» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






всего в Путеолах. Одна испанская надпись называет представителя союза сирийцев в Малаге»42.

Вспомнив все те неблагоприятные условия, в каких оказывались в древности и впоследствии в средние века люди, заброшенные в чужие края, так же как и то в общем неприязненное отношение, какое встречали они со стороны туземного населения, представим теперь себе положение евреев диаспоры, являвшихся повсюду, где бы они ни жили, чужеземцами с самого момента своего рождения. Неблагоприятное положение евреев в качестве прирожденных, так сказать, чужеземцев в значительной мере ухудшалось еще тем обстоятельством, что они

образовали нацию горожан, буржуазию, третье сословие в условиях жизни древности, когда не произошло резкого разрыва

между городом и деревней43, в обществе, где сильный землевладельческий класс образовал и верхний слой городского населения, где, следовательно, для буржуазии в собственном смысле

слова не было места. При таких условиях евреи по отношению

к массам прочего городского населения составляли не только

чуждое, но и чужеродное образование, а это обстоятельство в

свою очередь не могло не увеличивать взаимного непонимания, а следовательно, и чувства взаимной неприязни. Неприязнь по отношению к чужеземцам обусловливалась прежде всего

опасением возможной с их стороны конкуренции на поприще

торговой и ремесленной деятельности, и естественно, что вы40 Leclerc. Les m6t6ques atheniens. Paris, 1893. P. 381.

41 Ibid. P. 137.

42 Фриндлендер. Картины из бытовой жизни Рима. С. 360.

43 См. «Очерки по экономической и социальной истории древней

Греции». Предлагаемая там характеристика экономических условий, существовавших в Греции, еще с большим основанием может быть относима и к условиям экономического развития римского государства.

218

текавшее из подобных оснований неприязненное чувство должно было быть особенно сильным именно в отношении евреев, поколениями развивавших в себе склонности к разного

рода специально городским профессиям. Это же самое обстоятельство, отдалявшее евреев от массы остального городского

населения, в то же время немало способствовало их взаимному сближению и единению между собою. Евреи внутри империи образовали не только особую нацию, но и особый класс, правда, класс с очень широкими границами, но все же отдельный класс, соответствовавший до известной степени средневековому третьему сословию. Единообразие условий и привычек жизни, тождество интересов укрепляло и упрочивало связь

не только между членами одной общины, но и между общинами, рассеянными по различным городам, и таким образом не

давало евреям диаспоры раствориться в массе прочего населения, как это в конце концов и случилось с земледельческим

населением Палестииы.

Нет ничего удивительного в том, что чувство солидарности, проявлявшееся и среди представителей других национальностей, в среде еврейской диаспоры в результате всех перечисленных условий развилось в совершенную замкнутость и полную исключительность по отношению к внешнему миру. Чужие среди чужих, ненавидимые и в лучшем случае только терпимые евреи диаспоры, естественно, держались особняком и с

течением времени все более и более замыкались в своей среде.

С утратой родного языка (как известно, разговорным языком

среди евреев в пределах Римской империи служил по преимуществу греческий язык) единственным идеологическим выражением связи, объединявшей евреев диаспоры в тесный международный союз, оставалась религия44. Некогда столь шаткие и

непостоянные в своих религиозных убеждениях во время независимого существования на родине, евреи становятся теперь

нетерпимыми до крайности. Буква закона и внешние обряды, в

качестве главного отличия евреев от неевреев, приобретают теперь особое значение. Вот почему как внутренняя замкнутость

и исключительность еврейских общин, так и неприязненное

отношение к ним со стороны представителей греко-римского

мира определеннее всего проявлялись именно в сфере религи44 Обстоятельный обзор еврейской религии описываемого времени содержит книга W. Bousset. Die Religion d. neutestamentlichen Zeitalters (2 Anflage), 1908.

219

озных отношений45. Теократический дух, господствовавший в

иудейской религии со времени возвращения из вавилонского

плена, действовал в том же направлении, доводя исключительность евреев до крайней степени. Всякая теократия, всякая

жреческая религия имеет известную наклонность к монотеизму и к религиозной исключительности46, но только у евреев

развился чистый тип теократии, и вместе с этим и обе эти тенденции достигли наибольшей силы и выражения47. Притязания иерусалимского духовенства приняли универсальные размеры: не только еврейский народ, но народы всего мира должны прийти и поклониться единому истинному богу, живущему в

Сионе, и признать его закон и его служителей48. Миссионерские

стремления и тенденции, таким образом, не только не составляли противоречия религиозной замкнутости и исключительности, а, напротив, являлись как бы ее дополнением и завершением49.

