» » » » Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков


Авторские права

Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков
Рейтинг:
Название:
История отечественной философии XI-XX веков
Издательство:
ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2
Год:
неизвестен
ISBN:
978-5-7996-1363-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История отечественной философии XI-XX веков"

Описание и краткое содержание "История отечественной философии XI-XX веков" читать бесплатно онлайн.



Настоящее учебное пособие соответствует новому образовательному стандарту. В нем освещаются ключевые моменты развития отечественной философии за десять веков ее существования, дается анализ важнейших ее тем и направлений особенностей развития материалистической и идеалистической традиции.






Радиоактивная и электромагнитная энергия Солнца, достигая Земли, производит колебательные изменения целого ряда физических и химических явлений, а животные и человек, находясь под их воздействием, по закону сохранения и превращения энергии реагируют на них. При анализе этого воздействия на большие массы людей мы наблюдаем, что случайные отклонения исчезают, а наблюдается однотипная реакция масс на воздействие внешних причин в виде космического фактора. Чижевский пишет: «Количество притекающей от Солнца к Земле энергии и количество времени ее притекания всецело зависят от хода пятнообразования и в значительной степени обусловливают ход иного процесса в массах. Поэтому нет ничего странного и том, что количество исторических событий, а также степень их интенсивности стремятся следовать за всеми изменениями кривой солнцедеятельности»1430.

Но есть у этого явления и другая сторона: из искры может возникнуть пожар, капля яда – убить живое, слово вождя – повести в бой. То есть в органическом и неорганическом мире существуют «освобождающие причины», дающие возможность прорываться наружу громадному запасу потенциальной энергии, заложенной в атомно-молекулярной структуре вещества. Следовательно, пишет Чижевский, «нет необходимости отыскивать эквивалентность между массовыми движениями и влиянием солнечного фактора. По-видимому, для возникновения массового движения необходимо, помимо обязательного наличия социального фактора, лишь одно – повышенный по сравнению с нормой приток энергии к Земле, который и может послужить необходимой “освобождающей причиной” в человеческих массах и двинуть эту массу при наличии социальных условий в действие»1431.

Еще будучи 17-летним А. Л. Чижевский обратил внимание, что в письменных памятниках древности обнаруживаются свидетельства интереса к одновременности солнечных и земных явлений. «Я должен теперь же сказать, что мысль об особом солнечном влиянии на организм принадлежит сотням и тысячам тех летописцев и хроникеров, которые записывали необычайные явления на Солнце, глад, моровые поветрия и другие необычайные явления на Земле. Но я облек древнюю мысль в форму чисел, таблиц и графиков и показал возможность прогнозирования. Земные и солнечные явления, их совпадения имелись уже у китайского летописца Ма-Туан-Лина, жившего до новой эры, авторы древних арабских и армянских записей, Киево-Печерские и Новгородские летописцы, создатели галльских и германских хроник – все это я комментировал в своих научных работах по всеобщей истории. Эти замечательные наблюдения, повторяющиеся из века в век и зафиксированные в разных странах, вынудили меня обратить на них самое серьезное внимание»1432. Анализ этих наблюдений привел ученого к формулировке некоторых закономерностей.

1. Данные социальной психологии показывают, что идеи в массах могут жить годами, но «прорываются», внедряются в жизнь внезапно. История учит, что массовые движения возникают сразу и охватывают в несколько дней большие территории. Чижевский считает, что для возникновения массового исторического движения, кроме политико-экономического раздражителя, необходим общий единовременный толчок, общее возбуждение инстинктивных реакций. Именно такие воздействия могут оказывать известные изменения в физико-химических состояниях окружающей среды в форме минимального повышения возбудимости всего нервно-психического аппарата в целом, в форме расторможения инстинктивных реакций. Этот вывод Чижевский формулирует в виде закона: Состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция деятельности Солнца.

2. Если появляется объединяющий фактор – идея, которая индивидуальные поступки направляет в одной сторону, то создается единообразное поведение масс индивидов. И это происходит тем скорее, резче, чем сильнее действует космический агент. Этот вывод Чижевский также облекает в форму закона: Резкие подъемы солнцедеятельности превращают потенциальную энергию в энергию кинетическую (энергию нервно-психического разряда и движения). В обоих случаях Солнце представляется космическим генератором нервно-психической возбудимости. Момент превращения одного вида энергии в другой, в результате чего на больших территориях возникает возбуждение больших масс населения, ученый называет гелиотараксией, или солнечным возмущением.

