» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






родовой наследственной собственности встречалось между евреями лишь в редких исключительных случаях88. Такой исключительный случай представляет, например, отмеченный еще

в Domesday Book факт приобретения евреем Манассией земельного владения в Оксфордшире89. Впоследствии такие случаи приобретения имений покупкой почти не встречаются.

Ссудо-залоговые операции, напротив, как мы видели, получили

между английскими евреями более широкое и исключительное распространение, чем в какой-либо иной из стран средневековой Европы. Еврей с самого начала являлся в Англии не

столько торговцем, сколько именно ростовщиком. Неудивительно поэтому, что и в Англии путем залоговых операций в руках

евреев скопились крупные земельные владения90. Зомбарт

прямо называет их «наследниками богатых крупных землевладельцев» Англии91. Однако само собою разумеется, такое

86 Muller. Responsen, № 189, s. 39; Anhang23.

87 Mon. Boica, IV, s. 85 f., № 115.

88 Goldschmidt. S. 68-69.

89 Blicestone. Domesday I, 160, b. 2.

90 J. Jacobs в Anglo-Jewish Exhibition papers. P. 33 f.; Gress. Там

же. P. 173; Round. Ancient Charters. P. 82. Огромная масса в большей своей части еще неразработанного материала собрана у Madox’а: History of the Exchequer. Т. I. С. 7.

91 Зомбарт. Современный капитализм. Т. I. С. 246.

312

залоговое держание не представлялось, с одной стороны, равносильным с полной собственностью на приобретаемую таким

путем землю. «Если они (евреи. — А.Т.) держали землю, то это

был залог, которым они владели, а не имение, на которое они

имели полные права», - так характеризует Кеннингэм еврейское землевладение в Англии92. С другой стороны, мы не имеем

никаких оснований предполагать со стороны евреев эксплуатацию таких заложенных им земель. Получая в залог то или

иное поместье, еврей-заимодавец, естественно, не становился вместе с этим сельским хозяином и не изменял своей профессии.

Таким образом, и среди английских евреев землевладение (а не

залоговое держание земель) и собственно земледельческое хозяйство распространено было так же мало, как и среди евреев

континентальной Европы.

Итак, подводя итоги нашему обзору экономического положения западноевропейских евреев за время с восьмого по одиннадцатое столетие, мы можем констатировать прежде всего возвращение их к привычным условиям городской жизни и к занятию почти исключительно городскими профессиями. Землевладение, то есть собственно сельское землевладение, связанное с сельскохозяйственной эксплуатацией различных земельных угодий, если и встречается в редких случаях, то лишь в

первую половину средневековья; начиная же с двенадцатого

столетия евреи владеют землей почти исключительно лишь в

качестве залога. Исключение представляют только испанские

евреи, среди которых не только землевладение, но и земледелие встречались до позднейшего средневековья. Однако и в

жизни испанских евреев ни то, ни другое не являлось типичным или господствующим родом экономической деятельности.

Преобладающим родом деятельности евреев в Испании и, в

особенности, в Италии являлись ремесленная промышленность

и различные интеллигентные профессии, торговля же и денежные операции, на почве которых евреи почти с самого начала

описываемого периода встречались с могущественной конкуренцией со стороны туземного населения, стояли на втором

плане. Напротив, в странах средней и северной Европы - во

Франции, Германии, Англии - именно торговля и денежные

92 Кеннингэм. С. 171. Джекобе полагает даже, что при вступлении

во владение поместьями, так же как и при занятии всякой общественной должности, требовалось формальное признание христианства и

принесение присяги (Jacobs. Jews in Angevin England. P. XI).

313

операции, в области которых евреи здесь в течение долгого времени почти не имели конкурентов, оказывались если, быть может, и

не исключительно распространенными, то, во всяком случае, наиболее типичными для туземных евреев профессиями.

