Израиль Будовский - О воспитании волевых качеств советского офицера

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "О воспитании волевых качеств советского офицера"
Описание и краткое содержание "О воспитании волевых качеств советского офицера" читать бесплатно онлайн.
Автор задался ограниченной целью — изложить некоторые вопросы воспитания волевых качеств офицера в условиях его служебной деятельности. Далеко не все вопросы, составляющие содержание данной темы, затронуты автором. Только некоторые, наиболее характерные моменты и условия деятельности офицера рассмотрены с точки зрения сознательного использования их в целях воспитания волевых качеств. Если освещение небольшого круга вопросов, охваченных данной работой, поможет офицеру правильно ориентироваться в них, автор сочтет свою скромную задачу выполненной.
Разумеется, вводные должны быть возможно более близкими к реальным условиям обстановки. Часто эти самые условия на занятиях, изменяясь, дают естественные вводные. Так, например, во время занятий в поле могла вдруг измениться погода, что вызовет ухудшение дорог, понизится степень видимости, освещенности целей и т. п. Надо полагать, что предусмотрительного офицера, человека с закаленной волей эти изменения не застанут врасплох: их преимущества для себя он не преминет использовать, а возникшие затруднения — преодолеть.
Вводными учат офицера правильно реагировать на изменения обстановки в ходе боя — принимать целесообразные решения, оперативно действовать. Это основная задача, достигаемая вводными. Однако начальник ставит при этом и более широкую воспитательную цель, а именно, чтобы офицер, что называется, жил в обстановке боя, чувствуя малейшее изменение в ней. Для этого необходимо, живо реагируя на изменения в обстановке, соответствующими вводными тренировать взимание офицера, заставляя его быть наблюдательным.
В ходе исполнения решения уточняются некоторые сведения, приходится уточнять и свое решение, ставить подчиненным ряд новых задач и т. п. Могут возникнуть новые, иногда очень существенные задачи, требующие неотложного решения. Такое решение не может быть беспочвенным, а должно быть обосновано анализом обстановки, ее оценкой. Конечно, предвидение в значительной мере облегчит принятие решения, что характеризует офицера как руководителя.
В общих чертах следует рассмотреть такие вопросы, связанные с выполнением боевой задачи, как о внезапности, о закреплении успеха и др.
Не всегда возможно захватить противника совершенно врасплох. Также редко можно ожидать, что захваченный врасплох противник теряет всякую сопротивляемость. Рано или поздно противник благодаря известной глубине боевых порядков и их упругости приходит в себя и начинает давать отпор. Несмотря на это, элемент внезапности может иметь место в течение всего боя. Как правило, бой расчленяется во времени и в пространстве на ряд моментов, каждый из которых может быть в той или другой мере неожиданностью. Так, например, обороняющийся видит или хорошо представляет себе, в каком направлении наступает противник. Все же, если наступающий искусно применяется к местности и дойдет до рубежа атаки без ощутительных потерь, то, вырастая вдруг перед обороняющимся, он ошеломит его. Перенос огня в глубину, тем более ложный перенос, момент ввода в действие резерва, появление танков, орудий сопровождения и т. п. — все это не может быть заранее в точности известно противнику, чтобы он мог соответствующим образом изготовиться.
Таким образом, желание воздействовать на противника всякого рода неожиданностью, подавить его способность к сопротивлению должно руководить офицером не только при принятии решения, но также и в действиях на каждом этапе боя, в любой благоприятный момент. Вместе с тем такой образ действий требует от офицера и его подчиненных стремительности и настойчивости, инициативы и находчивости. Он связан с большим напряжением воли и требовательностью к подчиненным в целях обеспечения наибольшего успеха и высокой бдительности, чтобы самому не подвергнуться чему-нибудь неожиданному со стороны противника.
Весьма ответственными в бою являются кризисные моменты, когда соотношение сил начинает колебаться, так, что вот-вот решится вопрос, кто кого? В такие моменты боя от командира требуются огромная выдержка и решительность. Характерным в этом отношении является следующий пример.
Рота старшего лейтенанта Высота, наступая в составе батальона на сильно укрепленные позиции гитлеровцев, вела бой в глубине. Враг имел перевес в силах, в результате чего наши подразделения продвигались медленно. Но командир батальона все же продолжал наступление, твердо веря, что с минуты на минуту должен наступить критический момент, когда достаточно будет незначительного нажима, и оборона противника потеряет устойчивость. Того же мнения придерживались и командиры рот, которым, естественно, передавалась воля командира батальона.
