» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






из их рук, вместе с чем в их жизни все большее значение приобретают кредитные и вообще денежные операции различного

рода. Из торговца еврей превращается сначала в менялу и

затем в банкира и ростовщика. Во Франции и частью в Ита293

лии это превращение совершается еще в одиннадцатом и двенадцатом столетиях, в Германии - в двенадцатом-тринадца-

том; наконец что касается Англии, то здесь евреи с самого своего появления в более значительном числе наполовину, если не

в большей своей части, оказывались уже ростовщиками.

Таково общее впечатление, получающееся в результате рассмотрения имеющихся в нашем распоряжении данных относительно экономического положения и условий экономической

жизни западноевропейских евреев в эпоху, предшествовавшую

времени крестовых походов. Однако если торговля и являлась в течение всего описываемого периода преобладающим

родом деятельности в еврейской среде, то, во всяком случае, торговыми операциями далеко еще не исчерпывалась их экономическая деятельность. Начать с того, что ни торговое значение евреев, ни значение торговли в жизни их самих далеко

не было одинаковым в отдельных странах. Так, прежде всего

условия экономической жизни и деятельности евреев в Италии и Испании представляли, как мы уже отмечали выше, исключение из общей только что нарисованной нами картины.

Занятие торговлей, по крайней мере, в более обширных размерах никогда не являлось характерным ни для итальянских, ни

для испанских евреев и даже отступало перед другими профессиями; равным образом и денежная торговля и ссудные

операции не занимали в продолжение всего средневековья заметного места в их экономической деятельности. Зато среди

них, напротив, получили более широкое распространение другие профессии, мало распространенные среди еврейского населения остальных европейских стран, а именно, в Италии ремесленная деятельность, в Испании же, рядом с ремесленной

деятельностью, сверх того частью даже и чуждое, как мы знаем, для евреев за пределами древней их родины вообще занятие

земледельческим трудом.

В противоположность странам вредней и северной Европы, в экономической жизни которых первое место принадлежало

ремесленной промышленности, Италия в продолжение всего

средневекового периода оставалась по преимуществу страной

торговых республик, причем ремеслу в общей совокупности

экономической жизни нередко приходилось довольствоваться

более скромной ролью. Интересы местных ремесленников здесь

поэтому далеко не всегда, как в остальной средневековой Европе, стояли на первом месте. В некоторых более крупных торговых республиках стремление к быстрому развитию промыш294

ленности в целях прежде всего увеличения торгового вывоза

брало верх над всеми иными соображениями и нередко побуждало законодателя поощрять поселение в городе иностранных ремесленников, быть может, даже иногда в ущерб интересам местного ремесла1. Вот почему ремесленная жизнь итальянских городов или вовсе не заключала в себе той крайней

степени замкнутости и исключительности, какая отличала собою прежде всего жизнь ремесленников остальной средневековой Европы2. Если евреи здесь уже рано были вытеснены из

сферы торговых отношений, зато в противоположность другим

европейским странам они имели полную возможность обратиться к ремесленной деятельности. Мало того, ремесленная

деятельность среди них в Италии нередко даже специально

поощрялась. Таков, например, известный факт привлечения

королем сицилийским Рожером евреев из Греции в целях насаждения в Сицилии и южной Италии шелководства и шелкопрядения3. Эта новая отрасль промышленности получила широкое распространение среди евреев, преимущественно, в южной Италии. Так, мы встречаем евреев, занимающихся шелководством и шелкопрядением в Калабрии в Реджио, Катанцаро, Козенце и других южноиталийских городах и местностях4. Еще

более широкое и повсеместное распространение среди евреев

Италии получило красильное ремесло, представлявшее одну

из важнейших отраслей промышленности Италии вообще. Ве-

ньямин Тудельский сообщает о десяти евреях-красилыциках в

Бриндизи5. Скудные сообщения Веньямина Тудельского могут быть пополнены многочисленными данными других источников. Так, мы узнаем о процветании красильного ремесла среди евреев в городах Козенце, Трани, Палермо, Беневенте, Салерно и Неаполе6. «Начиная с севера Италии и до крайнего

юга иудейские общины занимались по преимуществу красиль1 Ковалевский. Экономический рост Европы до возникновения

капиталистического хозяйства. Т. III. М., 1903. С. 153.

