» » » » Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)


Авторские права

Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О войне, издательство Крым, год 1968. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)
Рейтинг:
Название:
Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)
Издательство:
Крым
Жанр:
Год:
1968
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"

Описание и краткое содержание "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" читать бесплатно онлайн.



В книге инженер-капитана 1 ранга запаса М. Г. Алексеенко рассказывается о боевых действиях черноморцев в годы Великой Отечественной войны.

Перед читателем раскрываются яркие страницы, вписанные в героическую летопись Черноморского флота подводниками, а также военными инженерами, электриками, ремонтниками — всеми теми, кто самоотверженно боролся за живучесть подводных кораблей, обеспечивал их успешные боевые действия.

Эту книгу, написанную на основе фронтовых дневников и личных воспоминаний участников событий, с интересом прочтет широкий круг читателей, особенно молодежь.

Общественный рецензент контр-адмирал запаса А. С. Жданов.

Литературная обработка Г. Ф. Лючина.






…Откачку бензина закончили. Отошли на середину бухты и начали дифферентовку лодки. В это время произошел взрыв в центральном посту.

— Продуть среднюю! — приказал командир.

Инженер-капитан-лейтенант Дьяконов и трюмные, объятые пламенем, в горящей одежде кинулись выполнять приказание, одновременно борясь с пожаром. Дьяконову, помощнику командира Павлу Иванову, трюмным Константину Хиневичу, Михаилу Лосеву и боцману Николаю Мирошниченко удалось потушить огонь.

После всплытия лодки осмотрелись в отсеках.

— Причину взрыва определить было легко, — вспоминает Михаил Васильевич. — В балластных цистернах перевозили бензин, что для лодок было делом новым. После откачки горючего цистерны промыли водой, но, видимо, недостаточно тщательно, так как спешили до рассвета покинуть бухту. 22 июня — самая короткая ночь. И времени у нас для завершения всех операций по подготовке лодки к обратному рейсу просто не хватило.

При погружении «малютки» во время дифферентовки пары бензина из цистерны проникли внутрь лодки.

Труднее указать на источник воспламенения паров бензина. Таким источником могли быть электродвигатель у радиста или электропривод дифферентовочной помпы. Предварительного вентилирования отсеков сделать не успели, хотя такая мысль у меня была…

Капитан-лейтенант Колтыпин, как только ликвидировали последствия пожара, отправился на берег за разрешением на выход в обратный рейс. Возвратился он в 3.55. Ему было приказано выбрать место, день пролежать на грунте и только с наступлением темноты следовать в Новороссийск.

В помощь пострадавшему при пожаре Дьяконову прислали с другой лодки инженера-механика Льва Степановича Медведева.


Инженер-механик подводной лодки «М-32» инженер-капитан-лейтенант М. В. Дьяконов.


Старшина группы мотористов подводной лодки «М-32» главный старшина Н. К. Пустовойтенко.


Члены экипажа и сами видели, что выйти этим утром благополучно не удастся. Наступал рассвет, а с ним начинались яростные атаки немецкой авиации, непрерывно штурмовавшей Севастополь вплоть до полной темноты.

Экипажу «М-32» предстояло перенести в течение многих часов суровые испытания. Жизнь каждого висела на тончайшей нити. Конец этой нити находился в руках одного человека, который выстоял, несмотря на неимоверные трудности, выпавшие на его долю. Имя этого человека — Николай Куприянович Пустовойтенко.

…В шесть часов утра «малютка» легла на грунт. Вредное действие оставшихся паров бензина еще более усилилось. Они действовали одурманивающе: кто плакал, кто смеялся, а некоторые пели. Особенно тяжело переносили отравление женщины. Непривыкшие вообще к подводной обстановке, не знающие, что такое нехватка кислорода, они сильно страдали и считали, что лучше умереть, чем так вот мучиться.

Говорят, что чудес на свете не бывает. Но чем тогда объяснить, что люди, впавшие в беспамятство, не отдраили люк, скажем, в шестом отсеке (а такая попытка была) и не утопили себя в лодке? Чем объяснить, что, хотя из всего экипажа к полудню способность соображать сохранили только трое: капитан-лейтенант Н. А. Колтыпин, старшина группы мотористов Н. К. Пустовойтенко и парторг старшина 1 статьи С. К. Сидоров, а позднее на боевом посту оставался лишь Пустовойтенко, «М-32» выдержала испытание? Чем объяснить, что Николай Куприянович почти в бессознательном состоянии постоянно помнил отданный слабым голосом приказ командира: «Держись, Пустовойтенко! Держись!..»

Все это можно объяснить лишь чудесами. Чудесами храбрости и стойкости, выдержки и верности долгу воина-патриота главного старшины Пустовойтенко.

В 6.00 лодка легла на грунт. Пятнадцать долгих часов продержался Пустовойтенко и ровно в 21.00, как ему было приказано, стал будить Колтыпина, Дьяконова и командира отделения трюмных Хиневича. Но ни один из них не проснулся. Пустовойтенко удалось поднять лишь штурманского электрика Захарова.

