» » » » Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде


Авторские права

Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде

Здесь можно купить и скачать "Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Лениздат, год 1976. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде
Рейтинг:
Название:
Шаляпин в Петербурге-Петрограде
Издательство:
неизвестно
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Описание и краткое содержание "Шаляпин в Петербурге-Петрограде" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена жизни и творчеству в Петербурге великого русского певца Ф. И. Шаляпина. В ней прослеживается творческий путь артиста от первых шагов до вершин мировой славы. В книге рассказывается о многообразных связях артиста с представителями передовой демократической культуры Петербурга — В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. М. Горьким и другими. Большое место уделяется рассказу о творческой и общественной деятельности Шаляпина после Великой Октябрьской социалистической революции, о всенародном признании певца. 






Дмитриевский В.Н., Катеринина Е.Р.

Шаляпин в Петербурге-Петрограде

Книга посвящена жизни и творчеству в Петербурге великого русского певца Ф. И. Шаляпина. В ней

прослеживается творческий путь артиста от первых шагов до вершин мировой славы. В книге

рассказывается о многообразных связях артиста с представителями передовой демократической культуры

Петербурга — В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. М. Горьким и другими.

Большое место уделяется рассказу о творческой и общественной деятельности Шаляпина после Великой

Октябрьской социалистической революции, о всенародном признании певца.


ВСТУПЛЕНИЕ

Имя великого артиста Федора Ивановича Шаляпина неотделимо от истории

русского искусства конца XIX — начала XX века. Его путь в искусство

неразрывно связан с Петербургом — Петроградом.

Певец приехал в северную столицу в 1894 году молодым, никому не

известным провинциалом. После первых выступлений на сцене в

увеселительном саду «Аркадия», в Панаевском театре Шаляпин вошел в труппу

прославленного оперного театра — Мариинского. Здесь он выступал с

известными артистами и музыкантами, здесь встретился с замечательным

русским певцом Ф. И. Стравинским.

Шаляпин жадно впитывал новые впечатления, которые в изобилии давала

ему жизнь театрального и музыкального Петербурга. Знаменитые «пятницы»

создателя оркестра русских народных инструментов В. В. Андреева, на которых

собирались музыканты, артисты, художники, стали для молодого певца уроками

серьезного отношения к искусству. Его художественное образование довершил

Александринский театр, из кулис которого он смотрел на игру замечательных

мастеров драмы.

В 1896 году Шаляпин уехал в Москву, вступив труппу Русской частной

оперы С. И. Мамонтова. Но с первых петербургских гастролей Мамонтовской

оперы, с успехом прошедших в 1898 году, Шаляпин — дорогой и желанный

гость столичной публики. Общение в Петербурге с выдающимися деятелями

русского искусства, и прежде всего с В. В. Стасовым, Н. А. Римским-

Корсаковым, М. В. Дальским, сыграло исключительно важную роль в

формировании его художественных взглядов.

В начале века Шаляпин много гастролировал за границей. Когда началась

империалистическая война, певец вернулся в Россию, в Петербург, который к

тому времени был переименован в Петроград. Он жил здесь до 1922 года. Это

наиболее напряженный период жизни артиста. Он выступал в Народном доме, в

Мариинском театре, был занят большой общественной деятельностью. В эти

годы певец часто встречался с самым близким своим другом А. М. Горьким, с А.

И. Куприным, Б. М. Кустодиевым, А. Я. Головиным, И. Е. Репиным.

Великая Октябрьская социалистическая революция, которую артист

встретил в Петрограде, вызвала у Шаляпина большой творческий подъем. На

сцене Мариинского театра певец выступал перед новым демократическим

зрителем — рабочими, красноармейцами, моряками Балтийского флота,

студентами. В 1918 году Шаляпину, первому из деятелей искусства Советской

республики, было присвоено звание народного артиста.

Рассказывая о Ф. И. Шаляпине, авторы не скрывают противоречий и

внутренней неустойчивости его натуры, которые обернулись трагической и

непоправимой жизненной ошибкой — разрывом с родиной.

В книге широко использованы материалы журнальной и газетной

периодики, мемуарная литература, фундаментальные труды известных

советских искусствоведов.

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДЕБЮТЫ

Белые ночи кончались, но вечерами по-прежнему было светло.

Императорские театры уже давно закрыли сезон, артисты уезжали на гастроли в

провинцию, публика разъезжалась на дачи. Театральная жизнь из центра

Петербурга переместилась в частные и летние театры. На театральных афишах в

Петербурге появлялись новые имена — актеров-гастролеров из-за границы, из

разных городов России.

