Александр Амфитеатров - Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков"
Описание и краткое содержание "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков" читать бесплатно онлайн.
В Евангелие от Марка написано: «И спросил его (Иисус): как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, ибо нас много» (Марк 5: 9). Сатана, Вельзевул, Люцифер… — дьявол многолик, и борьба с ним ведется на протяжении всего существования рода человеческого. Очередную попытку проследить эволюцию образа черта в религиозном, мифологическом, философском, культурно-историческом пространстве предпринял в 1911 году известный русский прозаик, драматург, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик Александр Амфитеатров (1862–1938) в своем трактате «Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков». Опыт был небезуспешный. Его книгой как справочником при работе над «Мастером и Маргаритой» пользовался великий Булгаков, создавая образы Воланда и его свиты. Рождение, смерть и потомство дьявола, бесовские наваждения, искушения, козни, адские муки, инкубы и суккубы, ведьмы, одержимые, увлечение магией и его последствия, борьба Церкви с чертом и пр. — все это можно найти на страницах публикуемой нами «энциклопедии» в области демонологии.
133
«Légende des siècles» — «Легенда веков» (фр.), лиро-эпическое собрание исторических преданий и легенд, воскрешающих библейские, античные и средневековые образы. Публиковалась в 1859, 1877 и 1883 гг., отрывок дается в переводе А. Сагаловой и П. Предбанниковой.
134
…Враги, не совершив ловитвы. — Отрывок из упоминавшейся уже «Баллады, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди» Р. Саути в переводе В. А. Жуковского.
135
Ириней Лионский († ок. 200/203) — святой, епископ Лионский, Отец Церкви, один из ведущих христианских богословов.
136
«…Сопротивляйтесь дьяволу, и он убежит от вас!» — В действительности данное высказывание принадлежит святому апостолу Иакову (Иаков, 4:7).
137
Тарновский. — Здесь и далее, возможно, цитируется одна из книг русского писателя Терновского Филиппа Алексеевича (1838–1884), автора трудов «Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси», «Московские еретики в царствование Петра I и полемические сочинения против них», «Материалы для истории мистицизма в России» и др., или его брата, Терновского Сергея Алексеевича (1848–1916), богослова, автора трудов «Краткий очерк библейской археологии», «Очерки по церковной географии и этнографии» и др.
138
Св. Феодосий Печерский († 1074) — игумен Киево-Печерский, церковный деятель, автор ряда посланий, «слов», «поучений», писатель. Житие Феодосия было составлено преподобным Нестором-летописцем, одним из составителей «Повести временных лет».
139
Св. Пахомий Великий († 346) — подвижник, аскет, основатель общежитских монастырей в Египте.
140
Св. Иларион Великий († 371) — аскет, отшельник, основатель монашества в Палестине.
141
Св. Пелагея (Пелагия) Антиохийская (Елеонская, Палестинская) († 457) — святая, подвизавшаяся в мужском образе после принятия монашеского пострига.
142
«Искушение св. Антония» — драматическая поэма в прозе, написанная Г. Флобером (1821–1880) по мотивам жития христианского отшельника III–IV вв. (1849 — первая редакция, 1874 — вторая редакция). Идея «инсценировать» сюжет из жизни святого возникла у Флобера после знакомства с картиной Питера Брейгеля «Искушение св. Антония».
143
Св. Макарий Александрийский (Новый, Градский) († ок. 394–395) — иеромонах, подвижник, церковный писатель, чудотворец.
144
«Thaïs» — «Таис» (1890), философский и историко-психологический роман А. Франса (1844–1924); события в книге разворачиваются в эпоху гибели античного мира и зарождения христианства.
145
Мейербер Джакомо, (1791–1864; настоящее имя — Якоб Либман Бер) — оперный композитор, по происхождению еврей, по музыкальному образованию немец. Жил и работал в Италии, во Франции и в Германии. Наиболее известная опера — «Роберт-Дьявол» (1831).
146
«La Tentation» — «Искушение» (фр.).
147
Руфин Аквилейский (ок. 345–410 или 411) — священник, богослов, церковный писатель, переводчик.
