Александр Амфитеатров - Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков"
Описание и краткое содержание "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков" читать бесплатно онлайн.
В Евангелие от Марка написано: «И спросил его (Иисус): как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, ибо нас много» (Марк 5: 9). Сатана, Вельзевул, Люцифер… — дьявол многолик, и борьба с ним ведется на протяжении всего существования рода человеческого. Очередную попытку проследить эволюцию образа черта в религиозном, мифологическом, философском, культурно-историческом пространстве предпринял в 1911 году известный русский прозаик, драматург, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик Александр Амфитеатров (1862–1938) в своем трактате «Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков». Опыт был небезуспешный. Его книгой как справочником при работе над «Мастером и Маргаритой» пользовался великий Булгаков, создавая образы Воланда и его свиты. Рождение, смерть и потомство дьявола, бесовские наваждения, искушения, козни, адские муки, инкубы и суккубы, ведьмы, одержимые, увлечение магией и его последствия, борьба Церкви с чертом и пр. — все это можно найти на страницах публикуемой нами «энциклопедии» в области демонологии.
213
Хлысты (искаженное от «христы», самоназвание — «люди Божьи») — религиозная секта, возникшая в России в конце XVII в. Основателем секты считается костромской крестьянин Даниил Филиппович. Не признают священников и поклонение святым, отвергают так называемые священные и церковные книги. Основой вероучения является представление о возможности прямого общения человека со Святым Духом и воплощение Духа в конкретных людях, которые становятся «христами» и «богородицами». Главное место в идеологии хлыстовства занимает проповедь аскетизма. Собрания хлыстов проходят в форме радений (молитвы, сопровождаемые плясками), участники которых доходят до религиозного экстаза.
214
Дервиши (букв. с перс. — «бедняки», «нищие») — мусульманские мистики, приверженцы суфизма. Известны с XI в. Объединяются в общины и ордена — «братства», которые имеют свои уставы, духовную иерархию, обители, культ подвижников. Основу учения составляет идея личного общения человека с Богом путем мистического экстаза (от молчаливого созерцания и самоуглубления до общих молений вслух, сопровождаемых пением, музыкой, ритуальными танцами).
215
Св. Евстахия Падуанская († 1469) — блаженная, монахиня-бенедиктинка.
216
Перроне Джованни (1794–1876) — итальянский богослов, иезуит; автор произведений «Богословические лекции, которые Иоанн Перроне читал в Римской коллегии Общества Исуса» (в 9 т.; первый том вышел в 1835 г.), «Иерологические лекции в краткой редакции» (в 4 т.; 1845) и др.
217
Св. Григорий Турский († 593/594) — епископ Турский, историк, агиограф; автор «Истории франков» (в 10 кн.) и др. произведений.
218
…Мёнтальской обители… — точнее, Шёнтальской (Schöntal) обители.
219
Св. Перегрин — Трудно определить, кто именно имеется в виду, так как есть несколько святых с этим именем.
220
Гервасий (Гервазий) Тильбюрийский (Тильсберийский) (1150-е/нач. 1160-х — 1228) — писатель, государственный деятель, по словам французского историка Жака ле Гоффа, «самый яркий пример человека с научным мышлением», автор ряда сочинений.
221
Св. Филипп из Арджироне (из Агиры) († I или V век) — Сведений об этом святом почти не сохранилось, наиболее почитаем на Сицилии.
222
Св. Кутберт († 687) — епископ Линдисфарнский, бенедиктинец.
223
…остров Farne. — Имеется в виду один из островов Фарн, расположенных на северо-востоке Англии.
224
Св. Вильгельм (Гильом) Оранский (Желлонский, Оранжский) — граф Тулузский, герцог Аквитанский, маркиз Септимании, полководец, позже монах-бенедиктинец; популярный персонаж средневековой литературы.
225
Угоне (Гюон) Альвернийский (Овернский) — персонаж средневековой поэмы XIV–XV вв.
226
Св. Сульпиций. — Возможно, имеется в виду св. Сульпиций Север († 420-е — 432), латинский христианский агиограф и историк.
227
…демон Тутивилл… — В Средние века возникает обширная номенклатура «отвечающих» за определенные человеческие грехи демонов, в числе которых «Тутивилл» — демон-писец, пародирующий соответствующего ему ангела-писца и ведущий «книгу грехов».
228
Гильдеберт — Хилидеберт I (ок. 498?—558) — король франков (с 511 г.).