А. Л. Чижевский далее анализирует давно замеченное историками и философами несоответствие замыслов и результатов в жизнедеятельности людей. Он приводит следующие слова историка Н. И. Кареева: «У философствующих историков мы встречаемся с тою мыслью, что люди и народы, делая то-то и то-то, желают одного, а выходит из их деятельности нечто совсем другое, часто для них и вовсе нежелательное, и из такого наблюдения извлекаются самые разнообразные выводы, сходящиеся в одном пункте, именно в отрицании самостоятельности личного действия в истории»1433. Другой вывод из этого несоответствия заключается в том, что различные этапы исторических явлений развиваются независимо от воли руководящих личностей, подчиняются тем внутренним закономерностям, которые лежат в механизме поведения больших человеческих масс, творящих историю. А доминанты их поведения связывают с экономикой, психологией, антропогеографией и биологией, энергетикой, физикой, химией и т. п. Все эти подходы имеют право на существование. Социальная жизнь связана с природой, утверждает Чижевский, что вполне созвучно известным высказываниям Маркса: «Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное Воскресение природы… <…> Сама история является действительной частью истории природы, становления природы человеком»1434.

Лишь немногие ученые, и среди них Чижевский, подходили к синтетическому пониманию исторического процесса, который не замкнут на себя, а протекает под воздействием всей сложной совокупности явлений, в том числе и космического порядка. «Теперь мы можем сказать, – писал он, – что в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира, как неделимого целого, никогда не достигали той ясности и глубины, какой они мало-помалу достигают в наши дни. Но наука о живом организме и его проявлениях пока еще чужда расцвету этой универсальной идеи единства всего живого со всем мирозданием»1435.

Ученому удалось, используя огромный исторический материал (он составил синхронистические таблицы от 500 г. н. э. до XX в.), установить ритмы взаимодействия космоса и земного исторического процесса. Эти ритмы в жизни народов, даже не связанных пространством, носят всеобщий характер, Каждый цикл равняется одиннадцати годам и имеет свои внутренние ритмы. Количественный анализ фактов дал возможность Чижевскому выдвинуть три основных положения:

1. На различных материках Земли, у различных народов, независимо от того, существуют ли между ними какие-либо отношения, общее количество массовых движений, имеющих историческое значение, одновременно увеличивается или уменьшается, образуя всемирный цикл исторических событий.

2. В одно столетие этот цикл повторяется девять раз.

3. Каждый всемирно-исторический цикл равен в среднем 11,1 года.

Из этих положения следуют выводы:

– Одновременность увеличения или уменьшения массовых движений на Земле подчиняется единой причине.

– Причиной периодичности является фактор, воздействующий более или менее равномерно на все населяющее Землю человечество.

– Ввиду того, что всемирно-исторические циклы в среднем дают величину в 11,1 года, можно допустить, что физическим фактором, вызывающим данную периодичность, является циклическая пятнообразовательная деятельность Солнца.

А. Л. Чижевский всемирно-исторический цикл разделяет на четыре части (эпохи):

1) эпоха минимума: 3 года и 5 % массовых движений;

2) эпоха нарастания максимума: 2 года и 20 % массовых движений;

3) эпоха максимума: 3 года и 60 % массовых движений;

4) эпоха падения максимума: 3 года и 15 % массовых движений.

Первая эпоха характеризуется следующими чертами: разрозненность масс, их миролюбие, уступчивость, сдача в плен, бросание оружия, бегство с поля битвы. Правящие круги в это время переходят к дипломатии, заключаются перемирия, даже капитуляции на тяжелых условиях. Общественная мысль, попадая в русло успокоения и мира, направляет свой ход к достижению иных целей и проблем. Духовная деятельность человека проявляется в создании культурных ценностей, искусстве, науке.

Вторая эпоха имеет следующие черты: подъем активности масс, вновь организуются партии, движения, определяются их программы, намечаются вожди. Вопросы политические, военные постепенно обостряются. Происходит насыщение «общественного раствора». Изменяется военно-политическая жизнь общества, возникает стремление к объединению различных народностей в целях защиты или нападения. Второй период проходит три главных фазы: 1) возникновение в массах идей; 2) группировка идей; 3) выявление верховной идеи, массовое сосредоточение вокруг одной идеи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История отечественной философии XI-XX веков"

Книги похожие на "История отечественной философии XI-XX веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Емельянов

Борис Емельянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков"

Отзывы читателей о книге "История отечественной философии XI-XX веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.