» » » » Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков


Авторские права

Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков
Рейтинг:
Название:
История отечественной философии XI-XX веков
Издательство:
ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2
Год:
неизвестен
ISBN:
978-5-7996-1363-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История отечественной философии XI-XX веков"

Описание и краткое содержание "История отечественной философии XI-XX веков" читать бесплатно онлайн.



Настоящее учебное пособие соответствует новому образовательному стандарту. В нем освещаются ключевые моменты развития отечественной философии за десять веков ее существования, дается анализ важнейших ее тем и направлений особенностей развития материалистической и идеалистической традиции.






Идеи ноосферы ученый сформулировал в статье «Несколько слов о ноосфере» незадолго до смерти. Свою детальную разработку они получили в работе «Научная мысль как планетное явление». По мысли Вернадского, ноосфера представляет такой этап развития биосферы, при котором «проявляется как мощная все растущая геологическая сила роль человеческого разума (сознания) и направленного им человеческого труда»1415.

Итак, биосфера в представлении Вернадского – это единая, не имеющая границ природная основа человеческой цивилизации. Биосфера и цивилизация представляют единый и неуничтожимый естественно-исторический процесс.

«Цивилизация культурного человечества, поскольку она является формой организации новой геологической силы, создающейся в биосфере, не может прерваться или уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнительной мере не было»1416. Цивилизация образует ноосферу Земли, являясь новой геологической и, следовательно, природной силой биосферы. Биосфера же, о чем было сказано выше, является также особым космическим явлением, планетарно-космической мерой выражения разума человечества, его связи со всем живым, с космосом. Вернадский выдвинул идею научной мысли как планетного явления, в центре которой – представление о разуме как закономерном явлении космоса, Человечество является единым целым, призванным действовать и мыслить в общепланетарном масштабе. Это единство человечества – основная предпосылка ноосферы. Ученый пишет: «Событие, совершившееся в Индии или Австралии, может резко и глубоко отразиться в Европе или Америке и произвести там следствие неисчислимого для человеческой истории значения. И, может быть, главное, материальная, реально непрерывная связанность человечества, его культуры неуклонно и быстро углубляется и усиливается. Общение становится все интенсивнее, разнообразнее, постояннее»1417. Человечество должно беречь не только себя, но и биосферу – свой дом. Особая ответственность лежит на ученых. Они «не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества»1418. Обращает на себя внимание оптимизм ученого, который считал, что человек не случайное, независимое от биосферы свободно действующее природное явление, а неизбежное проявление закономерного, длиною в миллиарды лет природного процесса. Поэтому неглубоки утверждения о «крушении цивилизации, самоистреблении человечества» и т. п. «Научное знание, – пишет ученый, – проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому геологическому процессу, созданием которого она является»1419.

Учение о биосфере и ноосфере Вернадского внесло свой вклад в методологию анализа общенаучной картины мира, глобальных проблем. Ученый сформулировал биогеохимический принцип, являющийся теоретическим основанием интеграции частных естественно-научных картин мира, связавший природу и человека. Ему вообще был свойствен синтез идей, особое внимание к интеграционным процессам в науке, что нашло свое отражение в «синтезированных» науках, чье развитие связано с его именем, – геохимии, биогеохимии, радиогеологии и др. Через идею единства человечества и его связи с космосом В. И. Вернадский приходил к планетарному или даже космическому характеру научной мысли человечества. Он писал: «Мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты… материальная, реально непрерывная связанность человечества, его культуры – неуклонно и быстро углубляется и усиливается… Научная мысль и та же научная методика, единые для всех, сейчас охватили все человечество, распространились по всей биосфере, превращают ее в ноосферу»1420. Геологический всеохватный характер науки проявился не вдруг, он имеет свои основания в темпе ее развития, в площади, ею захваченной (а это вся планета), в глубине затрагиваемых проблем, в мощности изменений, определяемых научными открытиями1421. Планетарный характер научной мысли имеет свои особенности. Одна из них – необходимость объединения усилий всех ученых, независимо от их расовой, государственной, политической принадлежности. Ученый был уверен, что ноосфера с неизбежностью потребует также союза ученых все стран и народов.

Не менее значительна и вторая сторона планетарной научной мысли человечества. Она должна вобрать все стороны познавательных способностей человека, не только науки, но и философии, искусства, обыденный и религиозный опыт человека. В лучших традициях русской философии Вернадский утверждал необходимость союза истины, справедливости и красоты. В незавершенном наброске «Научное мировоззрение и философия», относящемся в 1930-м гг., Вернадский развивает эту мысль, подчеркивая, что философская мысль и религиозное творчество, общественная жизнь и создания искусства теснейшими узами связаны с научным мировоззрением. Работы ученого как раз и являют собой пример планетарного мышления.

