» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






взаимное непонимание и отдаление в высших образованных

кругах общества - с другой, таковы факты, характеризующие

собою отношение к евреям со стороны остального населения

империи. Эти факты взаимной неприязни настолько очевидны, то констатировать их не представляет особого труда.

Гораздо труднее становится наша задача, когда от фактов мы

обратимся к их причинам. Как ни определенны суждения

римских писателей о евреях, все же полагаться на них нам не

приходится. Их постоянное подчеркивание отвратительности религиозных обрядов евреев и их религиозной исключительности отмечают лишь симптом взаимной неприязни, проявляющейся, естественно, прежде всего в идеологической, то

33 Моммсен. Римская история. Т. V. С. 541-542.

214

есть религиозной форме, но не могут служить основанием при

выяснении причин этой неприязни. Не говоря уже о том, что

на том же греческом Востоке, где взаимная враждебность

проявилась в особенно острых формах, первым столкновениям предшествовали обоюдный интерес и обоюдные попытки

сближения именно на религиозной почве34, против собственно

религиозных причин враждебных отношений к евреям диаспоры свидетельствует также и факт возникновения этой вражды повсюду в местах распространения диаспоры со стороны

народов с самыми разнообразными религиозными обычаями

и представлениями. Неприязненное чувство по отношению к

евреям проявлялось с одинаковой силой в древней Персии с

ее религиозным дуализмом35, на философски образованном и

индифферентном к вопросам религии греческом Востоке, в

императорском Риме с его широкой религиозной терпимостью и гостеприимным пантеоном, в римском обществе с его

религиозными исканиями и пристрастием к восточным культам, наконец, со стороны христианства, религии, близко родственной самому иудейству. Самая религиозная исключительность евреев должна была иметь свои причины. Очевидно, причин такой исключительной и не имеющей себе, кажется, аналогий в истории вражды к евреям следует искать не столько

в религиозной нетерпимости по отношению к ним, являющейся лишь идеологическим выражением этой вражды, сколько в

тех особых условиях, в каких протекала жизнь евреев диаспоры, и в тех особых отношениях, в какие они были поставлены к

окружающему населению.

Но эти особые условия нам уже известны: это прежде всего

условия специально городской жизни, превратившие евреев

диаспоры в городских жителей, в горожан по преимуществу.

В этом отношении, как мы уже знаем, целая пропасть лежала

между евреями, покидавшими родную страну, и евреями Палестины, продолжавшими оставаться по-прежнему прежде всего

земледельческим народом. И представители других националь34 Кроме соответственных глав у Schiirer’di и Wend land’ a (Die Hellenistischromische Kultur in ihren Beziehungen zur Judentum und Christentum. 1907) cm . A. Deissmann. Die Hellenisierung des semi-tischen Monotheismus. Leipzig, 1903.

35 О враждебных отношениях, существовавших между евреями в

Персии и остальным населением персидской монархии, достаточно

определенно свидетельствует содержание книги Эсфирь.

215

ностей, например, греки и сирийцы, под которым следует разуметь прежде всего жителей древних финикийских городов, были

рассеяны в той же Римской империи, быть может, не в меньшей

степени, нежели евреи, но они являлись выходцами из местностей с давнишним торговым прошлым, с развитой городской

жизнью и приносили с собою на чужбину навыки и привычки, усвоенные еще на родине, с которою к тому же в большинстве

случаев не порывали всяких связей, по крайней мере, в той же

степени, как евреи. Для последних не существовало ни экономических, ни социальных связей с родиной. Единственным связующим началом для всех евреев оставался иерусалимский храм, представлявший равно чтимую святыню как для жителей Палестины, так и для наиболее отдаленных представителей диаспоры. Как ранее вавилонские изгнанники, так в описываемую эпоху римские евреи считали своей священной обязанностью поддерживать иерусалимский храм своими пожертвованиями36. С разрушением иерусалимского храма при Тите

порвалась и эта последняя связь евреев диаспоры с их древней родиной, и с этого времени палестинские и внепалестии-

ские евреи все более обособляются одни от других, образуя в

конце концов как бы две различные нации, из которых первые с течением времени совершенно растворились в потоке

завоевателей, беспрерывно наводнявшем страны востока, в то

время как евреи диаспоры сохранили и до настоящего времени те же типичные национальные черты, какие они усвоили

себе еще в шестом столетии до нашей эры со времени вавилонского пленения.