148
Св. Франческа Римлянка (Римская) († 1440) — мистик, провидица, основательница Общества облаток Елеонского бенедиктинского монастыря при одном из римских храмов, автор «Видений».
149
Аввакум, протопоп (1620–1682) — один из основоположников старообрядческого раскола, писатель, вместе с тремя другими раскольниками-учителями был сожжен на костре. Замечательным памятником русской литературы является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», то есть его автобиография.
150
Прокопович Феофан (1681–1736) — церковный и общественный деятель, украинский и русский писатель, епископ, позже архиепископ, сподвижник царя Петра I.
151
«Легендарные характеры (Опыт систематического обозрения)» — цикл очерков Н. С. Лескова (первое издание — 1892).
152
Исаакий, затворник Печерский — см. примеч. к с. 67.
153
Губерт (Гвиберт) Ножанский (1053, 1055 или 1064–1124) — аббат монастыря Св. Марии в Ножане, бенедиктинец, хронист, автор книги «Деяния Бога через франков», хроники о Первом крестовом походе 1096–1099 гг. и др.
154
Св. Иаков Галицийский — Иаков Зеведеев, Старший — один из двенадцати апостолов, призванных к служению Иисусом Христом; особо почитаем в Испании, где (в Галисии, в Сантьяго-де-Компостела), по преданию, хранятся мощи святого.
155
В Евфросиновом «Отразительном писании»… — Имеется в виду произведение «Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» (1691) Евфросина (2-я пол. XVII в.), принимавшего деятельное участие в жизни старообрядческого раскола XVII в. и имевшего много учеников и последователей. Евфросин был противником «самоубийственных смертей».
156
Св. Макарий Египетский, Великий († 390 или 391) — монах, отшельник, согласно преданию, автор многочисленных трудов, считается устроителем такой формы монашеского проживания, как скитничество.
157
Шеффер Ари (1795–1858) — французский живописец, представитель романтизма. Его полотна религиозного содержания часто репродуцировались в гравюре, в том числе «Искушение Христа» (1855), картина, упомянутая в тексте Амфитеатрова.
158
…огненный дьявол нашего Репина… — Имеется в виду картина И. Е. Репина «Искушение Христа» («Иди за мною, Сатано!»; 1901–1903).
159
(Островский. Комик XVII ст.) — отрывок из стихотворной комедии А. И. Островского «Комик XVII столетия» (1872), написанной для праздничной постановки в народном театре по случаю 200-летнего юбилея русского театра. Действие происходит в 1672 г.
160
Св. Авраамий (Авраам) Сирийский (†?) — пустынник.
161
«Слово об иноце, молившемся Богу, дабы был, яко Иов или яко Исаак». — Подробнее о нем см.: Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968.
162
Св. Норберт, епископ Магдебургский († 1134) — основатель ордена премонстратов (норбертинцев).
163
Св. Никита Печерский († 1108) — епископ Новгородский.
164
Св. Симеон Тревирский, Трирский († 1035) — отшельник.
165
«Почта духов» — «Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами» — журнал, который в 1789 г. выпускал И. А. Крылов. В отличие от обычных периодических журналов «Почта духов» являлась сборником сатирических новелл и публицистических фельетонов, объединенных единством композиции и наличием персонажей, проходящих через ряд писем.
166
Сеньковский (Сенковский) Осип Иванович (1800–1858) — ориенталист, критик и журналист, родом поляк. Автор многочисленных научных и литературных статей, романов и повестей, в свое время пользовавшихся большой популярностью. Фантастический фельетон «Большой выход у Сатаны» был опубликован в 1832 г.
167
«Péchés primitifs» — «Грехи изначальные» (фр.). Первое издание — 1912 г.
168
…Гоголева «Проклятого места»… — Имеется в виду повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место» («Вечера на хуторе близ Диканьки»; 1832).
169
Пан Твардовский — герой польских народных легенд, шляхтич-чернокнижник, продавший душу дьяволу.
170
…Но о Риме позабыл. — Здесь и далее отрывки из баллады А. Мицкевича «Пани Твардовская» приводятся в переводе А. М. Ревича.
171
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков"
Книги похожие на "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Амфитеатров - Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков"
Отзывы читателей о книге "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков", комментарии и мнения людей о произведении.