» » » » Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)


Авторские права

Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О войне, издательство Крым, год 1968. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)
Рейтинг:
Название:
Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)
Издательство:
Крым
Жанр:
Год:
1968
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"

Описание и краткое содержание "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" читать бесплатно онлайн.



В книге инженер-капитана 1 ранга запаса М. Г. Алексеенко рассказывается о боевых действиях черноморцев в годы Великой Отечественной войны.

Перед читателем раскрываются яркие страницы, вписанные в героическую летопись Черноморского флота подводниками, а также военными инженерами, электриками, ремонтниками — всеми теми, кто самоотверженно боролся за живучесть подводных кораблей, обеспечивал их успешные боевые действия.

Эту книгу, написанную на основе фронтовых дневников и личных воспоминаний участников событий, с интересом прочтет широкий круг читателей, особенно молодежь.

Общественный рецензент контр-адмирал запаса А. С. Жданов.

Литературная обработка Г. Ф. Лючина.






А тут еще и центральный пост доложили, что сорвало с фундамента электродвигатель шпиля, в четвертом отсеке вышел из строя электродвигатель вертикального руля.

— Перейти на ручное управление рулями! Глушичу уточнить повреждения! — приказал Кукуй…

Личный состав ведет напряженную борьбу за живучесть корабля. Молодежь время от времени подбадривает комиссар Я. К. Сколота и секретарь комсомольской организации коммунист Владислав Каменцев. В короткие перерывы подводники читают выпущенные Владиславом листовки. В них говорилось:

«Комсомольцы! В случае повреждений в вашем отсеке действуйте спокойно, быстро и уверенно… Проверьте аварийный инструмент, положите его так, чтобы он был всегда под рукой!»

Идет уже пятый час, а бомбежка все продолжается. Но вот разрывы «глубинок» прекратились, шум катеров начал затихать. Все облегченно вздохнули.

— Это они ушли за новой порцией бомб, — предположил старший лейтенант Кукуй. — Надо всплыть и уходить отсюда подальше.

А про себя командир подумал: «Пора позаботиться и о зарядке батареи».

Но, видимо, экипажи катеров противника посчитали, что уничтожили лодку, и ушли на базу. Это подтвердилось, когда всплыли на поверхность. Был дан ход дизелем, и электрики немедленно начали зарядку батареи. Радист включил рацию. Принимая последние известия, он услышал Одессу. Немецкое радио передавало, что «героические» катерники потопили в заливе советскую подводную лодку….

Это сообщение очень позабавило членов экипажа. Все от души смеялись над «героическими» фашистскими катерниками. Смех внес разрядку в общее напряжение, создавшееся во время длительного пребывания под взрывами вражеских глубинных бомб.

…И вот из такого, как говорят, переплета экипаж лодки «А-5» вышел победителем. А теперь, спустя несколько недель, нам предлагают «считать ее погибшей». Никак не укладывалось это в наших головах. Не верилось!

И лодка не погибла. По бригаде быстро распространилась радостная весть: радист лодки «А-5» главный старшина Зенат Нассибулин передал, что корабль приближается к родным берегам.

Встречать лодку выслали тральщик «Мина», на котором находился командир дивизиона капитан 2 ранга Р. Р. Гуз. Он и обеспечил благополучный переход «агешки» в базу, где ее с нетерпением ожидали боевые друзья.

Когда лодка ошвартовалась у пирса, первым из нас, специалистов, спустился в нее военинженер 3 ранга Ю. А. Максимов. После детального осмотра отсеков он поднялся на верхнюю палубу. На наш немой вопрос Юрий Александрович, пораженный увиденным и услышанным от членов экипажа, с ответом не спешил. Набив трубку тонко нарезанным абхазским табаком, хорошо раскурив ее и глубоко затянувшись дымом, он глухо произнес:

— Все, как и следовало ожидать, в порядке. Выстояли. Но как выстояли — это другой вопрос. Ведь они подорвались на противолодочной мине. Пришли с поврежденными вертикальным и горизонтальными рулями. Не в порядке гребные винты. Есть пострадавшие.

…А вечером 2 августа в кают-кампании плавбазы подводники отмечали благополучное возвращение лодки «А-5» из труднейшего похода.

Пришло поздравление личному составу лодки «А-5» от Маршала Советского Союза Семена Михайловича Буденного. Командующий флотом представил всех членов экипажа к правительственным наградам.

Такие дни не забываются

Тяжелые дни переживала наша страна летом 1942 года. Враг приближался к Волге, шли кровопролитные бон на дальних подступах к Сталинграду. Гитлеровцы, не считаясь с потерями, рвались на Кавказ, угрожая захватить нефтеносные районы.

В начале августа нас ознакомили с приказом Народного Комиссара обороны № 227. В нем раскрывалась суровая правда, отмечались причины наших временных неудач.

«Ни шагу назад!» — таков был приказ Родины своим вооруженным защитникам.

Мы, специалисты техотдела, были приписаны к той или иной части. Иногда уходили в горы и тренировались в стрельбе из минометов.