Мало кому известно, что в этот день высокую выдержку проявил и Иван Алексеевич Лебедь. Как и все находившиеся в лодке, под воздействием паров бензина он впал в беспамятство. Очнулся он только поздно вечером. Его внимание привлек разговор Пустовойтенко с Захаровым.

— Понимаешь, ни командира, ни инженера-механика в чувство привести не мог, — говорил Пустовойтенко, — а пора всплывать.

— Что же делать? — отозвался Захаров. — Сможем мы обеспечить всплытие лодки вдвоем?

— Всплыть-то нетрудно, справлюсь и один. Но не в этом дело…

Пустовойтенко был уверен, что всплыть ему удастся. А дальше что? Как уйти из бухты, если все члены экипажа в обморочном состоянии? Ночью, без командира, без рулевых, вдвоем не справиться с такой трудной задачей.

«Как же поднять людей? — лихорадочно думал Пустовойтенко. — А как удается поднять людей в атаку? Встает один смельчак — не обязательно командир — и личным примером, горячим призывом «За мной!» увлекает массы людей. Воинский долг, чувство коллективизма позволяет преодолеть страх, заставляет покинуть окопы и вместе с другими броситься вперед».

«Надо и нам, — решает он, — сделать так, чтобы члены экипажа почувствовали необходимость занять свои боевые посты».

И тут Пустовойтенко увидел, что один из пассажиров лежит с открытыми глазами.

— Товарищ инженер-майор, как чувствуете себя? — обрадованный Пустовойтенко склонился над Лебедем.

— Довольно сносно…

— А не поможете ли нам?

— Какой из меня помощник — пошевелиться не могу, а не то чтобы встать, — медленно, останавливаясь на каждом слове, проговорил Иван Алексеевич.

Состояние было такое, будто он только что пробежал стометровку и никак не может отдышаться.

— Вставать и не надо!..

Пустовойтенко попросил, чтобы Лебедь и Захаров громко дублировали команды, которые он будет подавать, докладывали о выполнении различных приказаний. Важно, чтобы эти команды как-то дошли до сознания тех, кто был в обмороке.

Разъяснив товарищам, что от них требуется, Пустовойтенко занял место в центральном посту. Затем громко скомандовал:

— По местам стоять!..

Лебедь, лежавший в четвертом отсеке, и Захаров, прошедший во второй отсек, во весь голос продублировали:

— По местам стоять!..

— К всплытию! — кричит Пустовойтенко.

— К всплытию! — разносится по всем отсекам…

Расчет Пустовойтенко оказался верным. Люди, находившиеся в глубоком забытье, пробуждались. Раньше их невозможно было растормошить, поднять на ноги. А вот теперь с помощью повелительных слов команды их сознание начало проясняться. У многих в голове мелькнула мысль: «Лодка живет, все на своих местах, только я лежу и не помогаю товарищам». Воинский долг, чувство ответственности перед сослуживцами заставляли найти силы, чтобы занять свой боевой пост.

А тем временем по отсекам продолжали громко звучать команды:

— Приготовить дизель на продувание главного балласта!..

К моменту всплытия Пустовойтенко, Захаров и Лебедь совершенно выбились из сил. Но своего достигли. Многие из членов экипажа постепенно просыпались, приходили в себя. Некоторые даже поднялись на ноги, но действия их были еще бессознательны. Только свежий воздух мог окончательно привести команду в чувство.

Пустовойтенко открыл рубочный люк. Это удалось сделать ему с большим трудом. Но одно неосторожное движение — и главный старшина упал, лишившись сознания.

Когда листаешь журнал боевых действий лодки «М-32», бросается в глаза пропуск в записях 23 июня 1942 года. Днем они на многие часы прекращаются и возобновляются лишь в 23.45: «Отдраен рубочный люк. Лодка на камнях…».

Значит в 23.45 люди на лодке пришли в сознание? Да, это так. Пустовойтенко вновь очнулся. У него хватило сил, чтобы громко отдавать команды, которые по-прежнему дублировали Захаров и Лебедь, и помочь командиру выйти на мостик…

Позднее мне удалось познакомиться с характеристикой, данной И. А. Лебедю командиром лодки «М-32» Н. А. Колтыпиным:

«Лодка продолжала находиться в подводном положении в течение 16 часов. Не имея доступа свежего воздуха, личный состав и эвакуированные потеряли сознание, за исключением троих, в числе которых был и тов. Лебедь.

Когда настало время уходить из Севастополя, старшина мотористов Пустовойтенко призвал на помощь тов. Лебедя в работе по обеспечению всплытия и съемки лодки с камней. Тов. Лебедь, будучи тяжело раненным, напрягая последние силы, оказывал существенную помощь.

За проявленное мужество в спасении лодки «М-32» тов. Лебедь И. А. достоин правительственной награды».


Инженер строительного отдела флота инженер-майор И. А. Лебедь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"

Книги похожие на "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Алексеенко

Михаил Алексеенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"

Отзывы читателей о книге "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.