» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






воскресенье113. Свои настояния относительно избегания совместной еды и питья с евреями так же, как и совместной жизни с

ними в одном жилище, Агобарду приходилось повторять неоднократно114, что является лучшим доказательством существования в действительности обратных отношений. Преемник Аго-

ь––––––––––––

< 110 Herrmanni Opusculum. - Migne. Patrologia latina. T. CLXX.

P. 805 sq.

,n Migne. Patrologia latina. T. CXXIV. P. 857.

112 De insol., c. 4. - Migne. Patrologia latina. T. CIV. P. 74.

113 Ibid., c. 5, p. 74.

114 Ср., например, письмо к Нибридию. - Migne. Patrologia latina.

T. CIV. P. I ll sq.

319

барда, Амулон точно так же постоянно отмечает тесные взаимоотношения, существовавшие между евреями и прочим городским населением как в Лионе, так и в других городах. Встречи и собеседования с ними, приветствия и даже поцелуи представляли самое обыденное явление, что особенно возмущает

Амулона и в чем он видит лесть по отношению к евреям115.

Несмотря на антиеврейскую проповедь Агобарда и Амулона и

других, правда, пока еще немногочисленных представителей

духовенства, несмотря на отдельные случаи возникавших пока

еще исключительно по инициативе церкви преследований их116, отношение к евреям еще в течение долгого времени продолжало оставаться благожелательным. Еще в половине двенадцатого столетия евреи свободно появляются всюду и поддерживают постоянное общение с христианами117. До конца одиннадцатого века браки между евреями и христианами не представляли редкости, как о том свидетельствуют постановления

4-го Толедского и позднейших церковных соборов118.

Поворот в отношениях христианского населения к евреям

начинает намечаться, как увидим, только около половины двенадцатого столетия. До этого времени во всех слоях населения, с которыми евреям приходилось приходить в соприкосновение, они встречали благожелательное и, во всяком случае, лишенное всякого предубеждения отношение. Вот почему и

сами еврейские общины не обнаруживали в это время ни той

пз Contra Judaeos, с. 4. - Migne. Patrologia latina. T. CXVI.

P. 143; cp. ibid. c. 41. P. 170.

П6 Так, еще в 937 году архиепископ Фридрих Майнцский поднял

вопрос об изгнании евреев из Майнца (Aronius, № 125). В 1012 году

евреи были изгнаны из Майнца по повелению императора Генриха II, быть может, в связи с фактом обращения в иудейство Вецелина; однако. спустя всего месяц, евреи вновь были возвращены в Майнц.

Annales Quedlinb., а. 1012. - Monumenta Germaniae. Scriptores III.

P. 81; cp. Annalista Saxo. - ibid. VIII. P. 664; Graetz. Band V. S. 366-367. В 1066 году архиепископ трирский объявил о предстоящем изгнании евреев в случае, если они не примут крещения в назначенный

срок; последовавшая еще до истечения этого срока смерть самого

архиепископа помешала выполнению и его намерения (Gesta Trevirorum, а. 1066. - Monumenta Germaniae. Scriptores VIII. P. 182).

1.7 Anonymi. Tract, adv. Judaeos. - МаНёпе. Thesaur. nov. anecd. V, 1517.

1.8 Hahn. Geschichte der Ketzer. Band III. S. 216; Mansi. Cone. XX, 763 sq.

320

замкнутости, ни той исключительности, какие отличали их отношения к внешнему миру в эллинистическую и римскую эпоху так же, как и во вторую половину средних веков. «Французские раввины и ученые этого времени119 не являются замкнутыми домоседами, чужими в отношении окружающего их

внешнего мира и общества, неосведомленными и неопытными

в явлениях и требованиях повседневной жизни, какими были и, как они сами полагали, должны были быть их преемники; напротив, это были практики и самые общительные люди, это

были тонкие наблюдатели всего, что происходило перед их

глазами, проникавшие своим острым взглядом во все жизненные отношения, в жизнь людей всякого рода призвания и профессий»120. В своих сочинениях, в своих толкованиях священных книг они сплошь и рядом заимствуют примеры не только

из еврейской жизни, но и вообще из окружающей их действительности, не исключая и современных феодальных отношений и рыцарских нравов121.

