» » » » Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)


Авторские права

Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О войне, издательство Крым, год 1968. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)
Рейтинг:
Название:
Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)
Издательство:
Крым
Жанр:
Год:
1968
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"

Описание и краткое содержание "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" читать бесплатно онлайн.



В книге инженер-капитана 1 ранга запаса М. Г. Алексеенко рассказывается о боевых действиях черноморцев в годы Великой Отечественной войны.

Перед читателем раскрываются яркие страницы, вписанные в героическую летопись Черноморского флота подводниками, а также военными инженерами, электриками, ремонтниками — всеми теми, кто самоотверженно боролся за живучесть подводных кораблей, обеспечивал их успешные боевые действия.

Эту книгу, написанную на основе фронтовых дневников и личных воспоминаний участников событий, с интересом прочтет широкий круг читателей, особенно молодежь.

Общественный рецензент контр-адмирал запаса А. С. Жданов.

Литературная обработка Г. Ф. Лючина.






— 15 суток, не меньше, потребуется на ремонт, чтобы лодка смогла своим ходом уйти на Кавказ, — сказали бы в другое время специалисты. Но в условиях осажденного города такой срок — непозволительная роскошь. Осмотрев «малютку», Баклагин задумчиво проговорил:

— На скорый выход из Севастополя не надейтесь. Придется дня два потрудиться и нам, ремонтникам, и членам экипажа.

Два дня вместо пятнадцати… И этот срок Баклагин выдержал. Вечером 1 июня лодка «М-117» вышла в море.

Александр Георгиевич поинтересовался:

— В каком состоянии сейчас «Сто семнадцатая»? Мы ведь «подлечили» ее лишь для того, чтобы она могла сделать переход на Кавказ. А для боевых походов «малютке» Кесаева нужен длительный ремонт.

— Длительный? — переспросил я. — Это допускалось, как ты сам утверждал неоднократно, в мирное время. Какие это славные ребята — наши рабочие-ремонтники, я уж не говорю о подводниках. Да разве они пожалеют что-либо для победы над врагом.

…О том, что лодка «М-117» вышла из Севастополя, мы уже знали до того, как она ошвартовалась у пирса. С трудом довел ее капитан-лейтенант А. Н. Кесаев до базы. Командир дивизиона подводных лодок капитан 3 ранга Л. П. Хияйнен после того, как Кесаев доложил ему о благополучном завершении перехода, объявил экипажу благодарность за хорошую морскую выучку и умелые действия при плавании на аварийной лодке. Потом добавил:

— А теперь задача экипажа состоит в том, чтобы как можно быстрее подготовить лодку к выходу в море.

Мы, флагманские специалисты, осмотрели «малютку». По моей части предстояло заменить некоторые разбитые баки аккумуляторов. Это в лучшем случае. А при более тщательном осмотре после выгрузки элементов могло оказаться, что менять придется целую группу батареи. Требовались и сварочные работы.

— Вероятно, не обойтись без подъема дизеля, — говорили механики и корпусники.

Инженер-механик лодки «М-117» инженер-капитан-лейтенант Виталий Васильевич Ланкин после беседы с флагманскими специалистами бригады отправился к представителям ремонтников, побывал в техотделе. Его волновал вопрос, сколько времени потребуется на ремонт «малютки».

— Три-четыре месяца, не меньше, — ответили ремонтники.

О таких же сроках говорил и воентехник 2 ранга В. А. Худошин.

Лев Петрович Хияйнен не стал выслушивать длинный перечень работ, которые надо было выполнить на лодке. Человек немногословный, но знающий дело, а главное, обстановку на Черном море, он только показал Астану Николаевичу Кесаеву график выхода лодок на позиции.

— График для нас — закон, — отчеканил Хияйнен. — Дивизион должен своими силами обеспечить отведенные нам позиции. Мы, конечно, некоторое время сможем маневрировать, чтобы компенсировать отсутствие одной лодки, находящейся в ремонте, за счет более интенсивного использования других. Но четыре месяца… Надо принять все меры и сократить эти сроки.

Кесаев вернулся на свою лодку.

— Свистать всех наверх! — приказал он своему помощнику старшему лейтенанту П. В. Корниенко.

Петр Васильевич с полуслова понимал своего командира. Он вызвал Ланкина и передал ему:

— Большой сбор!

Это означало: приглашай всех специалистов, представителей ремонтников.

— А мы тут кое-что с парторгом Сосновским уже предприняли, — потирая руки, сказал Ланкин.

Говоря это, он имел в виду, что старшина 1 статьи В. А. Сосновский уже собрал коммунистов для выявления возможностей экипажа по ускорению ремонта. Перед членами партии ставится задача мобилизовать личный состав на то, чтобы максимально помочь ремонтникам.

С этого дня флагманские специалисты бригады много внимания уделяли лодке «М-117». Дивизионный механик В. К. Шашуков закрылся в каюте, обложился чертежами и думал, как разрешить основную проблему — заварить масляную цистерну, расположенную под дизелем, не поднимая его…

Перед самым совещанием, на котором предстояло решить вопрос, как быть с дизелем, Шашуков вышел из каюты. По его загадочной улыбке, хотя он и старался скрыть ее под личиной озабоченности, мы догадались, что наш Слава что-то придумал.