В это время заметно активизировалась боевая деятельность наших подводных лодок на коммуникациях противника, особенно в северо-западном районе Черного моря.

После того, как был оставлен Севастополь, переходы на позиции значительно удлинились. Чтобы попасть в назначенный район, лодкам приходилось преодолевать расстояние до 500–600 миль. Труднее всего было, конечно, нашим «малюткам», предназначенным для прибрежного действия.

Все чаще стали происходить боевые соприкосновения лодок с вражескими кораблями. Потери противника росли.

В августе 1942 года с победой возвратилась подводная лодка «М-36» капитан-лейтенанта В. Н. Комарова. Она находилась на боевой позиции у Бургаса. Район этот мелководный, и легко себе представить, насколько затруднены были действия наших подводников.

В 17.00 23 августа командир лодки Комаров обнаружил караван судов в составе двух транспортов и кораблей охранения. Нелегкое дело выходить в атаку на мелководье, а еще труднее отрываться от преследования противника, который: после торпедного залпа лодки сразу обнаружит ее и, конечно, постарается уничтожить. Несмотря на это, Комаров принимает решение атаковать.

Во время атаки командир, обычно стоя у перископа, наблюдает и оценивает надводную обстановку. На этот раз Комарову пришлось буквально лечь на настил. Только в таком положении, когда перископ поднят невысоко, можно было иметь под килем хоть какой-то запас глубины.

Объектом атаки командир избрал более крупный транспорт. Дистанция быстро сокращалась. На расстоянии около трех кабельтовых[4], когда угол упреждения совпал с расчетным, прозвучала команда: «Пли!»

После залпа «Тридцать шестая» на мгновение подвсплыла, рубка ее показалась на поверхности. И хотя моментально ушли на глубину, противник успел обнаружить лодку. Уйти в безопасное место командир не мог — на такой глубине фашисты сразу увидят вспененный винтами мутный след. Оставалось только ждать…

А канонерская лодка противника уже устремилась к подводному кораблю и начала сбрасывать глубинные бомбы. В такой обстановке врагу трудно было промахнуться. И сразу же в шестой отсек через подорванную крышку люка стала поступать вода.

— Аварийная тревога! — прозвучало по всем отсекам команда из центрального поста.

Секретарь парторганизации главстаршина В. Карпов и электрик коммунист П. Головин пытались преградить путь прорвавшейся воде. Инженер-механик И. Демиденко приказал пустить турбонасос. Но все было тщетным.

Тогда командир приказал личному составу покинуть шестой отсек и перейти в соседний.

Личный состав шестого отсека был спасен. Но вода затопила гребной электродвигатель. Это лишало экипаж возможности скрытно уйти из опасного района.

Вскоре вода проникла и в пятый отсек. Включили турбонасос. Но шум его привлек внимание противника. На лодку вновь посыпались глубинные бомбы.

Чтобы не демаскировать себя, пришлось выключить турбонасос. Создалась угроза затопления жизненно важных агрегатов и механизмов. Если это случится, то ничто уже не поможет лодке всплыть на поверхность.

Нужно было выбирать одно из двух либо погибать на дне моря, либо всплывать на поверхность, дать бой и попытаться уйти под дизелем. Командир выбрал второе. Его поддержали все, кто был рядом в центральном посту.

Но вот акустик коммунист Ефремов, доклады которого до этого были неутешительными, радостно воскликнул:

— Товарищ командир, шума винтов не слышу!

— Добро! — облегченно вздохнул Комаров. — Будем готовиться к всплытию. Принять все меры предосторожности.

Личный состав вооружился. Артиллерийский расчет подготовился быстро занять место у единственной сорокапятимиллиметровой пушки.

Лодка всплыла, готовая дать артиллерийский бой.

Открыт рубочный люк. Командир, а за ним вооруженные пулеметами, винтовками и гранатами члены экипажа выскочили наверх. Тишина. При лунном свете хорошо видно все вокруг. Катера противника ушли.

Самое время уходить из этого района. Задача не из легких: шестой отсек затоплен, и вся его электрочасть выведена из строя. Генератор, побывавший в воде, для зарядки аккумуляторов включать без просушки сразу нельзя. Единственное спасение — идти в базу под дизелем.

Так лодка «М-36» превратилась в надводный корабль. До базы предстояло пройти около шестисот миль мимо берегов, занятых врагом, в районах, где возможны встречи с самолетами противника. А в распоряжении экипажа лишь сорокапятимиллиметровая пушка.

По пути в базу под руководством инженера-механика лодки Ивана Ивановича Демиденко моряки быстро осушили затопленный электромоторный отсек.

Досталось в этом походе и боцману Коваленко. Электродвигатель вертикального руля оказался в морской воде, включать его нельзя. Боцману пришлось управлять рулем вручную. Это тяжело, очень тяжело. Но с помощью товарищей он справится с этой задачей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"

Книги похожие на "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Алексеенко

Михаил Алексеенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"

Отзывы читателей о книге "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.