Однако, если положение евреев и представлялось в общем

благоприятным в течение всего описываемого периода, тем не

менее вряд ли можно думать, что оно оставалось одинаково

неизменным и было таким же в половине двенадцатого столетия, как во времена Агобарда и Амулона. Как постепенно изменялось экономическое положение евреев, как постепенно

падало их значение в общей экономической жизни, как постепенно совершался их переход к новому роду экономической

деятельности, так же постепенно вместе с этим должно было

изменяться и отношение к ним со стороны христианского населения. Изменение это, естественно, раньше должно было наступить во Франции, где евреи ранее, нежели в Германии, оказались вытесненными из области торговли и должны были

обратиться к ссудным и иным денежным операциям. Если еще

и в половине двенадцатого столетия евреи, как свидетельствует автор анонимного сочинения против них, все еще свободно

обращались среди христиан, то взаимоотношения их с этими

последними ограничивались, по-видимому, исключительно деловыми отношениями, не носили уже более характера того тесного и постоянного общения, на которое жаловались Агобард и

И9 Речь идет об одиннадцатом и двенадцатом столетиях.

120Gudemann. Geschichte…der Juden in Frankreih und Deutschland. S. 27.

121 Gudemann. S. 27 f.

321

11 А. Тюменев

Амулон. В противном случае враждебный евреям аноним не

преминул бы обратить на это внимание. И конечно, не случайность то обстоятельство, что в то время как в Германии в одиннадцатом столетии существовали еще взаимно-доброжелательные отношения между евреями и многими представителями

высшей иерархии, во Франции мы не слышим уже более ни о

чем подобном. Если в каролингскую эпоху интерес к еврейским

книгам широко был распространен одинаково как в светских, так и в духовных кругах, то в конце двенадцатого столетия

подобный факт представлял уже обращавшее на себя специальное внимание исключение. В 1192 году один монах вздумал изучать еврейские книги и обратился с этой целью к еврейскому учителю. На это было обращено особое внимание, и

клервосскому аббату поручено было расследовать это дело и

сделать соответствовавшее внушение прегрешившему монаху122.

К этому времени успело измениться, впрочем, отношение

к евреям не только со стороны высших духовных кругов, но

частью и со стороны светской аристократии. Показательным

в этом отношении представляется пример одной знатной

дамы, не желавшей пользоваться каретой, после того как в

ней проехалась еврейка123.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Потеря торгового значения и обращение

к ссудозалоговым операциям

Нередко перелом в судьбах западноевропейских евреев, в

их экономическом положении и экономической деятельности, равно как и в их взаимоотношениях с окружающим внешним

миром, связывают с фактом крестовых походов. Крестовые походы повлекли за собою сближение между народами Востока

и Зс лада, имели своим последствием оживление западноевропейской торговли и вместе с этим образование в западноевропейских государствах национального купеческого класса, вытеснившего евреев из области торговли в область исключительно кредитных и денежных операций. В таких приблизи122 Статуты цистерцианского ордена 1196 года у МагЬёпе’а: Thesaur. nov. anecd., IV, p. 1292.

123 Gudemann. Geschichte… der Juden in Frankreich und Deutschland. S. 25-26.

322

тельно чертах изображается значение крестовых походов и их

влияние на судьбу западноевропейских евреев1.

Время крестовых походов, действительно, до известной степени совпадает со временем перелома в жизни и судьбе западных евреев; наиболее острый момент этого перелома и собственно переходная эпоха, действительно, приходятся на вторую половину двенадцатого и первую половину тринадцатого

столетия. Время крестовых походов, таким образом, отчасти с

некоторым правом может быть названо границей между двумя

эпохами в истории евреев Западной Европы, поскольку вообще может быть речь об установлении хронологических рамок

по отношению к такому сложному и многообразному и в то же

время длительному и поступательному процессу, как процесс

экономического развития народа, рассеянного по всей Европе

и находившегося в отдельных странах и государствах в различных условиях и в различной обстановке. Мы не должны, например, упускать из виду, что в Италии процесс вытеснения

евреев из области торговли и вместе с тем перелом в условиях

их экономической жизни и в их экономическом положении не

только начался, но в сущности уже и завершился ко времени

первого крестового похода, что и самый переход к новым условиям для итальянских евреев не был ни столь резким, ни столь

значительным, как в других западноевропейских странах, так


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.