229
…«Фауст» начинался собранием демонов в церкви. — В «Материалах к „Фаусту“» немецкого просветителя Готхольда-Эфраима Лессинга (1729–1781) приводится план пролога пьесы: «Старый собор. Звонарь и его сын, только что отзвонившие полночь или собирающиеся звонить. Сборище чертей-невидимок, сидящих на алтарях и совещающихся о своих делах. Несколько самых ловких чертей появляются перед Вельзевулом, чтобы отдать отчет в своих деяниях. Один ввергнул город в пламя, другой потопил в бурю целый флот. Третий осмеивает их за то, что они берутся за такие ничтожные дела. Он похваляется тем, что соблазнил святого, уговорив его напиться, и тот в опьянении совершил клятвопреступление и убийство. Это наводит на беседу о Фаусте, которого не так-то легко совратить. Третий черт берется за сутки сделать его достоянием ада».
230
Дамаскин (Кононов; 1795–1881) — игумен Валаамского Спасо-Преображенского мужского ставропигиалыгого монастыря в 1839–1881 г., время, которое называли «началом внешнего процветания монастыря при высокой внутренней монашеской жизни», а самого игумена — «строителем Валаама».
231
Алькуин (Алкуин; псевдоним — Flaccus Albums) (ок. 735–804) — аббат монастыря Св. Мартина в Туре, ученый, богослов, писатель, друг и советник Карла Великого.
232
«Слово святого Нифонта…» — Речь идет о святителе Нифонте Констанцском (Кипрском) († IV в.). Житие св. Нифонта Констанцского в переводе с греческого широко известно в древнерусских списках. В юности, следуя наущению бесов, он вел разгульную и распутную жизнь. Когда же будущий святой раскаялся и обратился к благочестию, бесы еще долгое время, являясь ему в видениях, угрожали, искушали его и вызывали на догматические споры, внушая еретические мысли. Став праведником-аскетом, Нифонт получил особую способность видеть бесовские «козни», поэтому в житии много эпизодов, когда Нифонт уличает бесов, толкающих людей на греховные поступки, влекущих их к мирским развлечениям и т. д.
233
…одного из князей своих Лазиона… — См.: О бесовском князе Лазионе // Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Сказания, легенды, повести, сказки и притчи. Вып. I / Под ред. Н. И. Костомарова. СПб., 1860. С. 207–208.
234
«О танцующей девице» — рукопись XVII в. Также была опубликована в издании «Памятники старинной русской литературы…» под редакцией Н. И. Костомарова.
235
Берсюир Петр (Пьер) (ок. 1290–1362) — аббат монастыря Сент-Элуа в Париже, бенедиктинец, один из образованнейших людей своего времени, переводчик (осуществил первый перевод «Декад» Тита Ливия на старофранцузский язык), писатель.
236
Пселл Михаил (1018—ок. 1078 или ок. 1096) — византийский политический деятель, ученый, писатель.
237
…грек Суида… — Во времена Амфитеатрова считалось, что Суида — имя автора византийского энциклопедического словаря (лексикона) X в. под названием «Суида» (Суда, Свида). В наши дни придерживаются мнения, что автор словаря неизвестен. В объяснении термина «Суида» ученые расходятся. Лексикон включает множество сведений по филологии, истории, искусству, естествознанию, т. е. является суммарным сводом византийского культурного наследия той эпохи; содержит также многочисленные статьи по библейской тематике.
238
Шарко Жан Мартэн (1825–1893) — французский врач-невропатолог, один из основоположников современной невропатологии и психиатрии; создатель Парижской психоневрологической научной школы.
239
Рише Шарль Робер (1850–1935) — французский физиолог и психолог; лауреат Нобелевской премии по медицине (1913). Помимо прочего, вновь открыл для читателей полузабытый мир первых магнетизеров Ф.-А. Месмера и А.-Г. Пюисегюра, их исследования сомнамбулизма; интересовался спиритическими опытами медиумов.
240
Гюисман — Гюисманс Шарль Мари Жорж (литературное имя — Жорис Карл) (1848–1907) — французский писатель.
241
Н. К. Михайловский — Михайловский Николай Константинович (1842–1904), русский публицист, социолог, один из теоретиков народничества, литературный критик.
242
«La Bas» — «Там внизу» (фр.), роман (1891).
243
«Аи Rebours» — «Наоборот» (фр.), роман (1884).
244
…Гиппиус… Брюсов и т. д. — Так, З. Н. Гиппиус подозревает в «Злом Духе» «непонятого учителя Великой красоты» («Гризельда», 1893); у В. Я. Брюсова см. повесть «Огненный ангел» (1907–1908).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков"
Книги похожие на "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Амфитеатров - Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков"
Отзывы читателей о книге "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков", комментарии и мнения людей о произведении.