— Если работать по довоенной технологии, — докладывал Шашуков на совещании, — то без демонтажа отсека и выгрузки дизеля мы не обойдемся. И, словно угадывая мысли товарищей, продолжал: — А это значит, что потребуется после завершения ремонта глубоководное испытание лодки в целом.

— Это долгое дело, — вмешался флагманский инженер-механик бригады военный инженер 3 ранга М. Я. Фонштейн.

— Правильно, дело это долгое, — согласился Шашуков. — Вот я предлагаю: разберем только муфту «Бамаг». Отпорными шпильками и талями немного приподнимем дизель. Тут уж добраться до места сварки проще простого.

Внимательно слушавшие В. К. Шашукова старшина группы мотористов Л. Н. Сахаров и командир электромеханической боевой части В. В. Ланкин восхищенно воскликнули:

— Ведь это же здорово!

— Лучшего выхода и не придумаешь!

— Разрешите действовать? — обратился главный старшина Сахаров к командиру. Ему хотелось поскорее обрадовать мотористов приятным известием. Получив «добро», он быстро выскочил в дверь.


Командир подводном лодки «М-117» капитан-лейтенант А. И. Кесаев (второй слева) рассказывает своим боевым товарищам об очередном походе.


Вскоре дизель подняли.

— Варите цистерну вот так, — показывал Шашуков рабочим. Он уже успел освоить и электросварку.

Самый сложный вопрос был решен.

— А что будем делать с батареей — обратился Кесаев к флагманскому электрику Ф. М. Одякову.

До этого я и другие специалисты осмотрели батарею, взвесили наши возможности и пришли к определенному решению. Об этом Одяков и сообщил Кесаеву:

— Эбонитовые баки ремонтировать мы пока не можем, хотя попытки делали. Придется некоторые из них заменить. Заменим, возможно, и отдельные элементы батареи.

Наши аккумуляторщики взялись за дело.

Работа по ремонту «малютки» шла полным ходом.

За 50 дней вместо четырех месяцев удалось рабочим вместе с членами экипажа и с помощью грузинских горняков ввести лодку «М-117» в строй.

— Знаю, — сказал Хияйнен Кесаеву, — что не отдыхал экипаж это время. И все же нужно, чтобы в намеченный срок «Сто семнадцатая» заняла отведенную ей позицию. Отдохнете после похода.

— Тогда прибавьте лишнего поросенка, — не растерялся острый на язык Астан Николаевич.

На шутку Лев Петрович ответил шуткой:

— Сколько сделаешь победных выстрелов при возвращении в базу, столько и поросят будет приготовлено.

Лодка «М-117» отправилась в очередной боевой поход. Немало она их совершила в годы войны, крепко бил ее экипаж фашистов. В мае 1943 года «малютка» потопила крупный немецкий транспорт с удиравшими из Крыма эсэсовцами. За этот подвиг все члены экипажа награждены орденами и медалями. Ордена Красного Знамени удостоен корабль, а его командиру Астану Николаевичу Кесаеву присвоено звание Героя Советского Союза.

Глава III

РАДОСТЬ ВСТРЕЧ

В перископе — Одесса

Лодка ушла на позицию. Как буднична эта фраза! А сколько волновались на берегу, пока подводный корабль не возвращался обратно. И тем радостнее были встречи. Правда, перед этим очень тягостными кажутся часы ожидания. А эти часы нередко превращались в томительные дни, полные тревог…

В конце июля 1942 года настал срок возвращения лодки «А-5». Она находилась на позиции в районе Одессы. Но вот к нам пришла тревожная весть: «С лодкой прекратилась связь».

Мы ломали голову: что с ней могло случиться, делали различные предположения. И можно представить наше состояние, когда из Москвы телеграфировали: подводную лодку «А-5» считать погибшей…

Не верилось. Экипаж лодки «А-5», который благополучно выходил из самых сложных ситуаций, и вдруг погиб. Сколько раз мы провожали его на позиции, и он возвращался с победой.

Вспомнился совсем недавний июньский поход этой лодки.

В начале июня 1942 года подводная лодка «А-5» под командованием старшего лейтенанта Г. А. Кукуя отправлялась в очередной боевой поход. Лодки этого типа были самыми старыми у нас на флоте. И, естественно, мы, специалисты, уделяли им больше внимания, чем другим.

Не случайно поэтому перед походом дивизионный инженер-механик Ю. А. Максимов собрал солидный консилиум специалистов. Каждый из них основательно проверил те агрегаты и механизмы, приборы и оружие, за которые он отвечал.

Экипаж лодки внимательно выслушал все их рекомендации. Да разве можно было не прислушаться к советам таких опытных подводников, как Т. Н. Печеник, Д. Г. Водяницкий и П. А. Кутузов, которые плавали на подводных кораблях этого типа — «агешках», как их ласково называли моряки, еще со дня поднятия на них военно-морского флага и воспитали не одно поколение подводников.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"

Книги похожие на "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Алексеенко

Михаил Алексеенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"

Отзывы читателей о книге "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.