» » » » Александр Амфитеатров - Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков


Авторские права

Александр Амфитеатров - Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Амфитеатров - Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательская Группа «Азбука-классика», год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Амфитеатров - Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков
Рейтинг:
Название:
Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков
Издательство:
Издательская Группа «Азбука-классика»
Год:
2010
ISBN:
978-5-9985-0677-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков"

Описание и краткое содержание "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков" читать бесплатно онлайн.



В Евангелие от Марка написано: «И спросил его (Иисус): как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, ибо нас много» (Марк 5: 9). Сатана, Вельзевул, Люцифер… — дьявол многолик, и борьба с ним ведется на протяжении всего существования рода человеческого. Очередную попытку проследить эволюцию образа черта в религиозном, мифологическом, философском, культурно-историческом пространстве предпринял в 1911 году известный русский прозаик, драматург, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик Александр Амфитеатров (1862–1938) в своем трактате «Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков». Опыт был небезуспешный. Его книгой как справочником при работе над «Мастером и Маргаритой» пользовался великий Булгаков, создавая образы Воланда и его свиты. Рождение, смерть и потомство дьявола, бесовские наваждения, искушения, козни, адские муки, инкубы и суккубы, ведьмы, одержимые, увлечение магией и его последствия, борьба Церкви с чертом и пр. — все это можно найти на страницах публикуемой нами «энциклопедии» в области демонологии.






91

Auber — Обер Шарль-Огюст (1804–1892), французский аббат, историк, историограф диоцеза Пуатье.

92

Св. Ведаст — он же св. Гастон, († 540), первый епископ Аррасский, затем Камбрейский.

93

Сильвестр II (в миру Герберт Орильякский; ок. 945—1003) — папа римский (с 999 г.), ученый, знаток математики, физики, химии. Занятия папы Сильвестра II наукой и связи с арабским миром породили слухи о том, что он продался дьяволу. Сильвестр II был одним из прототипов легенды о докторе Фаусте.

94

Корнелий Агриппа Неттесгеймский — Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм (1486–1535), ученый, философ-оккультист, врач, автор трактата «О сокровенной философии» (1510, первое издание — 1533) и др. работ.

95

Лохвицкая-Жибер Мирра (Мария) Александровна (1869–1905) — русская поэтесса.

96

Петр Капуанский (ум. 1214) — кардинал, папский легат во время Четвертого крестового похода, богослов.

97

Св. Бенедикт Нурсийский († ок. 547) — Отец Церкви, основатель западного монашества.

98

…в немецкой сказке, записанной Гриммами… — Известна под названием «Неблагодарный сын».

99

Св. Патрикий (V в.) — епископ, покровитель Ирландии.

100

Св. Готфрид († 1115) — епископ Амьенский.

101

Св. Бернард Клервоский († 1153) — монах-цистерианец, основатель и аббат монастыря Клерво, Учитель Церкви, мистик, богослов, один из наиболее влиятельных церковных деятелей своего времени.

102

Синистрари д’Амено Луиджи Мариа (1622–1701) — монах-францисканец, ученый, автор многочисленных трудов. Далее речь идет о его книге «De Daemonialitate» (напечатана в 1875).

103

Св. Иларий — видимо, имеется в виду св. Иларий Галеатский († 558), отшельник, основатель монастыря Галеата.

104

Преподобный Исаакий, Затворник Печерский († ок. 1090) — инок, память его празднуется 27 февраля.

105

М. Толстой — Толстой Михаил Владимирович (1812–1896), церковный писатель, историк.

106

…Зигмунта Красинского… — Красиньский Зыгмунт (1812–1859), польский романтик, писатель, драматург. «Небожественная комедия» (1833) — первая выдающаяся пьеса автора.

107

Св. Гильберт, — Трудно определить, кто именно имеется в виду: св. Гильберт Неффонтеский († 1152), основатель и приор мужской обители премонстрантов в Неффонтене, или Гильберт Санпрингамский († 1189), основатель ордена гильбертинцев.

108

Св. Одран († 452) — первый ирландский христианский мученик, возничий св. Патрикия.

109

Св. Фома — здесь и далее — Фома Аквинский — см. примеч. к с. 43.

110

«Повесть о Савве Грудцыне» — литературный памятник XVII века (предположительно 1660-1670-е), русская светская повесть.

111

Св. Мария Антиохийская (†?) — дева, память ее празднуется 29 мая.

112

Петр Преподобный — св. Петр Достопочтенный, Клюнийский († 1156), аббат, при котором Клюнийский монастырь стал вторым по значению после Рима центром христианской культуры; богослов; под его руководством был осуществлен первый перевод Корана на латынь.

