» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






15 Рошер. Евреи в средние века. С. 38.

16 Там же. С. 44.

17 Там же. С. 45.

230

последнее, раньше начинаются и преследования и стеснения

еврейского населения. Ограничения евреев и враждебное отношение к ним прежде всего проявилось в Италии и в южной

Франции18. Напротив, германский Восток, дольше нуждавшийся в услугах еврейских торговцев, в течение более продолжительного времени щадил евреев и не стеснял их, еще более

льготным было положение евреев в Польше, расположенной

еще восточнее и еще позднее Германии вступившей на путь

торгового развития.

Вытесненные конкуренцией христианских купцов из сферы

торговых операций, евреи удержали за собою денежную торговлю и в этой последней области «еще долгое время играли

первенствующую роль». «Факт совершенно понятный, - прибавляет по этому поводу Рошер. - С одной стороны, торговля

деньгами обыкновенно развивается гораздо позже, чем торговля товарами, тем более, что она больше нуждается в международных сношениях; а с другой стороны, потому что все стоящие на высокой ступени развития народы, когда младшие

соперники начинают превосходить их в торговле товарами, удаляются со своими капиталами в поприще денежной торговли». Такое исключительное обращение к денежной торговле

заключает в себе, однако, «новое зло», так как ближайшим его

последствием является «антагонизм между заимодавцем и заемщиком, пауперизм против капитализма».

Преследования евреев в последнюю эпоху средневековья с

этой точки зрения следует, таким образом, рассматривать прежде

всего «как кредитные кризисы самого варварского свойства, как средневековую форму того, что мы в настоящее время называем социальной революцией»19. Главным противником евреев при этом являлось городское население, тогда как, напротив, дворянство и духовенство «всего менее было расположено

преследовать евреев». И только в последующее время при

новейшей эмансипации евреев отношение к ним со стороны тех

и других классов населения резко изменилось и сделалось совершенно обратным20.

18 Там же. С. 46. Именно в Италии и южной Франции враждебное отношение к евреям, за исключением только Испании, было слабее выражено, чем где-либо, и положение их там было наиболее благоприятным, - в Италии до самого конца средневековья, в южной

Франции до времени альбигойских войн.

,9 Там же. С. 49.

20 Там же. С. 49-50.

231

В заключение статьи Рошера проводится параллель между

значением евреев для экономической жизни новых европейских

народов в начальную эпоху средневековья и аналогичной ролью финикиян в жизни древней Греции или армян в жизни

современных малоазийских народов21.

Таким образом, Рошер, с одной стороны, видит в евреях первых пионеров в деле развития торговли и денежно-хозяйственных отношений в средневековой Европе и «коммерческих опекунов» новых европейских народов. С другой стороны, он ставит в связь те изменения, какие произошли в положении евреев и в отношении к ним со стороны христианского населения в

течение средневекового периода, с изменившейся ролью и значением их в общем ходе экономического развития западноевропейских государств.

В противоположность Рошеру, исследователи последнего

времени отмечают и подчеркивают факт распространения в

среде еврейского населения, рядом с торговлей и денежными

операциями, одинаково и иных родов занятий, не исключая

земледелия. Некоторые исследователи, как например Бюхер, заходят при этом настолько далеко, что совершенно отрицают

торговую роль и значение евреев, ограничивая их участие в

торговых операциях, вопреки прямым и очевидным свидетельствам источников, исключительно работорговлей. Другие исследователи-экономисты, напротив, именно торговлю признают главным призванием евреев и притом ие только в первую

половину средних веков, пытаясь доказать широкое распространение торговли в еврейских кругах равным образом и в продолжение всего позднейшего средневековья22. Наконец, Гоф-

манн и Каро, занимающие между этими двумя крайними точками зрения среднюю, промежуточную позицию, не отрицая

значительной роли и участия евреев в развитии средневековой

торговли, тем не менее не признают ни преобладающего значения за торговыми операциями в жизни евреев, ни монопольного положения евреев-купцов на европейских рынках первой

половины средневековья23. Ближе других из новейших иссле21 Рошер. Евреи в средние века. С. 50-60.

