» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






видимому, преимущественно о городском или пригородном землевладении. Единственный случай собственно загородного землевладения представляют, по-видимому, только те поместья, права на которые, по иску двух евреев-землевладельцев, утверждены были императором Людовиком Благочестивым. О сельском характере этих поместий свидетельствует наличность в

них обработанной и необработанной земли, из чего можно заключить об их обширности, так и принадлежность к ним различных угодий. Местоположение их неизвестно. Но, по всей

вероятно, они находились где-либо в южной Франции, возможно, в нарбоннской области, где согласно сообщению папы Стефана III еврейское землевладение успело получить более широкое распространение, по-видимому, за время арабского господства в этой местности59. Впрочем и здесь, по-видимому, еврейское землевладение, как мы видели только что, не оказалось

прочным и продолжительным.

И впоследствии попадаются отдельные известия относительно еврейского землевладения и земледелия во Франции. Так, в

XI веке упоминаются евреи-земледельцы в Бургундии60. Известен даже случай пожалования представителю еврейской общины в Нарбонне (следовательно, горожанин) местного поместья, которого «никто не мог отнять у него»61. Впрочем, такие сообщения крайне редки и немногочисленны и представляют, таким

образом, как бы исключения, подтверждающие правило. Еврейское землевладение в более обширных размерах образовалось

во Франции исключительно на почве залогово-ссудных опера57 Bouquet. Recueil des historiens des Gaules et la France. Т. IX.

P. 480,521, 555.

58Muller. Responsen. S. 140, № 165, Anhang № 22.

59 Cp. Zeitschrift fur die Geschichte der Juden in Deutschland.

Band II. S. 82 f.

60 Depping. Les juifs dans le moyen §ge.

61 Случай этот относится к половине двенадцатого столетия: Benjam. Tudel. 2.

305

ций и, следовательно, во всяком случае, не имело ничего общего

с эксплуатацией земельных владений и с сельскохозяйственной

деятельностью. Сильные бароны и видные капитулы в большом

числе закладывали свои земли евреям. В письме Филиппу Августу (январь 1205 года) папа Иннокентий III жалуется на то, что евреи владеют церковными и иными имениями62. О том же

неоднократно пишет он и к другим представителям церковной и

светской власти63. При этом из письма его к графу Неверрскому

(январь 1208 года) видно, что он имеет прежде всего в виду

поместья, перешедшие в руки евреев в качестве залога64. О размерах образовавшегося на этой почве еврейского землевладения во Франции достаточное представление дают те огромные

суммы, которые выручены были при продаже конфискованных

у евреев земель во время изгнания их при Филиппе Августе и

впоследствии в царствование Филиппа Красивого65.

И в Германии земельная собственность ограничивалась по

преимуществу владением городскими домами и участками. В огромном большинстве случаев евреи-горожане жили в собственных домах и лишь относительно редко снимали или получали

их в ленное владение за определенную плату66. В то же время

62 Epistolae Innoc. III. Lib. VIII, № 186.

63 Так, например, в письме к епископу Оксеррскому (Lib. X, Jvf? 61.

Ed. Baluz. Т. И. P. 33).

64 Lib. X, № 190 (Ed. Baluz. Т. II. P. 122).

65 Rigord. Gesta Phil. Augusti; Boutarie. La France sous Philippe le Bel. Paris, 1861. P. 303-304; Vuitry. Etudes sur le regime financ.

de la France. Nouv. Serie I (1993). P. 96; ср. также относительно

размеров конфискации, имевшей место в 1321 году: Collection der memoires r6latifs Ј l’histoire de France. Т. XIII. P. 352.

66 Обширный материал относительно еврейской недвижимой собственности в городах Кельне и Вюрцбурге собран и изучен в работах

R. Нбтдег’в. (Kolner Schreinsurkunden des XII Jahrhundert; Das Judeni hreinbuch der Laurenzpfarre zu Kdln) и Rosenthal’я (Geschichte des Eigenthums in Wurzburg); ср. также относительно Франкфурта: Kriegk. Frankfurter Burgerzwiste und Gestande im Mittelalter. 1862.