Вскоре вражеская пехота при поддержке танков бросилась в контратаку. Наш батальон, спешно закрепившись, с трудом удерживался на рубеже. В этих условиях казалось, что о дальнейшем продвижении вперед не может быть и речи. Но это только казалось. Когда вражеские танки прошли сквозь боевые порядки батальона, тов. Высота первым поднял свою роту в атаку навстречу бегущей немецкой пехоте. Враг, ошеломленный непредвиденной дерзостью русских, частью повернул вспять и был истреблен огнем, частью уклонился в сторону, обнажив один из своих флангов. Тем временем рота офицера тов. Высота, не снижая темпа, ворвалась в удерживаемые противником укрепления и очутилась в тылу его разрозненных сил. Все это затем решило исход боя в нашу пользу.
Когда после боя старшего лейтенанта спросили, чем он руководствовался, принимая столь рискованное решение, он ответил:
— Я видел, что противник сильно потрепан нашим огнем. Его контратака была скорее признаком отчаяния или намерением ввести нас в заблуждение, чем надеждой восстановить положение. Не случайно, когда гитлеровцы перешли в контратаку, огонь из их укреплений почти прекратился; значит, резервы у них иссякли[11].
Острая наблюдательность, напряженная работа мысли, ясный и точный анализ обстановки и громадная выдержка — вот что необходимо для решения задач, подобных той, которую решил старший лейтенант Высота.
Бывают такие моменты в бою, когда силы крайне напряжены, как будто все уже испробовано и кажется, что противника одолеть нельзя и задача остается неразрешимой. Создается тяжелое кризисное положение, которое неизвестно когда и чем закончится. Но если вникнуть в обстановку, то станет ясно, что и противник не в лучшем положении. В таком случае все зависит от того, кто проявит большую выдержку. Такие случаи могут иметь место не только в больших сражениях, но и в условиях затянувшегося боя.
Особенно тяжелый момент — это штыковой удар, требующий исключительно высоких физических и нравственных напряжений. Рукопашная схватка должна завершить атаку или контратаку, и никакой маневр те может ее заменить. Маневр ставит свои войска в наивыгоднейшее положение, но реализовать преимущества этого положения можно только в логическом завершении столкновения, то есть в рукопашной схватке. Иной противник, может быть, не примет штыкового боя — сдастся или отступит. Но надо всегда иметь в виду крепкого противника, готового к рукопашному бою. Кроме того, надо иметь в виду, что именно инициатива атакующего, навязывающего рукопашную схватку, способствует окончательной деморализации противника, заставляя его сдаться или отступить. Выбор как рубежа атаки, так и момента для броска вперед часто предоставляется самому офицеру, ведущему солдат в бой. Этот выбор стоит многих самых больших решений, закаляющих его волю.
Какими удачными ни были бы решения и действия офицера, ой не может считать свою задачу выполненной, если не закрепил достигнутого успеха. Иногда кажется, особенно если операция развивается успешно, что пауза в наступлении слишком короткая, чтобы тратить силы на укрепление занятого рубежа. Но офицер должен понимать, что незакрепленный успех может обернуться поражением, в моральном отношении тем более тяжелым, чем большим был этот успех. Задача закрепления успеха может стоять не только в условиях наступления, но и в условиях обороны: когда успешно отражена атака противника, следует восстановить оборонительные сооружения, нарушенную систему огня и, учтя опыт, зная уже сильные и слабые стороны своей обороны, предпринять все, чтобы ее улучшить.
Закрепление успеха мыслится не только в материальном отношении, в смысле оборудования позиции, но и в моральном. Разумеется, любой успех благоприятно отражается на морально-боевом состоянии войск. Но офицер не может полагаться на самотек, а обязан сделать все, чтобы успех, его значение дошли до сознания каждого солдата. Тогда эффективнее будут и его усилия по закреплению успеха.
Характер решений, принимаемых офицером в процессе выполнения задачи, свидетельствует о том, насколько он целеустремлен и активен. В своем стремлении к цели офицер в этих решениях может иногда проявить инициативу не меньшего значения, чем в основном решении. Важно, чтобы эта инициатива не шла вразрез с приказом или с замыслом старшего командира, чтобы она не мешала своим соседям выполнять их задачи. Офицер должен быть уверен, что такая инициатива всегда найдет одобрение со стороны начальника и встретит его поддержку.
Инициативный офицер оперативно реагирует на новые данные об обстановке, причем, если это нужно, даже меняет первоначально намеченный план. Например, в боях на реке Белой в 1919 году Чапаев выбрал участок переправы и тщательно подготавливал ее. Он наметил произвести переправу в ночь на 8 июня, но, узнав, что противник отвлечен действиями соседней 26-й дивизии, начал ее на день раньше.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О воспитании волевых качеств советского офицера"
Книги похожие на "О воспитании волевых качеств советского офицера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Израиль Будовский - О воспитании волевых качеств советского офицера"
Отзывы читателей о книге "О воспитании волевых качеств советского офицера", комментарии и мнения людей о произведении.