Экономическая и социальная жизнь древности, как и в средние века, базировалась почти исключительно на замкнутом городском хозяйстве. Образование эллинистических монархий и

впоследствии всесветного римского государства не внесло каких-либо заметных изменений в этом отношении, и мы видели

уже, как мало торговля империи, при всей своей относительной

значительности, затрагивала устои народного хозяйства. В основе последнего по-прежнему лежали, с одной стороны, крупное

землевладельческое, с другой - замкнутое городское хозяйство37.

36 I книга Ездры 1, 4-6; Cicero. Pro Flacco 28; Jos. Flavius. Antiquit XVIII, 3, 5.

37 Отсюда сильное развитие местного городского патриотизма, сохранившееся одинаково и в эпоху империи, ср., например, Boissier.

L’opposition sous les CЈsars. P. 48 suiv.

216

При такой экономической замкнутости, естественно, всякий чужеземец, являвшийся в город хотя бы даже из соседнего города или местечка, представлялся не только лишним, но в большинстве случаев и нежелательным гостем. Правда, в древности эта замкнутость и вместе с тем неприязненное отношение

ко всякому чужеземцу не достигали такой исключительной

степени, как в средние века, однако и в городах античного

мира чужеземные и даже иногородние поселенцы были только терпимы и, не пользуясь гражданскими правами наравне с

другими жителями города, в то же время в свою очередь должны были подчиняться местным законам и установлениям.

Положение их в чужом городе было далеко не обеспеченным

и вполне зависело от того или иного отношения к ним со

стороны постоянного городского населения. Вот почему торговцы и другие лица, приезжавшие в чужой город и тем более

по тем или иным причинам поселявшиеся в нем, не чувствуя

под собою твердой почвы и ие всегда даже будучи ограждены

защитой закона, предпочитали держаться вместе со своими

земляками и не только селились в одном и том же квартале, но и образовывали с этою целью между собою специальные

союзы и корпорации. Особенно рельефно эта тенденция выступала в средневековую эпоху, когда, впрочем, и самая замкнутость городского хозяйства проявлялась с большей силой, нежели в древности. Союз ганзейских городов, поселения

итальянцев и прежде всего генуэзцев и венецианцев в городах Леванта, «союз итальянских купцов, посещающих ярмарки Шампани и Франции», представляют собою лишь наиболее яркие примеры этого всеобщего в средневековую пору

явления38. Если в древности такая тенденция к образованию

союзов между соплеменниками или согражданами, попадавшими в чужие края, и не была, быть может, столь же всеобщей, как в средние века, все же она засвидетельствована достаточным числом фактов. Так, нам известны поселения греческих

купцов в Египте и финикийских городах39. Многочисленные

жившие в Афинах иностранцы образовывали такие же союзы

по национальностям. Таковы были, например, финикийская и

;№ Крепкие стены, какими старались обезопасить такие союзы занимаемые ими в чужих городах кварталы, являются лучшим доказательством , насколько мало обеспеченными чувствовали себя в то время торговые люди в чужих краях.

* 39 Herodot II, 173-179; Isaeus IV, 77; Demosth. LII, 24.

217

египетская колонии, имевшие в Афинах храмы своих национальных богов и свободно отправлявшие в них свой культ40.

На острове Делосе также существовала египетская колония, пользовавшаяся свободой культа, правом собраний и многими

другими правами41. Ту же тенденцию к объединению наблюдаем мы одинаково и в римскую эпоху. «Товарищества александрийских купцов находились во всех больших торговых

пунктах, и их корабли во всех гаванях… сирийские купцы и

сирийские фактории были распространены повсюду в гаванях Италии, как Порт, Неаполь, Равенна и многочисленнее

всего в Путеолах. Одна испанская надпись называет представителя союза сирийцев в Малаге»42.

Вспомнив все те неблагоприятные условия, в каких оказывались в древности и впоследствии в средние века люди, заброшенные в чужие края, так же как и то в общем неприязненное отношение, какое встречали они со стороны туземного населения, представим теперь себе положение евреев диаспоры, являвшихся повсюду, где бы они ни жили, чужеземцами с самого момента своего рождения. Неблагоприятное положение евреев в качестве прирожденных, так сказать, чужеземцев в значительной мере ухудшалось еще тем обстоятельством, что они


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.