В том и другом случае деятельность евреев оказывалась в

описываемое время одинаково полезной и необходимой. В Италии евреи-ремесленники заняты были преимущественно, как

мы видели, в новых родах ремесла, мало еще распространенных и частью даже вовсе незнакомых местным ремесленникам, именно, в шелкопрядении и красильном деле, либо работали в

различных отраслях промышленности и обслуживали более

широкие круги населения в местностях с малоразвитой местной промышленностью, например, в Сицилии и частью в южной Италии и Сардинии. Не менее полезной и ценимой со стороны населения была, как мы видели, и деятельность итальянских

евреев в качестве врачей, переводчиков и представителей иных

свободных профессий. Как в Италии деятельность евреев-ре-

месленников, так в других странах роль их в качестве пионеров

торговли и впоследствии в качестве менял и банкиров оказывалась также необходимой на тех начальных стадиях экономического развития, на каких находились еще в то время государства средней и северной Европы. Значение и роль евреев в первоначальном развитии торговли и городской жизни средневековой Европы в достаточно определенных и недвусмысленных выражениях констатированы были, как мы знаем, еще в конце одиннадцатого столетия в грамоте шпейерского епископа, имевшей

целью привлечение евреев в епископский город.

В противоположность тем условиям, в каких началась еврейская диаспора в древности в эллинистическую эпоху, когда поток еврейской эмиграции в пределы эллинистических

государств сталкивался с таким же встречным потоком, стремившимся из Греции, и когда результатом явилась ожесточенная конкуренция на почве торгово-промышленной деятельности между евреями и греками, легшая, как мы видели, в основу позднейших враждебных отношений и взаимной ненависти, евреи при своем проникновении в страны Западной

Европы в течение почти всей первой половины средневековья

либо не встречали конкуренции со стороны туземного населения, либо, сразу же вынужденные отказаться от такой конкуренции в одних родах экономической деятельности, избирали

себе такие профессии, в которых они не имели бы конкурентов. Таким образом, экономическая деятельность евреев За314

падной Европы в описываемое время либо протекала параллельно с производительной деятельностью туземцев, не сталкиваясь с нею, как это было в Италии, либо еще не успела

прийти в столкновение с аналогичной деятельностью местного населения вследствие того, что эта последняя получила свое

развитие значительно позже, лишь к самому концу описываемого периода. Почвы для взаимных столкновений, благодаря

этому, еще не существовало, и мы действительно в течение

всего описываемого периода времени так же, как и в предшествовавшую меровингскую эпоху, не только не видим той

ожесточенной вражды, какая отличала собою отношения нееврейского населения к евреям в древности и в эпоху позднейшего средневековья, но, напротив, нередко наблюдаем

даже совершенно обратные отношения. Одна только церковь, в лице отдельных своих представителей, продолжала восставать против всякого общения и сближения с иудеями, однако

ее запреты не находили в это время ни малейшего сочувствия

в среде более широких слоев населения и оставались гласом

вопиющего в пустыне.

Обращаясь к фактам, характеризующим взаимные отношения, существовавшие в описываемую эпоху между христианами и евреями, мы прежде всего можем констатировать почти полное отсутствие данных о каких-либо открытых враждебных выступлениях против евреев, за исключением немногих отдельных духовных лиц, вроде Ратерия Веронского, Аго-

барда и Амулона, епископов лионских. Напротив, почти все

современные данные рисуют нам совершенно обратную картину, свидетельствующую в большинстве случаев о благожелательных, а в отдельных случаях даже о дружественных отношениях между христианами и евреями. В Италии, например, отношение к евреям в десятом веке в общем было настолько благоприятным, что, как мы видели, епископ веронский, представлявший в этом отношении как бы исключение, вынужден был специально оправдывать свои враждебные

чувства в отношении евреев93. Тот же положительный характер сохранили взаимоотношения итальянских евреев с окружавшей их христианской средой и в течение последующих

столетий94. Мы не говорим уже об Испании мусульманского

времени, в которой евреи находились не только в благоприят93 Ratherii. Opera. P. 335 sq.

94 Gudemann. Geschichte… der Juden in Italien. S. 72.

315

ном, но можно сказать даже в привилегированном положении. Однако не только в Италии и Испании, странах, где положение евреев и в последующее время продолжало долгое


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.