113

Гонорий из Отена — Гонорий Отенский (Августодунский) (1-я пол. XII в.), монах, богослов, философ, писатель.

114

Лактанций Люций Целий Фирмиан († ок. 320) — Отец и Учитель Церкви, философ, апологет.

115

Св. Августин — Августин Блаженный — см. примеч. к с. 29.

116

Св. Бонавентура († 1274) — епископ Албанский, Учитель Церкви, схоласт, доктор богословия, мистик, обладатель почетного титула «Doctor Seraphicus».

117

Бонифаций VIII (ок. 1235–1303) — папа римский (с 1294 г.).

118

Боден Жан (1530–1596) — французский политический мыслитель, теоретик естественного права, правовед. Далее речь идет о его книге «Демономания колдунов» (первое издание — 1578).

119

Барбаро Ермолай (Эрмолао) (1454–1493) — патриарх Аквилейский, ученый, гуманист, переводчик работ Темистия, Плиния, исследователь философского наследия Аристотеля, автор многочисленных писем-трактатов.

120

Пассаванти Якопо (1302–1357) — монах-доминиканец, проповедник, богослов, автор книги «Зерцало истинного благочестия».

121

П. Б. Струве — Струве Петр Бернгардович (1870–1944), русский общественно-политический деятель, философ, историк, экономист, публицист.

122

Фра Филиппо Сиемский — Фра Филиппо Агаццари, Сиенский (1339–1422), монах-августинец, автор книги «Gli Assemri» («Примеры для подражания»).

123

…Самиэль Веберова «Волшебного стрелка», — Сюжетом оперы «Волшебный стрелок» (впервые поставлена на сцене в 1821 г.) Карла Марна фон Вебера (1786–1826) послужила старинная, широко распространенная в Германии и Чехии легенда о юноше, заключившем договор с дьяволом. Заколдованные пули, полученные от «черного охотника» Самиэля, принесли юноше победу в стрелковом состязании, однако последняя пуля смертельно ранила его невесту.

124

…знаменитую стену между Англией и Шотландией… — Имеется в виду построенный в 122 г. «Вал Адриана», длина стены которого достигает 118 км.

125

..мост через Дунай в Регенсбурге… — Об истории строительства «чертова моста» рассказывает в своей статье «Архитектор в эпоху Средневековья» известный искусствовед В. П. Зубов (Советское искусствознание. М., 1985. Вып. 19. С. 303): «Одна статуя помещена под крышей собора между другими фигурами для стока воды в виде человека, всем корпусом наклонившегося вниз, другая — на мосту в виде обнаженного юноши, сидящего верхом на камне с надписью „Как жарко!“ и с лицом, обращенным к собору. Легенда связала эти две фигуры с постройкой в XII веке моста через Дунай. Строитель моста будто бы бился об заклад с архитектором собора, кто скорее окончит свою работу. При помощи дьявола он опередил соперника, который от огорчения бросился с крыши собора и убился до смерти».

126

…другие, так называемые «чертовы мосты». — В данный список входит и Чертов мост в Альпах, которым в 1799 г. прошел под огнем неприятеля, над страшной пропастью великий А. В. Суворов со своим войском.

127

рисунки для Кёльнского и Ахенского соборов… — Ахенский собор был заложен в 798 г. на месте разрушенных римских терм — самое место для нечистой силы! В его стенах неоднократно наблюдали полтергейст, явления призраков, из рук священника во время литургии зачастую кто-то вырывал чашу с претворенным в кровь Христову вином, швырял ее под ноги самым недостойным из прихожан. А в постройке Кёльнского собора (заложен в 1248 г.) принимал участие сам Альберт фон Больштедт, прозванный Альбертом Великим. О нем см. примеч. к с. 246.

128

Св. Олаф II Харальдссон, король Норвегии († 1030) — креститель и просветитель норвежцев, покровитель Норвегии. В России во имя св. Олафа были освящены храмы в Новгороде (в котором он жил несколько лет) и в Старой Ладоге, где он проездом гостил у посадника Рёгнвальда Ульвсона.

129

Wind und Wetter — Ветер и Гроза (нем.).

130

Н. П. Аксаков — Аксаков Николай Петрович (1848–1909), богослов-историк и канонист.

131

Н. П. Вагнер — Вагнер Николай Петрович (1829–1907), ученый-зоолог, писатель.

132

Св. Арсений Коневский (Коневецкий) († 1447) — новгородец, отшельник, основатель Коневского (Коневецкого) монастыря.

133


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков"

Книги похожие на "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Амфитеатров

Александр Амфитеатров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Амфитеатров - Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков"

Отзывы читателей о книге "Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.