. Впоследствии Шаляпин часто пел
в театре Гинсбурга в Монте-Карло и гастролировал с его труппой по Европе.
В газетах отзывы о выступлениях Шаляпина в «Аркадии» перемежались с
заметками о колоссальных гонорарах певца. Шаляпин получал за выход 1200
рублей — в два раза больше признанного «премьера» Л. Собинова.
Действительно, Шаляпин соглашался участвовать в спектаклях частных
антреприз при условии очень высоких гонораров. Но еще большую прибыль
хотели получить от шаляпинских выступлений и сами антрепренеры, что
нередко приводило к крупным скандалам. Так, например, антрепренеры М.
Кириков и 10. Валентинов без ведома Шаляпина иногда взвинчивали цены до
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шаляпин в Петербурге-Петрограде"
Книги похожие на "Шаляпин в Петербурге-Петрограде" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде"
Отзывы читателей о книге "Шаляпин в Петербурге-Петрограде", комментарии и мнения людей о произведении.