Василеостровский театр в доме №75 на Большом проспекте приглашал

зрителей посмотреть драму В. Дьяченко «Жертва за жертву» и переводную

французскую пьесу «Бабушкины грешки». Перед спектаклем можно было

увидеть двух знаменитых силачей и «единственную танцовщицу на руках

Клотильду Антонио».

В летнем театре «Аквариум» на Каменноостровском проспекте (сейчас это

одно из зданий киностудии «Ленфильм») царила опереточная звезда Парижа

госпожа Симон Жирар, выступавшая в «Тайне Канарских островов» Ш. Лекока.

В театре Неметти, в доме №39 на Офицерской улице, почти ежедневно шла

оперетта К. Милеккера «Продавец птиц».

Впрочем, в дачных театрах петербургских окрестностей можно было

встретиться и с явлениями подлинного искусства. Так, в Озерках многие

любители театра благодарно аплодировали «талантливой инженю госпоже

Комиссаржевской», которая этим летом впервые выступила перед петербургской

публикой.

Этим же летом 1894 года в Петербурге объявился и молодой, никому пока

еще не известный певец Федор Шаляпин.

Шаляпин приехал из Москвы. По дороге в Москву из Тифлиса какие-то

«милостивые государи» обыграли в поезде рослого провинциала в «три туза». В

Москве он оказался без денег, имея при себе лишь ворох рекомендательных

писем — управляющему конторой московских императорских театров П.

Пчельникову, дирижерам И. Альтани, У. Авранеку.

Федору Шаляпину исполнился 21 год. За плечами у него осталась трудная

юность, которую можно было сравнить только с «университетами» Горького. Он

родился в Казани, в Суконной слободе, где жила беднота. Мать его была

забитым, кротким, бессловесным существом. «Есть у нас на Руси какие-то

особенные женщины: они всю жизнь неутомимо борются с нуждою, без

надежды на победу, без жалоб, с мужеством великомучениц перенося удары

судьбы. Мать была из ряда таких женщин», — вспоминал Ф. И. Шаляпин в

книге «Страницы из моей жизни». Отец служил писарем, но жалованье

неизменно пропивал. Во хмелю был страшен, бил мать и детей — их было в

семье трое — нещадно. К постоянным побоям Федор был настолько приучен,

что считал их в порядке вещей. «Я знал, что в Суконной слободе всех бьют, и

больших и маленьких ; всегда бьют, и утром и вечером. Побои — нечто

узаконенное, неизбежное».

Играть и бегать со сверстниками Федору пришлось недолго, его отдали в

учение сначала к сапожнику, потом к скорняку. Там, как и дома, мальчика

ожидали колотушки и брань. «Свинцовые мерзости» жизни не сломили Федора,

а только закалили его. От природы он был одарен редкой жизнеспособностью,

жизнерадостностью.

Театр очень рано вошел в жизнь Шаляпина. Первые театральные

впечатления он получил в ярмарочных балаганах, где со сладким замиранием

сердца смотрел представления ярмарочного «деда» Яшки Мамонова — кумира

слободской детворы.

Довелось мальчику побывать и в настоящем театре. Впечатления от

спектаклей Казанского театра (Шаляпин увидел там пьесы «Русская свадьба» и

«Медея») затмили Яшкин балаган. Всеми правдами и неправдами мальчик

умудрялся проникнуть в театр.

Ему нравилось все — и занавес с нарисованным на нем дубом со златой

цепью и чудесным котом, и таинственная темнота зала перед началом

представления, и актеры, которые казались ему сказочно прекрасными героями.

Очень рано проявилась у мальчика страсть к пению он пел в церковном

хоре. Однажды услышав в исполнении гастролировавшей в Казани труппы

оперу, он буквально заболел оперным пением. В «Страницах из моей жизни»

Шаляпин писал: «Господи, — думал я, вот если бы везде — так, все бы пели, —

на улицах, в банях, в мастерских. Например, мастер поет:

— Федька, др-ра-атву!

А я ему:

— Извольте, Николай Евтропыч!

Или будочник, схватив обывателя за шиворот, басом возглашает:

— Вот я тебя в участок отведу-у!

А ведомый взывает тенорком:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Книги похожие на "Шаляпин в Петербурге-Петрограде" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Дмитриевский

Виталий Дмитриевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Отзывы читателей о книге "Шаляпин в Петербурге-Петрограде", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.