45 Относительно причин и обстоятельств развития теократии см.

выше стр. 72 и след.

46 Такие тенденции обнаруживают как религия Брамы в Индии, так и жреческие религиозные системы особенно позднейших эпох в

древнем Вавилоне и Египте. Н. Schneider. Kultur und Denken der Babylonier und Juden. Leipzig,1910. S. 232-246; Франк Каменецкий.

Религия Аммона и Ветхий Завет. - Сборник Трудов проф. и преподавателей Госуд. Иркутского Университета. Иркутск, 1921. Особый

интерес в этом отношении представляет египетская религиозная литература и прежде всего знаменитый Лейденский папирус, содержащий настоящий богословский трактат, см. Франк Каменецкий. Памятники египетской религии в фиванский период. Ч. II. М., 1918, где

дается и частичный перевод папируса; ср. Тураев. Египетская литература. М., 1920. С. 177 и след.

47 Развитие теократии и теократических тенденций среди евреев прослежено в содержательной брошюре Bertholet. Das Verfassungscntwurf des Hesekiels in ihrer religionsgeschticher Bedeutung. Leipzig, 1896; рост исключительности с развитием теократии - в его же книге Die Stellung der Israeliten und Juden zu den Fremden. Leipzig, 1896.

48 Ed. Meyer (Die Entstehung des Judenthums. Halle, 1896. S. 221-222) дает остроумное, но на наш взгляд неправильное объяснение

развития религиозного универсализма, начиная с VI века до нашей

эры, причем он не считает этот универсализм специальной особенностью иудейской религии.

49 См. последние отделы к цитированной книге Bertholet’а. Специальная брошюра М. Lohr’a (Der Missionsgedanke im alten Testament.

Freiburg i. B. und Leipzig,1896) содержит лишь внешний обзор развития миссионерских тенденций в Ветхом Завете, но почти не входит в

исследование причин и условий, в каких совершалось это развитие.

220

Тенденции, возникшие на почве Палестины, нашли самую благоприятную почву для своего дальнейшего развития в условиях

жизни евреев диаспоры и прежде всего в обособленном положении еврейских общин и в окружавшей их атмосфере всеобщего

отчуждения50. Исключительность и миссионерское рвение евреев в свою очередь еще более усиливали взаимность отчуждения

и способствовали дальнейшему обострению отношений.

Если неприязненное чувство по отношению к евреям представляло собою явление, одинаково широко распространенное

в самых различных слоях и классах римского общества, то как

степень силы и глубины этого чувства, так и формы и способы

проявления его в среде отдельных классов и групп населения

были различны. Различны равным образом были и те непосредственные причины, которые в отдельных случаях приводили к внешнему проявлению постоянного скрыто враждебного

отношения к евреям. Наибольшей интенсивностью и определенностью отличалось враждебное отношение к евреям прежде всего, естественно, в промышленных и торговых кругах. Во

всех отдельных случаях столкновений именно эти круги выступали первыми, увлекая за собою массы51. Вот почему именно

50 Об отношении евреев диаспоры к внешнему миру см. прежде

всего цит. соч. Schiirer1 a (Band II и III); Bousset. S. 109 f., 188 ff.; Wendland’а, затем Staerk. Die Religion d. Judentums im Zeitalter des Hellenismus und der Romerherrschaft. Развитию взаимно-враждебных

отношений между еврейским и греко-римским миром посвящен ряд

цитированных монографий Wilcken’а (в особенности s. 784 f.), Zahelin’a, Bludau. Во всех этих монографиях первенствующее значение в развитии взаимной вражды придается религиозным мотивам и

причинам. Следствие, таким образом, принимается за причину. Много внимания взаимоотношениям евреев с окружающим миром уделено в книге Schlatter’a Geschichte Israels von Alexander dem Grossen bis Hadrian (2 erweiterte Auflage). Calw und Stuttgart, 1906. Рядом с

исключительностью по отношению к внешнему миру религия еврейской диаспоры не в меньшей степени, нежели писания пророков, проникнута была миссионерским рвением. «Всех людей, - писал еще в начале первого века нашей эры александрийский иудей Филон, - покоряет


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.