22 э та точка зрения в особенности обстоятельно развита в статье

И. Кулитера «Экономическое положение евреев на западе в средние века» (книжки «Восхода». 1901 г. № 9-10).

23 Hoffmann. Der Geldhandel der deutschen Juden. S. 3 ff, 8; Caro.

Die Juden des M ittelalters… Monatsschrift fur Geschichte und Wissenschaft des Judentums. 1904. S. 438-439.

232

дователей к взглядам Рошера на экономическую роль и значение средневекового еврейства стоит Шиппер. Однако и Шиппер отклоняется от точки зрения Рошера в изображении экономического положения евреев в раннюю пору средневековья.

В отличие от последнего он почти совершенно отрицает участие евреев в торговле до конца шестого столетия, признавая

единственным источником накопления ими богатств землевладение и извлечение земельной ренты24.

Проблема первоначального накопления богатств в руках

средневековых евреев впервые была выдвинута Зомбартом.

«Кто мог бы сказать, - спрашивает он, - откуда взялись у

евреев те деньги, с которыми они получили возможность заниматься ростовщичеством в широком масштабе?» Ответ, предлагаемый самим Зомбартом, нельзя признать особенно удачным. «Во всяком случае, - говорит он, - весьма вероятно, что

как раз многие из евреев начали в средние века свою карьеру, уже будучи состоятельными людьми. Весьма вероятно, что из

тех состоятельных евреев, с которыми мы повсюду встречаемся в позднейшую эпоху римской империи, значительная часть

сумела спасти среди гибнущего древнего мира золото, украшения и драгоценную утварь и с этою собственностью перешла в средневековое время»25. Итак, евреи «спасли» свои

богатства среди всеобщей гибели. Даже не вход я в критику

этого ответа, нельзя не указать, что он не является в сущности

решением вопроса, так как не определяет источника первоначального накопления капиталов у евреев в древности. Не

содержит в себе такого решения и изложенная выше точка

зрения Шиппера, являющаяся простым перенесением на евреев теории накопления капиталов путем аккумуляции земельной ренты, развитой тем же Зомбартом в отношении позднейшего средневековья.

Если, таким образом, результаты новейших исследований

расходятся с картиной, нарисованной Рошером, в первой ее

половине, касающейся раннего средневековья, то и со взглядами Рошера относительно экономического положения и роли

еврейства во вторую половину средних веков согласны точно

также далеко не все исследователи последнего времени. Так, мы приводили уже выше точку зрения Кулишера, согласно

24 Возникновение капитализма у евреев Западной Европы. Введение. С. 1 и след.

25Зомбарт. Современный капитализм. Т. I. С. 253.

233

которой торговая роль евреев с наступлением эпохи крестовых походов далеко еще не закончилась. С другой стороны, Каро не только не признает участия евреев в кредитных операциях прогрессивным фактором, но находит, что они своими

капиталами поддерживали землевладельческую знать, то есть

именно наиболее консервативные общественные элементы, в

их борьбе против городского населения, чем в свою очередь

прежде всего объясняет и самый рост враждебного отношения

к евреям со стороны этого последнего. «В течение четырнадцатого столетия, - говорит он, - отношения между городами и

знатью обострились, и дело дошло до решительного столкновения. Неясно, почти инстинктивно городское население сознавало, что те суммы, которые знать занимала у евреев, способствовали укреплению ее положения. Этим именно и следует

объяснять все усиливавшееся среди городского населения отвращение к евреям в гораздо большей степени, нежели таким

случайным обстоятельством, как ощущавшаяся отдельными

гражданами тяжесть их небольших займов. Не случайность, что обширные имевшие место в 1349 году преследования евреев исходили именно от цехов и что во многих местах аитиев-

рейские вспышки следовали непосредственно после падения

патриотических советов. Организованные ремесленники чувствовали, что евреи представляли тормоз на их пути к господству внутри города и к господству города над округом… В конце концов, однако, наибольшие выгоды от истребления верующих (евреев) пришлись на долю той же земской знати, и те


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.