» » » » Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде


Авторские права

Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде

Здесь можно купить и скачать "Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Лениздат, год 1976. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде
Рейтинг:
Название:
Шаляпин в Петербурге-Петрограде
Издательство:
неизвестно
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Описание и краткое содержание "Шаляпин в Петербурге-Петрограде" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена жизни и творчеству в Петербурге великого русского певца Ф. И. Шаляпина. В ней прослеживается творческий путь артиста от первых шагов до вершин мировой славы. В книге рассказывается о многообразных связях артиста с представителями передовой демократической культуры Петербурга — В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. М. Горьким и другими. Большое место уделяется рассказу о творческой и общественной деятельности Шаляпина после Великой Октябрьской социалистической революции, о всенародном признании певца. 






счастье на нас с неба упало. Новый великий талант народился» — такими

словами приветствовал Стасов выступление Шаляпина в «Псковитянке». Стасов

ставил образ шаляпинского Грозного в ряд с другими достижениями передового

русского искусства. Выступления Шаляпина явились поводом для нового

программного манифеста Стасова в защиту национальной культуры. «Двадцать

семь лет тому назад, — продолжал Стасов, — в 1871 году, мне привелось

напечатать в «СПБ Ведомостях»: «В настоящую минуту одним капитальным

художественным произведением у нас больше. Это — статуя «Иван Грозный»,

вылепленная молодым скульптором Антокольским». Прошло четверть века, и

вот нынче с таким же доверием к тому, что перед собой вижу, я снова говорю:

«В настоящую минуту — одним великим художником у нас больше. Это —

оперный певец Шаляпин, создавший нечто необычайное и поразительное на

русской сцене. Так же как Антокольский, этот еще юноша, даже на несколько

лет моложе того, но создавший такого Ивана Грозного, какого мы еще никогда

не видели ни на драматической, ни на оперной сцене»... Передо мной явился

вчера Иван Грозный в целом ряде разносторонних мгновений своей жизни...

Какой это был бесконечный ряд чудных картин! Как голос его выгибался,

послушно и талантливо, для выражения бесконечно все новых и новых

душевных мотивов! Какая истинно скульптурная пластика являлась у него во

всех движениях, можно бы, кажется, лепить его каждую секунду, и будут

выходить все новые и новые необычные статуи! И как все это являлось у него

естественно, просто и поразительно! Ничего придуманного, ничего

театрального, ничего повторяющего сценическую рутину.

Какой великий талант! И такому человеку всего двадцать пять лет! Самому

себе не веришь. Я был поражен, как редко случалось во всю жизнь. Но ведь чего

надо еще ожидать от Шаляпина впереди?»

В газете «Новое время» вскоре после выступления Стасова появилась

разносная статья реакционного критика и бездарного композитора М. М.

Иванова. Он отказывал Шаляпину в самобытном таланте и ставил под сомнение

достоинства «Псковитянки». Но Стасов не дал молодого певца в обиду и

ответил статьей с уничтожительным названием «Куриная слепота». Конечно,

Стасов защищал не только Шаляпина, но и все, во что верил сам, поддерживая

таким образом Римского-Корсакова, русскую оперу. Счастье Шаляпина, что он в

начале своего творческого пути встретил поддержку и внимание Стасова.

Дружба со Стасовым сразу же расширила круг знакомств Шаляпина, ввела

его в музыкальный мир Петербурга, дала ему возможность войти в стасовское

окружение, подружиться с И. Е. Репиным, А. К. Глазуновым.

Шаляпин пользовался добрым расположением Н. А. Римского-Корсакова, с

которым встречался уже в Москве, на премьерах его опер. Человек замкнутый,

сдержанный в проявлении своих чувств, несколько отрешенный от людей,

Римский-Корсаков тем не менее не мог не порадоваться тому, что нашел в

Шаляпине прекрасного истолкователя своих музыкальных образов. Римский-

Корсаков заметил Шаляпина еще в первый год его работы в Мариинском театре,

когда осенью 1896 года здесь ставили «Ночь перед Рождестеом». Шаляпин

дублировал тогда Ф. И. Стравинского в партии Панаса. Композитор запомнил

его, и когда Шаляпин пел уже в Частной опере, композитор в разговоре с

Мамонтовым заметил: «Вот у вас там, говорят, Шаляпин спел Грозного, и его

мне очень хвалят».