2 Orlando. Delle fratellanze artigiane in Italia. P. 110; Placentiae.

Parma, 1840. P. 337. Но и в случаях обязательной принадлежности к

цеху доступ в этот последний не был абсолютно закрыт для иностранцев (Ковалевский. Т. III. С. 153-154).

3 Monumenta Germaniae, Seri ptores V, P. 192.

4 Domenico Spano Bolani. Judei in Reggio di Calabria. Цит. no Gudemann’y. S. 68.

5Behjam. Tudel. I, 14.

6 Gudemann. S. 69 и Note 5.

295

ным ремеслом. Ярким показателем этого является то обстоятельство, что налог на красильное ремесло и еврейский налог

были равнозначными понятиями (gleichbedeutend)»7. Небезин-

тересную параллель с положением евреев в Германии представляет факт пожалования козенцскому епископу «всех

евреев и красильного дела» в Козенце8, подобно тому как

немецким епископам, как мы видели, жаловались «евреи и

прочие купцы».

Рядом с шелкопрядением и красильным делом евреи занимались в Италии и другими ремеслами. В Сицилии многие евреи занимались изготовлением различных металлических изделий9; точно так же на острове Сардиния было много евреев

кузнецов, слесарей, серебряных дел мастеров, ткачей10. Евреи заняты были также в строительном деле и в горной промышленности острова11. В Падуе встречались евреи-суконщики12. В самом Риме также было немало евреев ремесленников, причем

особенно распространенным среди них было, по-видимому, портняжное мастерство13. Многие занимались также ювелирным

делом14. Повсеместно в Италии встречались евреи-копиисты

рукописей, которых с изобретением печатного дела заменили

рабочие типографы. Еврейские типографии уже к концу средних веков имелись в Реджио, Мантуе, Ферраре, Болонье, Неаполе и многих других менее значительных городах и местечках15.

Мы приводили уже выше отзыв Фомы Аквинского об итальянских евреях, как занимающихся, в противоположность евреям остальной Европы, производительным трудом. Интересно сопоставить с этим отзывом другой аналогичный отзыв со

стороны местного населения, так же как и правящих кругов

7 Gudemann. S. 69.

8 Huillierd-Briholles. Historia diplomatica Friderici Secundi. Т. I.

S. 206.

” La Lumia. Gli Ebrei Siciliani. P. 50.

10 G. Spano. Gli Ebrei in Sardegna. P. 37.

11 Ibid., 44, 51.

12 Kaccymo. Евреи в Италии. - Еврейская энциклопедия. Т. VIII.

С. 491.

13 Сведения наши относительно евреев-ремесленников в Риме относятся, правда, к значительно позднейшему времени, однако с полным правом мы можем распространить их и на предшествовавшую

средневековую эпоху (см. Дубнов. Всеобщая история евреев. Т. III).

14 Кассу то. Евреи в Италии.

15 Graetz. Band VII. S. 250.

296

острова Сицилия. Отзыв этот, правда, относится к самому концу средневековой эпохи, но он вследствие этого не только

ничего не теряет в смысле своей показательности, а, напротив, представляется тем более характерным. Когда в царствование Фердинанда Католика поставлен был вопрос об изгнании евреев между прочим и с острова Сицилия, должностные

лица, стоявшие во главе управления острова, собравшись под

председательством главного юстициария Томмазо Монкада, постановили обратиться по этому поводу к королю с представлением, в котором вступались за изгоняемых евреев. В своем

протесте они между прочим пишут: «Другое затруднение (вытекающее из факта изгнания евреев. - А.Т.) заключается в

том обстоятельстве, что в этой стране почти все ремесленники

евреи. Если все они одновременно удалятся, то христиане будут

после этого испытывать большой недостаток в рабочих, опытных в различных ремеслах и изготовлении различных изделий, в особенности в железных промыслах, в кузнечном ремесле и в горном деле так же, как и в постройке кораблей, галер и прочих морских судов»16. Помимо представления со

стороны должностных лиц острова, жители городов Палермо

и Мессины точно так же отправили к королю депутации с

аналогичными ходатайствами и с указанием гибельных последствий изгнания евреев17. Ни то, ни другое ходатайство, как известно, однако принято во внимание не было, и евреи


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.