В. И. Вернадский был гуманистом. Через все его работы проходит мысль о самоценности человеческой личности. «Нет ничего более ценного в мире и ничего требующего большего бережения и уважения, как свободная личность», – утверждал он1422.

Каждый человек – личность, носитель сознания, выработанного трудом и практикой повседневной жизни и, что особенно подчеркивает ученый, включенного в ноосферный процесс: «Каждая личность является отдельным борцом проникновения сознания в мировые процессы»1423. Наиболее благоприятная среда для существования личности – демократия. Как давний сторонник демократического общественного строя, В. И. Вернадский считал нормальным и благоприятным для личности то общество, которое соотносится с принципами самоценности личности и демо-кратии. Только такое общество сможет выполнить ноосферную задачу человечества, превратившись в единое разумное целое.

Другим путем исследования и доказательства связи космоса и человечества пошел Александр Леонидович Чижевский (1897–1964), которого мировая наука еще при жизни называла Леонардо да Винчи XX в. И было за что. Он заложил фундамент новых научных направлений, связанных с изучением космоса, – космобиологии, гелиобиологии, без которых немыслим современный космизм. Его идеи знал и одобрял В. И. Ленин, поддерживали А. В. Луначарский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский и мн. др. Наконец, его выдвигают на соискание Нобелевской премии. Он широко известен, но одна из главных его работ – монография «Основные начала мироздания. Система Космоса» – до сих пор не издана.

А. Л. Чижевский родился 26 января 1897 г. в посаде Цеханович Гродненской губернии в семье кадрового военного. Он был правнуком адмирала П. С. Нахимова.

Чижевский получил прекрасное домашнее воспитание, с семи лет брал уроки живописи в парижской Академии художеств. Уже в детстве у Чижевского обнаруживаются разносторонние интересы. Это естествознание, археология, поэзия, музыка, живопись. Но больше всего его увлекает Солнце. Чижевский много времени проводит за телескопом, выписывает книги о Солнце из Москвы и Петербурга. Познакомившись с Циолковским, он изложил ему свои знания-интуиции о солнечных влияниях на земную жизнь.

А. Л. Чижевский закончил гимназию и два курса калужского частного реального училища. В 1915 г. он поступает сразу в два института – Археологический, в котором углубленно изучает гуманитарные науки и в 1917 г. защищает магистерскую диссертацию «Русская поэзия XVIII века», и в Коммерческий, где не менее углубленно штудирует точные науки. В декабре 1917 г. на историко-филологическом факультете Московского университета Чижевский защищает магистерскую диссертацию (на 387 листах) «Эволюция физико-математических наук в древнем мире», а в следующем году – докторскую (на 872 листах) «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса».

Расширив этот свой труд, А. Л. Чижевский знакомит с ним А. В. Луначарского, который рекомендует его опубликовать и обещает написать к нему предисловие в духе исторического материализма. Но это издание в задуманном виде не было осуществлено, лишь часть книги была издана в Калуге в 1924 г. под названием «Физические факторы исторического процесса».

После защиты диссертаций А. Л. Чижевский преподает в Московском университете курс физических методов в археологии, работает консультантом Биофизического института, возглавляемого академиком П. П. Лазаревым; с 1925 по 1931 г. – старшим научным сотрудником лаборатории зоопсихологии во главе с В. Л. Дуровым, где он открыл биологическое действие униполярных аэрономов. Но самым оригинальным, заветным направлением его работ стала теория гелиотараксии. Ее основной закон он сформулировал в 1922 г. в следующей интерпретации: «состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца». «Люди и все твари земные, – писал Чижевский, – поистине “Дети Солнца”, они создание сложного мирового процесса, имеющего свою историю, в которой наше Солнце занимает не случайное, а закономерное место наряду с другими генераторами космических сил»1424. Эта мысль близка идее В. Вернадского о том, что биосфера в такой же, если не в большей, степени есть создание Солнца: «Древние интуиции о людях как детях Солнца ближе к истине, чем думают те, которые видят в тварях Земли только эфемерные создания слепых и случайных изменений земного вещества, земных сил»1425.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История отечественной философии XI-XX веков"

Книги похожие на "История отечественной философии XI-XX веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Емельянов

Борис Емельянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков"

Отзывы читателей о книге "История отечественной философии XI-XX веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.