Во время петербургских гастролей Частной оперы, 29 марта 1898 года,

Римский-Корсаков принимал Шаляпина дома; он жил тогда в доме №28 на

Загородном проспекте. Заправлял вечером шумный Стасов. Шаляпин спел арию

Грозного, песню Варяжского гостя, песню Варлаама из «Бориса Годунова»,

«Трепак» Мусоргского, «Старого капрала» Даргомыжского. Стасов требовал

«бисов», остальные горячо поддерживали его. Артиста долго упрашивать не

приходилось. Он с нескрываемым удовольствием пел, и голос его был слышен

за пределами квартиры. По черному ходу приходили на кухню соседи Римских-

Корсаковых.

Квартира Римского-Корсакова не отличалась роскошью. В небольшой

гостиной — рояль, вокруг него — стулья. В столовой был накрыт стол со

скромной закуской. Гости сидели за столом, говорили о музыке, о театре, о

судьбах искусства. Много спорили, но в одном были едины — все склонялись

перед гением Мусоргского.

Любовь к музыке Мусоргского, которую пробудили в Шаляпине еще

тифлисские уроки Усатова, укрепилась у него именно здесь, в беседах с

непосредственными сподвижниками Мусоргского, его товарищами и друзьями

— Стасовым, Римским-Корсаковым, Кюи. Именно тогда невозможность увидеть

Мусоргского Шаляпин ощутил как тяжелую личную утрату, как большое личное

горе. Он так впоследствии написал об этом: «Большое мое огорчение в жизни,

что не встретил Мусоргского. Он умер до моего появления в Петербурге. Мое

горе. Это все равно, что опоздать на судьбоносный поезд. Приходишь на

станцию, а поезд на глазах у тебя уходит навсегда!.. Мусоргский был скромен: о

том, что Европа может заинтересоваться его музыкой, он и не думал. Музыкой

он был одержим. Он писал, потому что не мог не писать».

С большой творческой радостью работал Шаляпин и над оперными

произведениями Римского-Корсакова. Свою новую оперу «Моцарт и Сальери»

композитор принес в Мамонтовский театр во время гастролей его в Петербурге

весной 1898 года. Собрались артисты. Римский-Корсаков сел за рояль, Шаляпин

стал с листа петь партию Сальери, сам автор — партию Моцарта.

Во время гастролей Частной оперы в Петербурге Шаляпин жил на

Колокольной улице, в квартире на четвертом этаже (точный адрес не

установлен). В гости к нему приходили многие, заходил и Стасов. «Сидел он у

меня долго, рассказывал о заграничных музеях, о миланском театре, об

Эскуриале в Мадриде, о своих знакомых в Англии», — вспоминал певец. Беседы

со Стасовым Шаляпин называл «воскрешением из мертвых», они многое

открывали молодому певцу в его поисках. Возможно, именно тогда Шаляпин

осознал дотоле не известный ему музыкальный Петербург — город Глинки,

Мусоргского, Балакирева, Бородина.

Стасов познакомил Шаляпина с А. К. Глазуновым, учеником Римского-

Корсакова и его младшим товарищем. Прошел всего лишь месяц с того момента,

как на сцене Мариинского театра начал свою сценическую жизнь балет

Глазунова «Раймонда» — лучший, по мнению Стасова, русский балет.

Уезжая из Петербурга после окончания гастролей, Шаляпин знал, что в

городе у него есть друзья. Отныне всеми своими надеждами и успехами он стал

делиться со Стасовым. Необычайно трогательны, полны душевного тепла все

письма, записочки, телеграммы Шаляпина в Петербург Стасову и ответные в

Москву. Шаляпин спешил сообщить Стасову свои музыкальные впечатления,

рассказать о радостях и огорчениях. Петербург с этих пор приобрел особую роль

в жизни певца. Хотя его дом — Москва, место приложения творческих сил —

Мамонтовская опера, но в Петербург он теперь стал стремиться, как никогда.

* * *

Окрыленный успехами петербургских гастролей, Шаляпин был захвачен

нозыми планами. В Москве он сблизился в ту пору с молодым Сергеем

Рахманиновым, который работал в Мамонтовской опере дирижером. Они

оказались ровесниками. Но Рахманинов был внутренне зрелее и образованнее

певца, и дружба с ним очень многое дала Шаляпину.

Летом 1898 года Шаляпин и Рахманинов жили на Даче у друзей в селе

Путятине Ярославской губернии. 7 июня в маленькой деревенской церквушке

Шаляпин обвенчался с Полой Торнаги.

«После свадьбы мы устроили смешной, какой-то турецкий пир: сидели на

полу, на коврах и озорничали, как малые ребята, — писал позже Шаляпин. — Не

было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного

стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Книги похожие на "Шаляпин в Петербурге-Петрограде" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Дмитриевский

Виталий Дмитриевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Дмитриевский - Шаляпин в Петербурге-Петрограде"

Отзывы читателей о книге "Шаляпин в Петербурге-Петрограде", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.