S. 449. Много данных можно найти также у Aronius’а, см. указатель

под словом Grundbesitz. В городах еврейское землевладение было

совершенно свободным и неограниченным, и только с четырнадцатого столетия оно начинает подвергаться некоторым ограничениям. За

евреями, впрочем, в большинстве случаев и после этого сохранялось

право собственности на уже владеемые ими участки и воспрещалось

лишь дальнейшее распространение еврейской собственности в городах за счет земель, принадлежавших христианам. В Вормсе подобное

306

владение более или менее значительными поместьями и различными доходными хозяйственными статьями и угодьями и

среди немецких евреев встречалось относительно редко. Под

945 годом в Меце упоминается виноградник, принадлежавший

ранее еврею Давиду, но к этому году перешедший уже во владение местного монастыря67. От 981 года сохранилось известие об имении Ширштадт (Schierstadt) и предместье города

Регенсбурга, приобретенном монастырем св. Эммерама от еврея Самуила68. В неоднократно цитированных выше грамотах

Генриха IV шпейерским и вормским евреям точно так же говорится о их движимой и недвижимой собственности, которая

заключается в дворах, домах, садах, виноградниках, пашнях и в

различных угодьях «внутри и вне городских стен»69 и на которую никто не должен посягать. В 1184 году еврей Вивес в

Вюрцбурге коммендирует (от коммендация - вверяю, передаю; в Западной Европе в период раннего средневековья акт передачи себя (своего имущества) под покровительство более «сильного», могущественного, богатого человека, здесь - церкви. -

Прим. ред.) церкви Килиана свой виноградник70. Десять лет

спустя в Вене между евреем и христианином возникает тяжба

из-за виноградника, разрешенная компромиссом71. Под 1206

годом известен аналогичный с только что упомянутым случай

коммендации виноградника в том же Вюрцбурге72. В 1227 году, по соглашению между силезским герцогом и бреславльским

епископом, постановлено было, что живущие в пределах кас-

телланства Бейтен свободные хлебопашцы и евреи, занимающиеся земледелием, должны платить десятину полностью73.

Наконец в той же Силезии в начале тринадцатого столетия

ограничение последовало, например, еще в 1294 году (Arnold.

Grundeigenthum in den deutschen Stadten. S. 379), в Страсбурге в

1322 году (Е. Scheid. Histoire des juifs d’Alsace. Paris, 1887. P. 15), в

Кельне в 1341 году ( Verges. Zur Entstehung der deutschen Stadtverfassung. S. 520, 525), в Нюрнберге в 1344 году ( Wurfel.

Nachrichten von der Judengemeinde welche ehehin in der Reichsstadt Nurnberg angerichtet gewesen. Nurnberg, 1755. S. 129, JSfe 7).

67 Aronius, X? 126.

68 Mon. Boica, XXVIII a., 233, № 156.

69 Hilgart, I, № 12,2.

70 Mon. Boica, XXXVII, s. 124 f, Mb 135.

i 71 Mon. Boica, IV, s. 85 f., № 115.

72Mon. Boica, XXXVII, 117, № 170.

73 Aronius, № 442.

307

упоминаются деревни, которыми «владели» евреи, но которые

к данному времени перешли в собственность различных брес-

лавльских церквей74. Очень возможно, впрочем, что в обоих

известных нам случаях этого рода речь идет не о владении в

собственном смысле, но о залоге, в пользу чего говорит и самый

факт ликвидации принадлежавшего евреям права на все упоминаемые в документах деревни.

Рядом с приведенными документальными данными относительно еврейского землевладения в Германии мы находим

и некоторые относящиеся сюда свидетельства в еврейских

источниках. В спорных вопросах, разбиравшихся майнцским

раввином Герсоном (ум. в 1028 году), затрагиваются между

прочим и вопросы, касающиеся условий владения виноградниками и полями75. В конце одиннадцатого века также встречаются отдельные случаи принадлежности евреям виноградника76, поля, которое владелец-еврей оказывается вынужден

заложить не-еврею77. В двенадцатом столетии один майнцский

раввин разрешает в положительном смысле вопрос о продаже земельных владений неевреям78. Приведенными данными

и исчерпываются, кажется, наши сведения относительно еврейского землевладения в средневековой Германии. Многочисленнее наши данные, касающиеся случаев перехода на более

или менее продолжительное время в руки евреев поместий и

различных угодий в качестве залога. Мы не будем, однако, приводить здесь всех этих данных, так как они не представляют фактов землевладения в действительном значении этого слова79.

Как ни малочисленны находящиеся в нашем распоряжении

данные относительно еврейского землевладения во Франции

и Германии, все же и их было бы достаточно для того, чтобы

признать факт хотя бы относительного распространения в ев74 На usler. Urkundensammlung zur Geschichte d. Fiirstentums Ols, Jsfe 511 (s. 11, 28); cp. Brann. Juden in Schlesien. S. 5. Последний, впрочем, относит эти известия еще к половине двенадцатого столетия.

75 Miiller. R6ponses, № 90, 92 (s. 50-52); Responsen, № 205, s. 55; Anhang JSJb 14-16, 24.

76Miiller. Rёponses, № 30. S. 18, Anhang № 5.

77 Muller. Rёponses, № 180. S. 49, Anhang № 23.

78 Raben. S. 53 b.,№ 290.

79 Факты этого рода собраны у Hoffmann’a: Der Geldhandel. S. 5

Anm. 6. За тринадцатое и первую треть четырнадцатого столетия им


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.